«Технологически слаборазвитые экономики тяготеют к повышенной эксплуатации человеческого труда»

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке
Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной
специально для KazanFirst, рассуждает о возврате шестидневной рабочей недели.

О проблеме нехватки рабочих кадров на российских промышленных предприятиях известно давно, хотя наиболее остро она стала проявляться с прошлого года. С началом специальной военной операции на Украине усилился дисбаланс на рынке рабочей силы. Промышленные предприятия, прежде всего в сфере оборонного комплекса, резко наращивают объемы производства, при этом количество потенциальных работников заметно сократилось, в том числе по причине частичной мобилизации. 

По всей вероятности, эта проблема носит долгосрочный характер, однако каких-то адекватных предложений по ее решению пока нет. В том числе потому, что корень проблемы упирается не только в СВО и демографическую «яму», но гораздо глубже – это следствие более системной проблемы, заключающейся в изменении за последние десятилетия структуры рабочей силы.

За годы либеральных преобразований экономика России утратила большую часть собственных производственных мощностей в пользу закупки готовой зарубежной продукции. Речь прежде всего идет о такой технологически емкой отрасли, как машиностроение, для которой характерен высокий уровень кооперационных связей. Разрушение технологически емких отраслей привело к разрушению системы подготовки кадров для них. Параллельно этот процесс сопровождался «надуванием», в значительной степени искусственным, сектора услуг, который, помимо прочих негативных последствий, сильно подорвал престиж рабочих и инженерных специальностей в сфере промышленного производства. В результате мы получили перекос в структуре рынка труда. Имеется большая масса «специалистов» в сфере услуг, значительная часть которой сейчас оказалась невостребованной, в то время как в производственной сфере наблюдается дефицит кадров.

« Технологически слаборазвитые экономики тяготеют к повышенной эксплуатации человеческого труда»

Сейчас эта проблема вполне осознана. Но адекватных предложений ее решения пока нет. При том что очевидно, что эти предложения должны носить комплексный характер и отражать те изменения, которые протекают в нашей экономической среде. Иначе говоря, если мы в настоящее время движемся по пути усиления государственного влияния в экономике и усиления элементов планирования, то предлагаемые меры решения кадровой проблемы должны соответствовать этим тенденциям. Пока же мы видим, что в системе подготовки кадров и на рынке труда продолжает господствовать либеральный подход. 

В таких условиях начинают появляться различные инициативы, которые вроде как призваны помочь решить проблему нехватки кадров, но по факту являются громкими пиар-акциями, а в худшем случае – весьма неоднозначными с социальной точки зрения предложениями. Одно из таких предложений, прозвучавших недавно, это инициатива по возвращению в нашей стране шестидневной рабочей недели, которое выдвинула Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти».

Это предложение не новое. Еще в 2010 году известный олигарх с либеральными взглядами Михаил Прохоров предложил увеличить рабочую неделю в нашей стране до 60 часов, а это по факту и есть возврат к шестидневке. 

« Технологически слаборазвитые экономики тяготеют к повышенной эксплуатации человеческого труда»

В чём суть этого предложения? Она простая: если на рынке труда существует дефицит кадров, значит надо увеличить продолжительность рабочего времени. На первый взгляд, логично, но опасность в том, что это предложение – из серии «простых решений», которое в реальности приведет к усилению эксплуатации человека на производстве без каких-либо материальных компенсаций. Если говорить прямо, нам предлагают вернуться назад, к тем стандартам, которые характерны для слаборазвитых экономик.  

Именно технологически слаборазвитые экономики тяготеют к повышенной эксплуатации человеческого труда. Эта объяснимая практика, когда при недостатке интенсивных начал в производстве вынуждены прибегать к экстенсивным мерам воздействия. Иначе говоря, продолжительный рабочий график характерен в тех сферах, где преобладает низкая производительность труда. А низкая производительность, как правило, характерна для тех производств, которые лишены современных технологий, в том числе потому, что хозяева этих производств предпочитают экономить на их внедрении, компенсируя это повышением эксплуатации рабочей силы. 

В СССР шестидневная рабочая неделя была до 1960-х годов, когда состоялся переход на пятидневку. И тогда этот переход вполне справедливо преподносился как социальное завоевание, как мера, направленная на улучшение положения человека труда. Более того, данный переход означал, что советская экономика достигла высокого технологического уровня, который позволял сократить трудовую неделю. Это был реальный показатель прогресса и высокого развития советского общества. Ни случайно, что данное решение в нашей стране было принято в 1960-е годы, когда советская экономика демонстрировала технологический прорыв и высокие темпы роста. 

Если говорить о сегодняшнем дне, то действующее законодательство допускает переход на шестидневку с согласия работников и при дополнительной оплате. И такая практика уже неоднократно внедрялась. Но официальный возврат к обязательной шестидневной рабочей неделе без повышенных обязательств по отношению к работникам следует воспринимать как откат назад, который не решит проблему дефицита кадров, но приведет к обострению социальных проблем на производстве с риском нарастания протестных настроений в обществе.  

« Технологически слаборазвитые экономики тяготеют к повышенной эксплуатации человеческого труда»

Если же обсуждать возможные варианты решения проблемы дефицита кадров на производстве, я бы предложил обратить внимание на миграционный источник. Об этом говорят давно, но миграционная проблематика в основном преподносится обществу в негативном ключе. Хотя при разумной политике мигранты могли бы стать реальной компенсацией дефицита кадров. 

Проблема в том, что у нас миграционная политика постоянно меняется то в одну, то в другую сторону – то ужесточается, то резко либерализуется. В первом случае это создает проблемы на рынке труда, во втором – социальные проблемы в отношениях с мигрантами. Причем, когда идет либерализация, то фактически исчезает контроль над миграционным потоком внутри страны, в результате чего избыточные мигрантские массы уходят в нелегальные сферы деятельности. Необходимо же упорядочить миграционный поток, сделать его управляемым, набирать мигрантов на определенные территории и под конкретные производства. Именно так поступали в Западной Германии в 1950-е – 1960-е годы, когда эта страна демонстрировала немецкое «экономическое чудо» и нуждалась в огромном количестве рабочих рук. И мигранты поехали в эту страну: сначала это были югославы, а затем – турки. Направлялись они не просто в страну, а на конкретные заводы и фабрики, это было условие их пребывания в стране. И только позже упорядоченная немецкая миграционная политика была либерализована, утратив целевой характер, что привело к многочисленным негативным последствиям. 

Нашей стране следует изучить этот опыт и научиться работать с мигрантами целевым образом, получая от них высокую отдачу. В таком случае упорядоченная миграция станет благом для страны, а не проблемой.


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Comment section

Добавить комментарий

Войти: