Новые суда, онлайн-билеты и профессиональные кадры: куда движется татарстанская флотилия

Переродившийся «Флот РТ» во главе со спасителем пассажиров «Булгарии» Романом Лизалиным проведет реновацию речного флота и займется развитием водного туризма.
Переродившийся «Флот РТ» во главе со спасителем пассажиров «Булгарии» Романом
Лизалиным проведет реновацию речного флота и займется развитием водного туризма.

За прошлый год в пригородном сообщении Татарстану удалось перевезти 330 тысяч жителей. И все это по воде. Общая протяженность внутренних водных путей составляет 1 057 километров. Сегодня на территории республики функционируют два предприятия, которые занимаются пригородными пассажирскими перевозками на водном транспорте, — АО «Татфлот» и ООО «Производственное объединение нерудных материалов «Набережные Челны», а также восемь пассажирских причалов (Казань, Свияжск, Болгар, Тетюши, Чистополь, Елабуга, Нижнекамск, Камское Устье), две паромные и четыре ледовые переправы. Но начиная со следующего года вся татарстанская пассажирская флотилия начнет работать в составе АО «Флот республики Татарстан».

— Мы ставим себе цель в 2025 году поднять планку пассажиропотока на наших реках до 500 тысяч человек. Это расчетная величина, очень даже достижимая. Впервые за много лет в первый день лета с участием раиса республики Рустама Минниханова были переданы суда «Метеор-2020» и «А-217» в пользование вновь созданного акционерного общества «Флот РТ». Оно создано со 100%-ным участием Татарстана в уставном капитале для активного развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом и дальнейшего увеличения туристического потока в республике, — отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов.

Новые «Метеоры» на маршрутах

Министр признался, что такое решение назревало давно. За штурвалом того самого подаренного «Метеора» имел честь стоять Роман Лизалин. Эта фигура широко известна после крушения теплохода «Булгария». Проявив высочайшую степень организованности, капитан «Арабеллы» своевременно спустил шлюпки на воду и вместе с членами экипажа спас пассажиров. Ныне он не только почетный гражданин Чистополя и Мамадыша и лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея», но и генеральный директор «Флота РТ».

— Мы ставим перед собой действительно большие цели. Понимаем, какая ответственность сейчас на нас возлагается. На сегодняшний день наша компания ведет вопрос штатного формирования. Мы планомерно движемся по нашей дорожной карте по получению всех соответствующих нормативно-правовых документов, в том числе и лицензии на право пассажирских перевозок. Мы понимаем, что компания социально направленная, но в то же время наша задача расширять туристические перевозки. Это и внутренний, и внешний туризм. Работа идет полным ходом, — поделился спикер.

Новые суда, онлайн-билеты и профессиональные кадры: какие задачи ставит новая татарстанская пассажирская флотилия

Сезон навигации 2023 года завершат с «Татфлотом», чтобы не ломать устоявшийся график. Размер бюджетных инвестиций, вложенных в качестве оплаты «Флота РТ», составил два миллиарда рублей. Эти средства пойдут на приобретение и ремонт пассажирских судов и дебаркадеров. В этом аспекте важно упомянуть про Зеленодольский судостроительный завод имени Горького, ведь именно там построили новый «Метеор-2020», торжественно переданный в пользование «Флоту РТ». По словам Ханифова, отныне стоит задача довести мощности предприятия до 12 теплоходов в год.

— Завод успешно работал на производстве этих судов в прошлом. Было выпущено около 350-360 «Метеоров», производство которых составляло 10-12 штук в год. Наша задача — достичь уровня производства судов, как в те годы, — подчеркнул Ханифов.

Чтобы повысить пассажиропоток и упростить жизнь горожанам, в Татарстане прорабатывается возможность запуска онлайн-продажи билетов на речной транспорт. Попытки введения удобного инструмента уже принимались, правда, до сих пор есть некие трудности, не позволяющие до конца утвердить систему. Спикеры уверили, что с «Флотом РТ» эта идея найдет свое окончательное воплощение и «обещать это можно железно».

