Ильсур Хадиуллин в Челнах: Самое страшное — начальная школа

В Челнах прошла августовская конференция работников образования. Главе Минобрнауки республики рассказали о педагогических династиях
В Челнах прошла августовская конференция работников образования. Главе
Минобрнауки республики рассказали о педагогических династиях, а тот в свою
очередь пожурил город за большое количество детей на домашнем обучении и
олимпиадников-перебежчиков.

История системы образования автограда началась в год отмены крепостного права: в 1861 году в тогда еще селе появилась церковно-приходская школа, где преподавал местный батюшка. Про ЕГЭ и образовательные стандарты тогда еще никто не слышал. А новые здания строили гораздо реже: в одноэтажную деревянную постройку первое образовательное учреждение Челнов переехало только в 1914 году.

От деревянных зданий до проектов за миллиарды

В 1917 году на базе этой организации создали начальную школу имени Розы Люксембург, затем — Фабрично-заводскую семилетку (1931 году). А в 1934 году ее перепрофилировали в десятилетку. И тогда же, собственно, и появилась средняя общеобразовательная школа №1, которую возглавил Александр Локтев.

— Между прочим, участник Великой Отечественной войны. А выпускники школы и по сей день продолжают работать в этой школе, — дополнил рассказ экскурсовода заместитель руководителя исполкома Челнов Рамиль Халимов.

«Такому бардаку в системе образования Татарстана места нет»

Посвященная истории системы образования города выставка разместилась на втором этаже школы №62, где прошла августовская конференция работников образования. О том, что для учебы детей будут строить здания в несколько этажей, а за парты будут садиться десятки тысяч учеников во времена зарождения системы образования, пожалуй, мало, кто мог подумать. А первый выпуск из 10-го класса состоялся только в 1937 году — из восьми детей.

Во время Великой Отечественной войны на территории города функционировало восемь школ. Правда, большинство выпускников тогдашних времен — девушки, так как парней, даже не достигших совершеннолетия, забирали на фронт.

— Известна история, когда директор собрал линейку перед отправкой на фронт и сказал: «Я обязательно вернусь». И вернулся. Дошел до Берлина и вернулся, — дополнил рассказ экскурсовода начальник управления образования Челнов Рустем Хузин.

«Такому бардаку в системе образования Татарстана места нет»

Бороться за появление школ приходилось и в 90-е годы. Один из стендов на выставке посвящен Искандеру Галимову. Глава Центрального района Челнов ушел из жизни в апреле 2022 года. Но до этого более 15 лет руководил школой №58. И во многом именно благодаря ему это образовательное учреждение появилось на свет.

— Он участвовал в строительстве, готов был разгружать машины ночами, лишь бы дети, которые занимаются в соседних детских садах, переехали в типовое большое здание, рассчитанное на 2 000 учеников. Тогда никаких приборов не было, даже на стенах писали в этой школе ученики сначала, потому что досок не было, — рассказала экскурсовод.

— В 1993 году появилась школа? Потом мы открыли в 2016 году. Сколько лет прошло? 23 года в Челнах не строили школы, — быстро подсчитал мэр Челнов Наиль Магдеев.

Почти тысячелетние династии учителей

Историческая часть выставки плавно перетекла на территорию, посвященную династиями учителей,— в Год педагога и наставника вполне подходящая тематика. Стаж самой возрастной достиг аж 776 лет.

«Такому бардаку в системе образования Татарстана места нет»

— У нас в семье 29 учителей. Уже несколько поколений работают педагогами, — рассказала официальной делегации представительница династии Хамитовых-Ахтямовых.

— Можете себе представить? Еще чуть-чуть и будет 1 000 лет. Продолжаете? — уточнил мэр Магдеев.

— Продолжаем. Пять педагогов еще работает, продолжает традиции.

— Надо добить до 1 000 лет, — пожелал градоначальник.

Представитель одной из династий оказался в официальной делегации. Оказалось, что педагогической династии Халимовых (замруководителя исполкома) уже 550 лет.

— Это про него? Это про тебя, да? — обернулся мэр Магдеев к стоящему по левую руку заместителю.

— Да.

— А, на тебя похож, — указал градоначальник на один из портретов на стенде.

— Это мой дедушка, участник Великой Отечественной войны. У него было восемь детей. Из восьмерых — семь учителей, один врач. Из восьмерых детей — 22 внука, из которых 11 учителей.

«Такому бардаку в системе образования Татарстана места нет»

— Товарищи журналисты! Расскажите, пожалуйста, о них. Иногда всякую глупость пишут — кто с кем женился, кто с кем развелся. И вот это обсуждают. Про 776 лет напишите, про Халимова напишите. Вы не забыли, что Год педагога и наставника объявлен президентом России Владимиром Путиным? Учебный год начинается через неделю. Давайте писать хорошее о педагогах! — обратился мэр Магдеев к собравшимся вокруг журналистам. — На лучшем будем воспитывать наших детей, нашу страну. Нигде я не видел, чтобы на худших примерах страну воспитывали. Нет таких примеров! Можно показать хорошее. Можно всю жизнь говорить о плохом. Вот живой пример. Живой, стоит, как памятник. «Кто ж его посадит — он же памятник» — помните? Я и не знал, что такой послужной список у вашей династии. Самое дорогое, что в руки педагогам попадает, — ребенок. Тоже надо до 1 000 тянуть.

Все хорошо, но

После осмотра экспозиции официальная делегация переместилась в актовый зал школы — на место исторических вопросов пришли насущные проблемы. Как отметил министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин, Челны по большинству показателей в лидерах.

— Вопросов, претензий к системе образования в плане результативности мы не имеем. По республике мы всегда приводим в пример Челны, которые показывают систематический результат, — отметил глава Минобрнауки республики. — Но есть определенные сложности.

Серьезно стоит в городе кадровый вопрос. Особенно с учетом растущего числа школьников. Если в учебном году 2018/19 за парты село 59 тысяч учеников, то в этом — почти 74 тысячи. Но, как отметил министр, жаловаться на нехватку педагогов городу, где есть не только полноценный педагогический университет, но и педагогический колледж, несколько странно.

«Такому бардаку в системе образования Татарстана места нет»

– Считаю, что когда имеются такие учреждения, жаловаться на нехватку кадров — грех. Мы должны говорить о подготовке кадров со школьной скамьи. Подготовку учителей нужно начинать, открывая профильные классы. Думаю, в этом направлении у вас все получится, — заявил Хадиуллин. — Как удержать? Это уже другой вопрос. В новой среде молодой учитель должен доказать, что он компетентен. В этом вопросе наши наставники обязательно помогут, подскажут. Предлагаю более серьезно вести работу с педучилищем, педагогическим университетом.

Очень серьезным направлением министр назвал олимпиадное движение. Одаренных детей необходимо выявлять и поддерживать, сопровождать и развивать, подчеркнул глава Минобрнауки Татарстана. По итогам года республика занимает третью позицию по показателю успехов в этом направлении, сразу после Москвы и Московской области.

— Всегда на третьем месте был Татарстан, а на втором Санкт-Петербург. Получается, что впервые Петербург ушел на четвертую позицию. Между Петербургом и Татарстаном идет жесткая, в хорошем смысле слова, конкуренция. Прошу в этом году более серьезно относиться к этому вопросу, — отметил министр.

И разъяснил почему. Олимпиадников по поручению раиса Татарстана Рустама Минниханова поддерживают финансово: победители олимпиад получают 200 тысяч рублей, призеры — 100 тысяч. Однако другие регионы платят больше, поэтому олимпиадники «утекают».

«Такому бардаку в системе образования Татарстана места нет»

— Москва и Московская область дают по 500 тысяч, по 300 тысяч рублей. Поэтому когда идут заключительные этапы олимпиад, дети отчисляются из наших школ и выступают за эти области. Этих детей мы должны знать, с ними вести работу. Это нечестно. В спорте уже имеются какие-то правила в этом направлении. В образовании такого тоже не должно быть. Детей готовим мы. Наши дети должны выступать за нашу республику. Возьмите на особый контроль, — обозначил проблему министр.

А затем плавно перешел к семейному образованию, которое набирает обороты и создает все больше проблем.

— Семейное образование по закону не запрещается. Но реальная ситуация не поддерживает семейное образование. В Челнах, вроде, все хорошо. Но по этому направлению не все хорошо, — отметил Хадиуллин.

Число школьников на семейном образовании серьезно растет. Если в 2021 году это было 224 ребенка (147 — в начальных классах, 56 — в основной школе, 21 в средней), то сейчас уже 546 (начальные классы -324, основная школа — 189, средняя школа — 33).

«Такому бардаку в системе образования Татарстана места нет»

— Самое страшное — начальная школа. Ребенок должен находиться в школе, с учителем, социализация должна быть. Ребенка отрывают от школы, закрывают у себя в семье. Приглашают репетитора. А потом говорят — плохо сдает. Конечно! Мы всегда должны говорить о том, что те, кто переходит на семейное образование, хуже всего сдают. В этом году у нас было одно удаление. Как раз тот был удален, что занимался на семейном образовании, — подчеркнул министр. — Если мы хотим, чтобы был порядок в системе образования, то такого не должно быть. В любом случае руководитель будет отвечать за этого ребенка. Вы же знаете, какой был случай в Альметьевске. Ребенок на семейном образовании убил свою мать. Это кошмар! Такого не должно быть. Прошу взять вопрос на особый контроль.

Один из путей, обозначенных главой Минобрнауки Татарстана, — более серьезно относиться к оценкам тех детей, что находятся на семейном образовании. И если ребенок получает неудовлетворительную оценку, не осваивает предмет, то необходимо это обозначить соответствующим образом и вернуть ученика в лоно школы.


Читайте также: «Образование – это про то, чтобы не просто отсидеть на уроках, нужно вызвать интерес у учащегося»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *