предусмотрены штрафы за передачу заказов водителям без официальной лицензии.
Эксперты считают, что из-за нехватки шоферов стоимость поездки, особенно на
небольшие расстояния, вырастет как минимум в два раза.
Когда цены на такси начинают подниматься, наши кошельки становятся легче воздушного шарика после встречи с иголкой. Только россияне смогли оправиться от очередного взлета тарифов, как тут же в стране вновь предрекли их повышение с сентября. А связано это с новым запретом, согласно которому водителям придется иметь лицензию для перевозки пассажиров. О том, стоит ли бояться «кусачих» ценников и как относятся к нововведениям татарстанские таксисты, читайте в материале.
«Люди привыкли ездить по невыгодным для водителя тарифам»
В мире, где выбор транспортных средств кажется бесконечным, такси внезапно вступило на арену, будто главный герой в боевике. Многие жители, устав от пробок и неудобств общественного транспорта, обнаружили в шашечках настоящую золотую середину между личным автомобилем и многолюдными автобусами. Конечно, когда дело касается дальних поездок, такси может не быть самым выгодным и удобным вариантом. Но если речь идет о перемещении по городу, оно становится настоящим спасителем – позволяет приехать прямо к нужному месту, не беспокоясь о парковке. Более того, в среднем такие поездки не слишком дороги. Правда, кажется, этого важного преимущества такси вскоре вовсе может лишиться.

Одно из нововведений заключается в том, что компании и индивидуальные предприниматели, имеющие разрешение на работу в такси, будут обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира на сумму не менее двух миллионов рублей. При этом ОСАГО остается в силе. До сих пор пострадавший пассажир такси мог рассчитывать на выплату лишь до 500 тысяч по обычному страховому полису, в то время как пассажиры автобусов страхуются до двух миллионов рублей.
Эту несправедливость закон об обязательном страховании пассажиров легковых такси, подписанный президентом страны Владимиром Путиным 24 июня, призван исправить. Он вступит в силу только с 1 сентября 2024 года. С этой даты на такси будет распространяться система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП). Итог — максимальная выплата при смерти пассажира такси увеличится до 2,025 млн рублей, а для возмещения вреда здоровью пассажира будет доступна сумма до 2 млн рублей.
Кроме того, уже этой осенью цены на такси в России могут значительно повыситься из-за новых правил для служб, которые принимают заказы от клиентов и передают их таксистам. Законопроект, предусматривающий штрафы до 500 тысяч рублей для агрегаторов за передачу заказов водителям без официальной лицензии, уже приняла Госдума в первом чтении. Как только новость «вышла в свет», обеспокоенные татарстанцы забили тревогу в соцсетях.

— Весной за проезд одного и того же отрезка пути брали 200 рублей, а сейчас уже 400 рублей. И таксист меня предупредил, что с 1 сентября цены еще выше станут, — пишет Наиля.
— Ну всё, все на автобусы. Или же со знакомыми договариваться. Сейчас утром, когда машина не на ходу, мониторю такси с Минской до Адоратского. Под 600 рублей иногда в часы пик, да и днем бывает в обратном направлении 500 рублей. Представляю, что после будет, — присоединилась Ольга.
— И так такси золотое, куда ещё выше? Офигели, что ли, там совсем? – негодует Ирина.
Согласно предложенному законопроекту штрафы для граждан составят от 1 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей. В случае повторного нарушения в течение года штрафы возрастут. Сегодня только каждый пятый таксист имеет специальную лицензию. Для ее получения необходимо оформить полис ОСАГО на пассажирские перевозки, стоимость которого может составлять несколько десятков тысяч рублей. Более того, страховые компании часто отказывают таксистам в выдаче полиса. Если закон будет принят, цены на такси могут возрасти довольно резко.

— Цены действительно могут вырасти, но на заработке водителя это вряд ли отразится, потому что потребители не смогут оплачивать услуги такси регулярно. Никто не заставляет клиентов ездить на такси. Есть общественный транспорт за доступный ценник. С приходом агрегаторов люди привыкли платить половину стоимости или ездить по невыгодным для водителя тарифам. Если такси легализуют, уйдут подработчики, которые выходят на пару часов за пивко. Это безусловный плюс. А для подработчиков, конечно, минус, ведь 500-1 000 рублей в день лишними не бывают. Что касается штрафов, то без них не будет порядка. Когда за нарушения будут штрафовать, закон начнет работать, — считает водитель компании «Яндекс.Такси» Владислав Смирнов.
Цена упущенного контроля
Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Учитывая нынешнюю стоимость авто и их обслуживания, без повышения цен на такси просто не обойтись. И дело тут совсем не в водителях, ищущих выгоду. В то же время руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов убежден, что повышение цен – это полностью вина страховщиков.

— Они своей ценой ОСАГО и безобразными выплатами, а где-то и невыплатами за повреждение транспортного средства просто вынуждают людей не страховаться, придумывать обходные пути и заниматься вот этим нелегальным извозом. Здесь, что касается агрегаторов, которые якобы передают информацию о своих клиентах нелегальным таксистам, могу сказать точно – им вообще нет разницы, кому ее передавать. Есть спрос, рынок и определенные правила игры. Рынок поделили на две части – легалов и нелегалов. Опять же, кто допустил этих нелегалов? Упрощенные законы. Сейчас чтобы поймать нелегала, нужно сделать контрольную закупку. Во-первых, просто человек, который везет в машине другого человека, – это еще не преступление. Во-вторых, если человека передали через агрегатора, это нужно еще доказать. А контрольную закупку на каждого таксиста не выставишь. Там штрафы небольшие. Максимум машину на два месяца заберут, и все, — пояснил собеседник KazanFirst.
Люди, которые занимаются нелегальным извозом, появились не за один день, продолжил Золотов. Это результат того, что «где-то кто-то когда-то недоглядел». Неоправданные суммы за страховку ведут к формированию черного рынка, в итоге поездка для пассажиров точно не станет безопаснее. Но водитель компании «Везет» Игорь Колесников придерживается противоположной точки зрения.

— Безопасность поездок возрастет в связи с введением предрейсового медосмотра. Взлет цен, безусловно, будет из-за увеличения затрат водителей на ОСАГО, лицензию, путевые листы и прочее. А люди всегда чем-то недовольны. Из преимуществ могу выделить еще то, что ожидается уменьшение числа водителей. Соответственно, меньше загруженности дорог общего пользования. Минусов не вижу, хоть для меня такси — это источник подработки. Путь туда после старта действия закона для меня будет закрыт, — поделился таксист.
Если цены на такси достигнут небес, то, вероятно, придется полагаться на собственные ноги и использовать их в качестве наиболее надежного и экономичного средства передвижения. В конце концов, вместо того, чтобы платить за дорогую поездку, можно попробовать использовать свою фантазию и изобретательность – смастерить телепорт или освоить искусство полета на метле. Всяко лучше, чем ждать автобус, думая, сколько пересадок предстоит осуществить, чтобы добраться до пункта назначения.
Читайте также: Пьяные пассажиры, угрозы и мошенничества: с чем сталкиваются в работе таксисты Татарстана
Comment section