Новые суда, онлайн-билеты и профессиональные кадры: какие задачи ставит новая татарстанская пассажирская флотилия

— Попытки продажи билетов онлайн уже предпринимались. Организацией продажи билетов занимается АО «Татфлот». Есть некие проблемы, которые сегодня не позволяют такими хорошими возможностями пользоваться нашим пассажирам. Такая задача поставлена в целом и в министерстве транспорта. У нас есть транспортный блок, который очень активно сейчас этим вопросом занимается с «Татфлотом», — сообщил министр.

В свою очередь Лизалин заметил, что новые «Метеоры» начнут возить пассажиров уже совсем скоро. До середины июля команда завершит процесс лицензирования и обучения работников, тогда и поставит суда на маршруты. Так как социальными перевозками в 2023 году занимается АО «Татфлот», новые теплоходы встанут на экскурсионные направления. «Метеоры» отправятся по маршруту «Казань — Болгар — Казань», а водоизмещающему судну А-217 заготовлен путь «Казань — Свияжск — Казань».

— Планируем начать с этого, прочувствовать аудиторию и собрать отзывы. А уже в следующем году «Метеоры», наверное, будут стоять и на социальном направлении, — добавил Лизалин.

Что касается тарифов, на этот сезон они уже утверждены. И новая флотилия не повлияет на их рост.

Ремонт причалов и кадровый голод

Согласно заявлению Ханифова, модернизацию причального хозяйства произведут за счет выделенных двух миллиардов рублей на уставный капитал «Флота РТ». Из этой суммы 1,2 миллиарда пойдет на покупку «Метеоров», а 160 миллионов — на судно А-217, что оставляет около 640 миллионов рублей на ремонт пассажирских судов, требующих оперативного вмешательства. В прошлом году в навигации было девять судов, а до конца этого года, даже без учета «Метеоров», их число вырастет до 15 единиц.

Министр отметил важность ремонта причальной инфраструктуры. После технических обследований выяснилось, что железобетонные основания дебаркадеров находятся в хорошем состоянии, но надводная часть нуждается в капитальном ремонте.

Новые суда, онлайн-билеты и профессиональные кадры: какие задачи ставит новая татарстанская пассажирская флотилия

Одно судно уже отправили на ремонтный завод в Зеленодольске, так как текущие внутренние конструкции использовать нельзя. Министерство разрабатывает два варианта решения проблемы: снести всю надводную часть и построить новые дебаркадеры в том же стиле или провести замену обшивки, кровли, окон и дверей, если обследования покажут, что конструкции еще можно использовать. Ханифов считает, что ремонт должен быть глубоким и радикальным, так как электрика уже не безопасна, а конструкции могут не выдержать сильных ветров и качки.

— Там все превратилось в труху. Ремонт под ключ с полной заменой надводной части одного судна составит 47 миллионов рублей. Пока ремонтируются один-два дебаркадера, им на замену поставят два дежурных, — уточнил гендиректор «Флота РТ».

Ханифов раскрыл подробности проекта нового дебаркадера, который построят на металлическом основании. Тем не менее, рассматривается и вариант с железобетонным дном, разработанным в советское время. Уже заключено соглашение с заводом в Городце, который является последним действующим предприятием из семи на территории СССР, занимавшихся производством дебаркадеров. Министр подчеркнул, что необходимо сохранить уникальное инженерно-техническое решение, которое показало себя на отлично.

Новые суда, онлайн-билеты и профессиональные кадры: какие задачи ставит новая татарстанская пассажирская флотилия

Кроме того, спикер сообщил о переходе пассажирских судов из «Татфлота» во «Флот РТ» и оценил стоимость их модернизации. Средний ремонт обойдется в 7-15 миллионов, но может достигать 20-25 миллионов рублей. В случае, если утилизационный сбор окажется выгодным, старые суда будут сдавать.

Если с производственными мощностями ситуация неплохая, то с кадрами — похуже. Несмотря на то, что в Татарстане продолжает жить и цвести Речной техникум, его выпускникам необходимы профессиональные наставники. Такая работа тоже есть в планах «Флота РТ». Компания ставит перед собой цель, чтобы зарплаты сотрудников были не хуже, чем в среднем по регионам вдоль Волги.


Читайте также: Романа Лизалина назначили гендиректором акционерного общества «Флот Республики Татарстан»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *