«Спрос только растет»​: что происходит на рынке лизинга Татарстана?

За прошедший год лизинговые компании адаптировались к новым условиям – в грузовыхперевозках переориентировались на китайскую технику
За прошедший год лизинговые компании адаптировались к новым условиям – в
грузовых
перевозках переориентировались на китайскую технику, увеличили количество сделок
с клиентами, которые выполняют оборонные заказы. KazanFirst побеседовал с
региональным
директором «Интерлизинг» по Приволжскому федеральному округу Олегом
Тюкаевым о последних трендах отрасли в республике.

За первое полугодие 2023 года региональный филиал «Интерлизинга» инвестировал в бизнес более одного миллиарда рублей. По словам регионального директора Олега Тюкаева, компания опережает годовой план. Бизнес охотно заключает сделки по лизингу грузового транспорта, а уход зарубежных игроков только ускорил развитие этого рынка. 

«В Татарстане насыщенный рынок»

– Какое состояние у рынка лизинга в республике сегодня?

– В Татарстане достаточно насыщенный рынок. Здесь есть сильные региональные игроки, также свои филиалы в Казани открывают федеральные компании с государственным участием. Поэтому в Татарстане с этим проблем нет, рынок растет. Думаю, что очень сильная позиция у грузоперевозчиков. По предметам лизинга в большей степени превалирует грузовой транспорт.

«Спрос только растет»: Что происходит на рынке лизинга Татарстана?

Из интересных вещей – крупные перевозчики техники постепенно переориентировались на китайские марки, а те, кто не хочет на них переходить, стараются поддерживать текущий парк в хорошем состоянии. Для этого они оформляют возвратный лизинг, то есть получают от лизинговой компании деньги под залог техники, затем их инвестируют с целью сохранить свой парк в максимально свежем состоянии: закупают запчасти, горюче-смазочные материалы. 

– Помимо грузовых автомобилей какие сектора показали рост или, наоборот, упали?

– Аграрии пока не спешат с обновлением парка техники – прошлый год был достаточно урожайным, но в условиях ограниченности сбыта есть проблемы с реализацией товаров. Многие сельхозтоваропроизводители переориентировались на внутренний рынок. Посмотрим, что будет со сбытом дальше. Мы хорошо понимаем потребности данного сегмента, поэтому для клиентов доступен продукт «платеж раз в год», когда сельхозтоваропроизводитель приобретает технику, вносит аванс, а следующий крупный платеж у него в ноябре-декабре, когда он собрал урожай, продал его и получил деньги. 

Рост ВПК и лизинг жилья

– Насколько востребованы услуги лизинговых компаний бизнесом Татарстана? Как менялся спрос на эти услуги в последние полгода?

– Спрос только растет. Конечно, когда началась СВО, все приостановили свои инвестиционные планы, но с учетом того, что Татарстан достаточно сильный в позиции металлообработки, у нас появилось много сделок на оборудование.

Значительно увеличилось количество сделок с клиентами, которые ориентируются на военно-промышленный комплекс. Плюс к этому – клиенты-перевозчики переориентировались на китайцев. То же самое с легковым транспортом – если раньше были востребованы в основном премиальные автомобили европейских марок, то сейчас это китайские автомобили премиального и массового сегмента. В целом рынок только растет за счет того, что ушли некоторые европейские лизинговые компании. 

«Спрос только растет»: Что происходит на рынке лизинга Татарстана?

– Год назад в СМИ появлялись сообщения о том, что Минфин разрабатывает программу лизинга жилья с правом выкупа. Есть ли у этой инициативы перспективы и в каком виде это можно реализовать?

– Мы работаем с лизингом коммерческой недвижимости уже не первый год. В начале года запустили программу лизинга жилой недвижимости — она работает в Москве и Санкт-Петербурге. Мы пока накапливаем опыт, но в будущем планируем запустить эту программу и в Казани для тех людей, кому по тем или иным причинам не доступны ипотечные программы кредитования. Лизинг может прийти на помощь. Это действующий продукт, и им можно пользоваться. Возможно, Минфин будет льготировать этот рынок и привлекать на него физлиц. Но тут есть такой момент – имущество находится в собственности у лизингодателя, соответственно, налог на имущество идет как на юридическое лицо. В этом пока есть небольшие загвоздки. 

Перспективы на будущее

– Если резюмировать, то рынок растущий, бизнес, несмотря на сложности, видит перспективы в этом направлении. 

– Особенно в Татарстане. Здесь есть местные игроки, которые очень сильны в Приволжском федеральном округе. Тут хватает развивающихся бизнесов, и многие в него вкладываются. Все федеральные лизинговые компании, развивая сеть в регионах, в первую очередь стараются открыть филиал в Казани. Плюс – здесь очень много качественных клиентов.

– Как вы думаете, в чем секрет благоприятного инвестиционного климата в Татарстане? 

– Исторически у Татарстана сильные позиции в производстве. Также важно, что правительство республики активно работает с целью привлечения инвестиций и направляет средства в сторону поддержки бизнеса и экономики. И еще есть огромный пласт нефтяных денег, которые инвестируются в том числе в бизнес и производство. В Татарстане соединилось воедино все: сильные производственные мощности, логистический центр, сельхозтоваропроизводители и нефтяные деньги. 

– Какой ваш прогноз на вторую половину 2023 года и начало 2024-го?

– Прогноз – дело неблагодарное, но надеюсь, что никаких серьезных изменений не случится. Центробанк повысил ключевую ставку, думаю, процентная ставка по депозитам, кредитам и лизингу с августа пойдет вверх. Это в краткосрочной перспективе, что уже точно случится. А в целом надеемся на лучшее. Что касается нас – мы пока идем с перевыполнением плана. 

«Спрос только растет»: Что происходит на рынке лизинга Татарстана?

– Какие планы по развитию компании вы могли бы озвучить?

– У нас работают два подразделения в Татарстане – в Казани и Набережных Челнах. В Казани мы активно увеличиваем штат. Возможно, до конца года мы принесем в Казань продукт лизинга жилья. Мы усилили позиции по сельхозтоваропроизводителям за счет программы «платеж раз в год» и по грузоперевозчикам за счет программы «перевозчик». Думаю, мы будем идти в направлении легкового транспорта и спецтехники, развивать точки роста по другим сегментам. 


Читайте также: «У всех компаний есть потенциал роста»: как татарстанские компании выглядят на рынке акций


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *