«Монопольные права на обращение с отходами получают частные компании, заинтересованные в максимизации прибыли»

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке
Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной
специально для KazanFirst, рассуждает о достижениях и неудачах уже бывшего
главы УК «ПЖКХ», а также прогнозирует, удастся ли его преемнику что-то изменить.

В начале июля произошла смена руководства в компании УК «ПЖКХ» – мусорном региональном операторе в западной зоне Татарстана. На смену москвичу Дмитрию Петрову пришел близкий мэрии Казани человек – депутат Казанской городской думы Евгений Чекашов, занимавший прежде должность зампредседателя Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Годичный период руководства УК «ПЖКХ» «варяга» Дмитрия Петрова запомнился многочисленными скандалами. Московский руководитель, возглавив в июле прошлого года компанию, стал вести довольно жесткую политику оптимизации производственных процессов, не считаясь с интересами жителей и местных властей, находящихся в зоне ответственности регионального оператора УК «ПЖКХ». В результате возникла череда крупных проблем, получивших резонанс в местных СМИ. Пресса запестрила заголовками про мусорный коллапс на территории Казани. Получила мощный публичный резонанс проблема переполненности полигонов. Да и тарифная политика на фоне невысокого качества оказания услуг вновь вернулась в информационную повестку.

Означает ли это, что Дмитрий Петров оказался плохим руководителем, особенно на фоне прежнего руководства УК «ПЖКХ» в лице Сергея Богатова? Думаю, что нет. Потому что, если затрагивать деятельность регионального оператора, Петров никакого серьезного урона деятельности компании не нанес. Максимум, что он сделал, – попытался, как я уже отметил выше, оптимизировать производственные процессы с целью повысить рентабельность бизнеса. То, что результатом этой деятельности стали проблемы, отчасти объективно. Но если говорить откровенно, то в значительной степени остроту этим проблемам придала пресса, сфокусировав внимание на том, на что раньше особо не обращала внимания (за исключением немногих изданий, которые всегда остро освещали проблемы мусорной реформы).

О системных проблемах региональных операторов в Татарстане

Разве до прихода к руководству УК «ПЖКХ» Петрова качество вывоза отходов этим регоператором было лучше? Насколько мне известно, нет. И прежде были проблемы с вывозом из сельской зоны, из частного сектора Казани, да и многоэтажных жилых комплексов. Но критического резонанса эти темы не получали. То же самое можно сказать и о проблеме переполненности полигонов. Просто при Богатове УК «ПЖКХ» более умело находила точки взаимодействия с властями той же Казани, благодаря чему острота многочисленных мусорных проблем нивелировалась. Единственный серьезный недостаток, который, как мне кажется, можно вменить Петрову, — это отсутствие должной дипломатии, которая не позволила ему избежать негативного публичного резонанса в свой адрес. Может быть, виной тому стал снобизм по отношению к казанским «провинциалам», традиционно присущий многим москвичам. А может, дело в самом подходе Петрова, не предполагавшем дипломатичность, так как ключевой его задачей являлась оптимизация производственных и финансовых издержек, многие из которых возникли в силу тесного взаимодействия прежнего руководства с местными властями. Невнимание ко многим подобным вещам в конечном итоге привело УК «ПЖКХ» к многочисленным скандалам и репутационным потерям. Как результат — через год Дмитрий Петров, который считался жестким, но умелым руководителем, покинул кресло гендиректора УК «ПЖКХ».

Думается, что приход к руководству УК «ПЖКХ» Евгения Чекашова позволит улучшить репутацию регионального оператора. В том числе потому, что Чекашов — свой для мэрии Казани человек, имеющий к тому же достойную репутацию и профессиональные навыки. Но сможет ли он серьезно улучшить деятельность УК «ПЖКХ», резко повысить качество вывоза отходов, в том числе в таких проблемных зонах, как село, где нет должной инфраструктуры, а логистика дорогая? Думается, что эти и другие проблемы сохранят свою актуальность, так как дело не столько в личности руководителя, сколько в тех системных ошибках, которые были заложены самим характером мусорной реформы. Что касается Чекашова, то он не решит эти проблемы, хотя имеет все шансы нивелировать их остроту, в том числе благодаря тесному взаимодействию с властями и прессой.

О системных проблемах региональных операторов в Татарстане

Если говорить откровенно, то именно степень взаимодействия регионального оператора с властями во многом и предопределяет «успех» его деятельности. Потому что сама система управления сферой обращения с отходами выстроена таким образом, что власть становится ключевым фактором, обеспечивающим эффективность регионального оператора. Причем эффективность эта в значительной степени определяется не объективными показателями, а косвенными факторами, которые во многом носят управляемый характер (качество информационного освещения, статистика обращений граждан и т.п.). Иначе трудно объяснить тот факт, что за 4,5 года деятельности УК «ПЖКХ» в качестве регионального оператора отношение к ней со стороны власти и прессы менялось от нейтрального или преимущественно благоприятного (при Сергее Богатове) до негативного (при Дмитрии Петрове), при том, что за весь этот период никаких объективных достижений в деятельности компании не было. Не построено ни одной новой сортировочной станции, ни одного нового полигона, ни иных инфраструктурных объектов, предусмотренных региональной территориальной схемой обращения с отходами. Единственное достижение – это установка в Казани и некоторых других населенных пунктах новых мусорных контейнеров, к появлению которых региональный оператор имеет весьма косвенное отношение.

Если же говорить о каких-то системных достижениях в деятельности УК «ПЖКХ» и других региональных операторов, то ожидать их не стоит. В лучшем случае мы увидим относительно отлаженную систему вывоза отходов. Однако нужно понимать, что вывоз отходов – это далеко не единственная функция регионального оператора. У него есть куда более важная задача – обеспечить создание условий для утилизации (переработки) отходов, что и является главной целью всей мусорной реформы. Но с этим как раз и возникают проблемы, которые предопределены характером мусорной реформы.

О системных проблемах региональных операторов в Татарстане

Ранее я уже писал, а сейчас повторю, что инициаторы мусорной реформы в России за основу взяли финскую модель обращения с отходами (кое-что также было взято из опыта Германии и других развитых стран). Финская модель предусматривает деятельность регионального оператора как монополиста на определенной территории, составляющей его зону ответственности. Но в чем одно из ключевых отличий финской модели от российской? В Финляндии региональный оператор подчинен муниципалитетам и его деятельность не носит напрямую коммерческий характер. Это не бизнес в классическом понимании, где прибыль является главной целью компании. В Финляндии перед региональным оператором стоит задача обеспечить координацию всех участников, вовлеченных в процесс обращения с отходами. То, что финский региональный оператор с точки зрения задач не является коммерческой структурой, позволяет ему создать сбалансированную систему для всех участников – населения, перевозчиков отходов и переработчиков. Только при таком подходе можно создать эффективную и работающую систему обращения с отходами, для которой главным критерием эффективности становится показатель утилизации (переработки) отходов. И еще один важный фактор успеха финской модели – деятельность регионального оператора находится под прямым контролем тех муниципалитетов, которые попали в зону его ответственности.

В России же пошли иным путем. У нас монопольные права на обращение с отходами получают частные компании, заинтересованные в максимизации прибыли. Именно по этой причине до сих пор ни в Татарстане, ни в других регионах России так и не создано полноценной системы обращения с отходами, которая бы демонстрировала высокий уровень утилизации. В Татарстане в этом смысле вообще почти ничего не сделано, при том, что изначально оба республиканских региональных оператора декларировали широкую программу инвестиций в создание инфраструктуры и под это дело утверждались завышенные тарифы. Кроме того, ни одна из этих компаний не имеет должного контроля, поэтому их деятельность, в том числе финансовая, отличается низкой прозрачностью. А наличие неформальных аффилированных отношений с некоторыми чиновниками усугубляет проблему. В совокупности эти, а также ряд других факторов не позволяют обеспечить достижения главных целей мусорной реформы. В результате в Татарстане по прошествии 4,5 лет мы находимся на том же месте, откуда и начинали.


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *