Психолог об инциденте в «Асылташ»: Игра или нет, но дети должны быть в безопасности

Скандал с избиением ребенка в челнинском приюте вышел на федеральный уровень — расследование на личный контроль взял председатель СК России Александр Бастрыкин. В самом учреждении утверждают
Скандал с избиением ребенка в челнинском приюте вышел на федеральный уровень —
расследование на личный контроль взял председатель СК России Александр
Бастрыкин. В самом учреждении утверждают, что воспитанники просто развлекались.

Минутное видео, снятое прохожими у социального приюта «Асылташ» в Челнах, взбудоражило едва ли не весь Татарстан. На кадрах — окно спальни на первом этаже. Несколько мальчишек лет семи-десяти сидят на кушетках. Одного из них поднимает парень постарше — он на три головы выше всех остальных. Ставит, как манекен, посреди комнаты. А затем третий наносит удар ногой. Бьет сильно и прямо в голову — тот, что в центре, сразу хватается за нее руками.

Психолог об инциденте в «Асылташ»: Игра или нет, но дети должны быть в безопасности

Живой «манекен» не двигается, его разглядывают со всех сторон. Он стоит, опустив руки, склонив голову. «Старший» наносит еще один удар — тоже ногой, но на сей раз в районе плеча. Мальчишка падает, пропадает из кадра и долгое время не появляется.

Тут же в комнату заходят еще несколько взрослых по виду воспитанников приюта. Глядят на лежащего на полу мальчика. Им что-то объясняют, изображают жестами. Все смеются. Потом замечают «несанкционированную съемку» за окном. Задергивают шторы. Последнее, что попадает в кадр, — как один из тех, что постарше, борцовским приемом бросает мальчика на кушетку.

Здоровью ничто не угрожает, кроме удара в голову

После публикации видео в социальных сетях ситуацией заинтересовались госорганы. Министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана опубликовало официальный комментарий, где отмечалось, что в ведомстве в курсе инцидента и «выясняют все детали случившегося».

«По обстоятельствам произошедшего проводится проверка, по результатам которой будут приняты соответствующие решения», — заявили в министерстве.

Добавили и пространную формулировку о том, что «ребенок осмотрен врачами» и «его здоровью ничего не угрожает». 

«Игра или нет, но дети должны быть в безопасности»

Следом подключилась прокуратура. Надзорное ведомство организовало проверку — в случае нарушений будут приняты соответствующие меры. Затем было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Что, собственно, вполне логично, учитывая, что ни один воспитатель не заинтересовался тем, что вытворяют подростки с малышами в одной из спален. Подключился и Следственный комитет.

«Следователям предстоит установить причины и обстоятельства получения ребенком телесных повреждений, а также дать правовую оценку действиям (бездействию) со стороны должностных лиц детского учреждения», — говорится в заявлении СК.

А само дело на личный контроль взял председатель Следкома России Александр Бастрыкин.

Прокомментировала произошедший в Челнах случай и детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец.

— Почему старшие дети вместо того, чтобы заботиться о маленьких, помогать им, учить, просто над ними издевались? Что было бы, если бы произошедшее не было снято на видео и не стало достоянием общественности? — отмечает Волынец.

По словам детского омбудсмена республики, она уже направила соответствующие запросы и в приют, и в администрацию города, и в надзорные органы. И добавила, что дети, которые находятся на попечении государства, нуждаются в особой заботе.

«Игра или нет, но дети должны быть в безопасности»

Вопросы, поставленные госпожой Волынец, весьма резонные. Сами воспитанники приюта на внимание извне отреагировали весьма показательно. Не бросились врассыпную из комнаты. Не стали помогать упавшему «товарищу». А лишь задернули шторы и продолжили делать то же, что и прежде.

Еще более удивительно то, что говорят об этом случае сами представители «Асылташа».

Отрабатывали приемы

Сразу несколько представителей приюта рассказали СМИ, что на видео не происходит ничего такого уж страшного. А детки вовсе просто играли. Точнее, не совсем играли. А отрабатывали приемы. Так как в «Асылташе» работает (или теперь уже работала) секция тхэквондо. Вот мальчики и тренировались.

Спорт, безусловно, дело полезное. Только вот происходящее на видео можно считать чем угодно, но не тренировкой. «Дедовщиной»? Да. Жестоким отношением к более слабому? Однозначно. Физической культурой и воспитанием? Отнюдь, этим тут и не пахнет.

— Игра это или нет, но дети должны быть в безопасности. Их здоровью ничто не должно угрожать. Только тогда можно говорить о какой-то позитивной атмосфере в коллективе, — рассуждает челнинский психолог Жанна Татевосян. — Тут налицо ситуация, когда жестокость, телесные, скажем так, наказания стали обыденностью. Да и по позе пострадавшего мальчика видно, что он не выступает в качестве спарринг-партнера, он не группируется, не защищается от ударов. Он просто их вынужден, так сказать, «впитывать».

«Игра или нет, но дети должны быть в безопасности»

Конечно, тренировки в секции, связанной с единоборством, могут быть весьма суровыми. Но процесс всегда должен контролировать квалифицированный человек, способный оценить состояние юных спортсменов. К тому же отработка подобных ударов вряд ли происходит без всякой защиты, рассуждает эксперт.

— Как бы это ни интерпретировали следователи, на мой взгляд, это, безусловно, насилие над ребенком, — отмечает психолог. — И грозит это не только сотрясением мозга или синяками, но и психологическими отклонениями. В дальнейшем этот ребенок будет считать, что имеет право так же вести себя по отношению к физически более слабым людям, детям, женщинам. Предполагаю, что и со стороны воспитателей есть некие, так сказать, «превышения полномочий» в этом плане.

Психотерапевт Марат Юсупов отмечает, что в случае с приютом необходимо сразу понимать, какой «контингент» в данном учреждении.

— Далеко не в 100% случаев, но часто это дети социально «запущенных» родителей. Во-вторых, бывают люди, на физиологическом уровне склонные к проявлению жестокости, эмоциональной неустойчивости. Там особый контингент ребят, — рассуждает специалист.

Случаи подобного «взаимодействия» среди воспитанников, конечно, необходимо прорабатывать с психологами, уверен Юсупов. Но и сам по себе инцидент — некий показатель обстановки в обществе и в самом учреждении.

— Любое учреждение — это некий срез на общество. Надо разобраться в обстановке среди воспитателей, преподавателей, может быть, им это свойственно в какой-то степени, — отмечает психотерапевт. — Может быть, они пользуются этим, подговаривая одних на других, есть любимчики, а есть менее «желательные». Все это накладывает отпечаток. Если обстановка еще нездоровая среди взрослых, то происходят такие случаи. На воспитателей должен быть серьезный отбор, это должны быть люди, которые могут сочувствовать, понимать таких детей.

Психолог об инциденте в «Асылташ»: Игра или нет, но дети должны быть в безопасности

Как утверждают представители приюта, все мальчики в один голос заявляют (даже тот, на котором удары отрабатывали), что в «Асылташе» никто никого не избивает. Да и вообще — царит мир и гармония, а о жестоком обращении со стороны кого-либо дети вообще читают только в интернете.

Однако, по словам теперь уже, конечно, взрослого собеседника KazanFirst Артура, который с полным правом может пользоваться фразой «я сам детдомовский», подобное «взаимодействие» для таких учреждений, как не грустно, норма.

— Не то чтобы регулярно кого-то прямо избивают. Такого нет. Или в очень редких случаях драки, — рассказал он. — Но дать пинка или подзатыльник те, кто посильнее, всегда могут. Толкнуть. Без всякой причины. Там сложно добиться уважения чем-то еще, кроме силы.

Иногда «приложить от души» могли и воспитатели. Как сейчас с этим обстоят дела в приютах, Артуру, понятное дело, неизвестно.

— Могли, конечно. Дома-то бывает: вроде двое только, свои, любимые, а и то иногда из себя выводят, — усмехается собеседник KazanFirst. — А там десятки детей разного возраста, со своим характером, сложным характером. Срываются. Потом, если не увольняются, привыкают, что легче не объяснять, а линейкой по зубам дать, и все. Ну и дети потом туда же. Неправильно это.

Дети должны быть сыты и здоровы, продолжает Артур, — это самое главное. В остальном же необходим системный подход. Чтобы воспитатель следил не за сотней детей, а за пятью. Не разных возрастов, а одногодок. С зарплатой не в 15 тысяч рублей. Чтобы и так оказавшихся в непростой жизненной ситуации ребят с малых лет окружали любовь и забота, а не жестокость и грубость. Тогда и прокурорские проверки не понадобятся, а очевидцы будут снимать кадры, за которые можно гордиться, а не возбуждать уголовные дела.


Читайте также: Минтрудсоцзащиты прокомментировал скандал вокруг мамы, которой приют Челнов не отдает сына


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *