Site icon KazanFirst

Новая жизнь здания театра Камала и Музея Сайдашева: Ирада Аюпова рассказала о судьбе главных объектов культуры Казани

На традиционной пресс-конференции министр культуры республики рассказала
На традиционной пресс-конференции министр культуры республики рассказала, что в
старом здании знаменитого театра может разместиться музыкально-драматический
театр, а музей татарского композитора откроет двери после семилетней реставрации
уже этой осенью.

Министерства Татарстана начали постепенно возвращать в практику прямые и неформальные диалоги с журналистами. Не стал исключением и Минкульт республики. Глава ведомства Ирада Аюпова в стенах Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева решила дать старт традиционной пресс-конференции с ответа на один из самых обсуждаемых вопросов про Музей Сайдашева, который обещали после начала ремонта и реставрации в 2016 году открыть этим летом, но этого так и не произошло. В то же время многие казанцы все еще надеются на скорое возвращение здания к работе, ведь в одной из квартир исторического памятника с 1930 по 1954 год с небольшими перерывами жил и создавал свои лучшие произведения великий композитор.

— Мы хотели немного отойти от формата мемориального музея, который с точки зрения привлекательности, может быть, не столь популярен у жителей города и туристов. Как правило, мемориальные комплексы гости республики посещают в последнюю очередь. Мы думали сделать живой музей. Почему до сих пор его нет? Понятное дело, что можно сделать традиционную музейную экспозицию, некий уголок, где выставить все, что связано с именем Сайдашева. Это там тоже будет, но это лишь часть музейного пространства. Все остальное – это площадка, которая фактически является ядром музыкально-музейно-театрального квартала. Здесь рядом у нас и музыкальный колледж имени Аухадеева, и площадка театра Тинчурина, который тоже имеет в своей истории музыкальные страницы. И, безусловно, это будет постоянно действующая коммуникационная площадка, где сущность нашей музыкальной истории передавалась бы не только стульями, столами и роялями, но еще и звуками, а также мероприятиями, которые раскрывали бы музыкальную культуру, — отметила спикер.

«Мне очень жаль, что люди у нас не всегда знают наших авторов»

Аюпова добавила, что на сегодняшний день ведомство не договорилось в полном объеме о том, как Музей Сайдашева будет работать. Там уже проходит ряд мероприятий, но официальное открытие намечено на осень 2023 года. Кроме того, в ходе беседы с журналистами министр культуры Татарстана призналась, что республика хочет уходить от концепции консервативных музеев, где сохраняется установка «не ходите туда, не ходите сюда». Основная цель любого культурного пространства – раскрыть силу места, в том числе посредством популяризации музыки локальных авторов, о которых довольно большая часть жителей не осведомлена.

— Мне очень жаль, что люди у нас не всегда знают наших авторов. Если сейчас остановить прохожих на улице, мало кто скажет что-то даже о Сайдашеве. Хочется, чтобы жители знали свою музыку и своих героев, — подчеркнула Аюпова.

Министр культуры также выступила за формирование нового туристического маршрута по столице. «Музыкальный маршрут» должен пройти от Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева до музея композитора Назиба Жиганова, захватив, в том числе, театр Тинчурина и музеи Горького и Шаляпина. С помощью аудиогидов жители и гости Казани смогли бы познакомиться с самыми известными композиторами и музыкантами, а также значимыми для истории музыки местами, считает спикер.

После Аюпова поделилась, что у республики есть в планах разместить в здании Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала музыкально-драматический театр. По ее словам, данный вопрос уже звучал на встрече раиса Татарстана Рустама  Минниханова с выпускниками ГИТИСа. Тогда глава республики поручил ведомству организовать публичные обсуждения с общественностью по этому поводу. Оказалось, что республика уже накопила достаточно материалов, чтобы транслировать их на профессиональной сцене. Также спикер отметила, что такая инициатива уже давно была в ее голове как одна из мечт, которую она хотела бы воплотить в сфере культуры.

— Нужно понимать, что есть музыкально-драматический театр в контексте современного развития. Этот вопрос нельзя упрощать, потому что репертуар может быть очень многоплановым. Но музыкально-драматическое искусство имеет свои законы, свою основу и систему. Репертуар, который сегодня набран, на самом деле несколько больше отклоняется зачастую либо в сторону музыкального театра, либо драматического. А если мы говорим про оперу, то это очень строгое искусство, где есть четкое понимание увертюры, определенное количество мужских и женских сольных арий, речитативов, ансамблей и хоров. Это математика. Например, я очень люблю «Кара пулат», но если мы совсем строго отнесемся к ней как к оперному искусству, то она не в полной степени втиснется в эти каноны, — рассуждает министр культуры Татарстана.

Реставрация ТЮЗа и кадровые сложности

Не отстает от инноваций и казанский ТЮЗ. Здесь начнется поэтапная реставрация и реконструкция, пояснила Аюпова, подчеркнув, что это достаточно многослойный, комплексный и амбициозный проект. Сейчас республика подала заявку на федеральное софинансирование, чтобы провести противоаварийные работы, — стены здания уже отваливаются.

— Первый этап ремонта пройдет в здании производственных цехов и репетиционных залов, за главным зданием ТЮЗа. Основное здание является объектом культурного наследия, и для его реконструкции разрабатывается отдельный проект с привлечением источников финансирования, — уточнила спикер.

Аюпова добавила, что в сфере театра так же, как и в любой другой отрасли, нередко наступают кадровые сложности. Средний возраст работников культуры составляет 48 лет. Доля молодежи до 35 лет — 21%. Средний возраст работников театров — 48,2 года, а в категории «специалисты» — 31 год. Спикер заметила, что сегодня не всегда легко попасть в театр выпускникам вузов.

— Почему в театральной сфере очень сложно? Действительно, люди в возрасте за годы театральной службы становятся мэтрами, мастодонтами, которые прошли долгий путь. Как правило, в период между 50 и 70 годами они становятся носителями большого количества титулов и вся система наград заточена под стаж, — рассказывает министр культуры республики. — Вот у нас выпускникам вузов ведь тоже нужно куда-то деваться. Нужно либо сделать более гибкой контрактную систему в театральной сфере, либо можем пойти по такому пути, как, например, работает Турция. Там есть единый реестр артистов, которых приглашают на различные роли в театры после прохождения кастинга. Также есть еще альтернативный вариант — мы будем с уважением относиться к авторитетным и именитым людям, оставим их в штатном расписании не только на полставки. Но здесь самая важная история — это выстраивание коммуникации.

Культурная коммуникация играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия, заметила Аюпова. Через обмен опытом и знаниями поколения передают ценности, традиции и историю своего народа. Это способствует сохранению культурного многообразия и укреплению идентичности.


Читайте также: Минниханов встретился в ГИТИСе со студентами из Татарстана


Exit mobile version