Новый инструмент цифровой экономики: алкоголь и табак в России могут начать продавать по биометрии

Торговые сети хотят использовать биометрические данные россиян для подтверждения их возраста при продаже спиртного и сигарет. На данный момент систему хотят ввести на кассах самообслуживания.
Торговые сети хотят использовать биометрические данные россиян для подтверждения
их возраста при продаже спиртного и сигарет. На данный момент систему хотят
ввести на кассах самообслуживания.

Будущее уже наступает на пятки – вскоре для покупки алкогольной и табачной продукции может понабиться отпечаток пальца или сетчатка глаза. А дело, собственно, в том, что представитель российской компании X5 Group, управляющей продуктовыми торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», обратился к Минцифры России с инициативой об использовании при продажах спиртного и сигарет биометрических персональных данных для подтверждения возраста покупателя. Подробнее о том, как работает система и что думают о ней татарстанцы, — в материале.

Ключ к безопасности или угроза приватности?

Начнем с того, что биометрия подразумевает под собой особую систему распознавания людей по их уникальным особенностям. Например, по отпечатку пальца, глазу — радужке или сетчатке, лицу, рисунку вен, сердечному ритму и даже ДНК. На самом деле с этим инструментом цифровой среды мы встречаемся не впервые. Достаточно вспомнить, как телефон узнает владельца по отпечатку пальца или при помощи сканирования лица. Также биометрию уже применяют в столичном метро и на Московском центральном кольце для оплаты проезда, а еще в 2009-м появились биометрические загранпаспорта. Биометрия нередко помогает правоохранительным органам вычислять людей через систему камер распознавания лиц и ловить преступников по базе дактилоскопии – по следам пальцев рук. Но отрасль продаж – это что-то новенькое.

Новый инструмент цифровой экономики: алкоголь и табак в России могут начать продавать по биометрии

С 1 июня 2023 года в России также вступил в силу закон «О единой биометрической системе» (ЕБС). Она собирает данные из аэропортов, метро, банков и других организаций, использующих инновационный инструмент. Регистрацию же биометрических данных можно выполнить на портале Госуслуг, а после подтвердить их в банке. Принято считать, что такой способ упрощает идентификацию и повышает безопасность.

Для того, чтобы выяснить, как татарстанцы относятся к возможным нововведениям в продаже алкоголя и табака с применением биометрии, редакция KazanFirst устроила опрос в социальных сетях, в котором поучаствовало более тысячи человек. Оказалось, что наибольшая часть граждан отнеслись к новости нейтрально – 39%, чуть меньше, а именно 37% респондентов, считают, что это хорошая идея. Лишь 24% жителей склонны к тому, что подобная технология не принесет никакой пользы. И все же доля граждан, не доверяющих биометрии, велика.

Новый инструмент цифровой экономики: алкоголь и табак в России могут начать продавать по биометрии

— Когда коту делать нечего, он… А правительство все проблемы уже решило. Теперь не знают, чем заняться, — прокомментировал Павел Барзилович.

И это неудивительно. Одной из основных причин опасений служит приватность. Сбор и хранение биометрических данных означает, что наши самые интимные и уникальные физические характеристики могут быть доступны для использования и обработки компьютерными системами. Люди беспокоятся, что их личная информация может быть скомпрометирована или использована без их согласия. Что же касается ритейлеров, они убеждены, что покупать алкоголь и сигареты по биометрии довольно удобно, ведь покупателям не нужно показывать паспорт, а продавцам — проверять его данные. В любом случае, в X5 Group пока предлагают использовать ЕБС только на кассах самообслуживания.

Новый инструмент цифровой экономики: алкоголь и табак в России могут начать продавать по биометрии

В свою очередь АО «Татспиртпром» как производитель алкогольной продукции из положительных сторон возможности продаж через биометрию может отметить исключение продажи алкоголя несовершеннолетним. Кроме того, директор по внешним коммуникациям и по взаимодействию с органами власти организации Анна Исхакова убеждена, что введение такого инструмента вряд ли отрицательно повлияет на прибыль и спрос на алкогольную продукцию.

— Покупатели, чьи биометрические данные не будут внесены в базу данных, продолжат покупать алкоголь на кассе, где сотрудник торговой точки сможет лично подтвердить возраст покупателя по документам. Биометрия позволит ритейлерам увеличить количество касс самообслуживания, а это, как известно, приводит к увеличению потребительского трафика и сокращению времени пребывания покупателей в торговой точке, — добавила собеседница.

«Процедура не должна быть принудительной»

Председатель Союза потребителей Татарстана Марс Исмагилов подчеркнул, что растущий спрос на удобство и скорость обслуживания покупателей приводит к тому, что ритейл с каждым годом все больше и больше внедряет различные технологии автоматизации процесса продаж. Идея использования биометрических данных для процедуры подтверждения возраста покупателей алкоголя и табака на кассах самообслуживания в магазинах не нова — она давно обсуждается. Одни потребители к этой идее относятся скептически. Другие считают, что это во многом ускорит процесс совершения покупок.

Новый инструмент цифровой экономики: алкоголь и табак в России могут начать продавать по биометрии

— Технологии с использованием биометрических данных в последние годы активно интегрируются в различные сферы нашей повседневной жизни, к примеру, в медицине, на портале Госуслуг, в банковской и правоохранительных сферах, различных сферах безопасности, не говоря уже о смартфонах. Поэтому, на наш взгляд, процедура с использованием биометрических данных в ритейле для автоматизации процесса продаж в конечном итоге скажется на улучшении качества обслуживания покупателей, однако она на сегодняшний день не должна быть принудительной. Покупатель должен сам решать, каким способом ему удобнее подтвердить свой возраст или личность. Кроме того, мы считаем, что вся обработка биометрических данных должна соответствовать требованиям в области обработки, обеспечения безопасности и защиты персональных данных от мошенников, — заметил Исмагилов.

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов, рассуждая о возможности использования биометрии в продажах, сказал, что наибольшая польза будет в здравоохранении.

Новый инструмент цифровой экономики: алкоголь и табак в России могут начать продавать по биометрии

— Напрямую вводится инструмент цифровой экономики, как в Китае. Людей, которым запрещено по медицинским показаниям принимать алкоголь, могут ограничить. Другой момент, который можно отрегулировать данным законом, – подростковый алкоголизм, который у нас растет. Остается вопрос, насколько такая технология будет эффективна. Алкоголик или подросток сможет попросить купить бутылку или сигареты другого человека. Продавец будет нести ответственность, но он же не имеет права не продать алкоголь человеку, который подходит по биометрии, — думает собеседник.

Дискуссия о биометрической продаже спиртного и табака может быть бесконечной. Главное в этом вопросе, чтобы «наверху» не перегнули палку, заметил Галямов. Например, не ограничили отпуск алкоголя в одни руки. Кроме того, как обычно, любой новый закон упирается в детали. Предположим, что продавать крепкие напитки и сигареты начнут именно при помощи системы распознавания лица. А если у человека сделана пластика? Или гражданин отрастил бороду? Или женщина в хиджабе? Кажется, что преследующей нас цифровизации не избежать, но конкретно этой практике перед полномасштабным запуском предстоит пройти еще сотни проверок.


Читайте также: В Татарстане замечен спад острых отравлений алкоголем


Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *