Новая жизнь здания театра Камала и Музея Сайдашева: Ирада Аюпова рассказала о судьбе главных объектов культуры Казани

На традиционной пресс-конференции министр культуры республики рассказала
На традиционной пресс-конференции министр культуры республики рассказала, что в
старом здании знаменитого театра может разместиться музыкально-драматический
театр, а музей татарского композитора откроет двери после семилетней реставрации
уже этой осенью.

Министерства Татарстана начали постепенно возвращать в практику прямые и неформальные диалоги с журналистами. Не стал исключением и Минкульт республики. Глава ведомства Ирада Аюпова в стенах Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева решила дать старт традиционной пресс-конференции с ответа на один из самых обсуждаемых вопросов про Музей Сайдашева, который обещали после начала ремонта и реставрации в 2016 году открыть этим летом, но этого так и не произошло. В то же время многие казанцы все еще надеются на скорое возвращение здания к работе, ведь в одной из квартир исторического памятника с 1930 по 1954 год с небольшими перерывами жил и создавал свои лучшие произведения великий композитор.

Новая жизнь здания театра Камала и Музея Сайдашева: Ирада Аюпова рассказала о судьбе главных объектов культуры Татарстана

— Мы хотели немного отойти от формата мемориального музея, который с точки зрения привлекательности, может быть, не столь популярен у жителей города и туристов. Как правило, мемориальные комплексы гости республики посещают в последнюю очередь. Мы думали сделать живой музей. Почему до сих пор его нет? Понятное дело, что можно сделать традиционную музейную экспозицию, некий уголок, где выставить все, что связано с именем Сайдашева. Это там тоже будет, но это лишь часть музейного пространства. Все остальное – это площадка, которая фактически является ядром музыкально-музейно-театрального квартала. Здесь рядом у нас и музыкальный колледж имени Аухадеева, и площадка театра Тинчурина, который тоже имеет в своей истории музыкальные страницы. И, безусловно, это будет постоянно действующая коммуникационная площадка, где сущность нашей музыкальной истории передавалась бы не только стульями, столами и роялями, но еще и звуками, а также мероприятиями, которые раскрывали бы музыкальную культуру, — отметила спикер.

«Мне очень жаль, что люди у нас не всегда знают наших авторов»

Аюпова добавила, что на сегодняшний день ведомство не договорилось в полном объеме о том, как Музей Сайдашева будет работать. Там уже проходит ряд мероприятий, но официальное открытие намечено на осень 2023 года. Кроме того, в ходе беседы с журналистами министр культуры Татарстана призналась, что республика хочет уходить от концепции консервативных музеев, где сохраняется установка «не ходите туда, не ходите сюда». Основная цель любого культурного пространства – раскрыть силу места, в том числе посредством популяризации музыки локальных авторов, о которых довольно большая часть жителей не осведомлена.

— Мне очень жаль, что люди у нас не всегда знают наших авторов. Если сейчас остановить прохожих на улице, мало кто скажет что-то даже о Сайдашеве. Хочется, чтобы жители знали свою музыку и своих героев, — подчеркнула Аюпова.

Новая жизнь здания театра Камала и Музея Сайдашева: Ирада Аюпова рассказала о судьбе главных объектов культуры Татарстана

Министр культуры также выступила за формирование нового туристического маршрута по столице. «Музыкальный маршрут» должен пройти от Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева до музея композитора Назиба Жиганова, захватив, в том числе, театр Тинчурина и музеи Горького и Шаляпина. С помощью аудиогидов жители и гости Казани смогли бы познакомиться с самыми известными композиторами и музыкантами, а также значимыми для истории музыки местами, считает спикер.

После Аюпова поделилась, что у республики есть в планах разместить в здании Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала музыкально-драматический театр. По ее словам, данный вопрос уже звучал на встрече раиса Татарстана Рустама  Минниханова с выпускниками ГИТИСа. Тогда глава республики поручил ведомству организовать публичные обсуждения с общественностью по этому поводу. Оказалось, что республика уже накопила достаточно материалов, чтобы транслировать их на профессиональной сцене. Также спикер отметила, что такая инициатива уже давно была в ее голове как одна из мечт, которую она хотела бы воплотить в сфере культуры.

Новая жизнь здания театра Камала и Музея Сайдашева: Ирада Аюпова рассказала о судьбе главных объектов культуры Татарстана

— Нужно понимать, что есть музыкально-драматический театр в контексте современного развития. Этот вопрос нельзя упрощать, потому что репертуар может быть очень многоплановым. Но музыкально-драматическое искусство имеет свои законы, свою основу и систему. Репертуар, который сегодня набран, на самом деле несколько больше отклоняется зачастую либо в сторону музыкального театра, либо драматического. А если мы говорим про оперу, то это очень строгое искусство, где есть четкое понимание увертюры, определенное количество мужских и женских сольных арий, речитативов, ансамблей и хоров. Это математика. Например, я очень люблю «Кара пулат», но если мы совсем строго отнесемся к ней как к оперному искусству, то она не в полной степени втиснется в эти каноны, — рассуждает министр культуры Татарстана.

Реставрация ТЮЗа и кадровые сложности

Не отстает от инноваций и казанский ТЮЗ. Здесь начнется поэтапная реставрация и реконструкция, пояснила Аюпова, подчеркнув, что это достаточно многослойный, комплексный и амбициозный проект. Сейчас республика подала заявку на федеральное софинансирование, чтобы провести противоаварийные работы, — стены здания уже отваливаются.

— Первый этап ремонта пройдет в здании производственных цехов и репетиционных залов, за главным зданием ТЮЗа. Основное здание является объектом культурного наследия, и для его реконструкции разрабатывается отдельный проект с привлечением источников финансирования, — уточнила спикер.

Аюпова добавила, что в сфере театра так же, как и в любой другой отрасли, нередко наступают кадровые сложности. Средний возраст работников культуры составляет 48 лет. Доля молодежи до 35 лет — 21%. Средний возраст работников театров — 48,2 года, а в категории «специалисты» — 31 год. Спикер заметила, что сегодня не всегда легко попасть в театр выпускникам вузов.

Новая жизнь здания театра Камала и Музея Сайдашева: Ирада Аюпова рассказала о судьбе главных объектов культуры Татарстана

— Почему в театральной сфере очень сложно? Действительно, люди в возрасте за годы театральной службы становятся мэтрами, мастодонтами, которые прошли долгий путь. Как правило, в период между 50 и 70 годами они становятся носителями большого количества титулов и вся система наград заточена под стаж, — рассказывает министр культуры республики. — Вот у нас выпускникам вузов ведь тоже нужно куда-то деваться. Нужно либо сделать более гибкой контрактную систему в театральной сфере, либо можем пойти по такому пути, как, например, работает Турция. Там есть единый реестр артистов, которых приглашают на различные роли в театры после прохождения кастинга. Также есть еще альтернативный вариант — мы будем с уважением относиться к авторитетным и именитым людям, оставим их в штатном расписании не только на полставки. Но здесь самая важная история — это выстраивание коммуникации.

Культурная коммуникация играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия, заметила Аюпова. Через обмен опытом и знаниями поколения передают ценности, традиции и историю своего народа. Это способствует сохранению культурного многообразия и укреплению идентичности.


Читайте также: Минниханов встретился в ГИТИСе со студентами из Татарстана


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *