Нулевая безработица стала главной проблемой промышленников Татарстана

Что делать предприятиям с дефицитом кадров? Этот вопрос стал главной темой дискуссии в Торгово-промышленной палате РТ. Эксперты
Что делать предприятиям с дефицитом кадров? Этот вопрос стал главной темой
дискуссии в Торгово-промышленной палате РТ. Эксперты, представители ведомств и
предприятий обращались к международному опыту и пришли к выводу, что
разрозненных усилий недостаточно, а решить проблему может республиканская
программа, которая объединит интересы всех участников экономики.

Все предприятия жалуются, что кадров не хватает, но единого пути решения этой проблемы найти не удается. В Торгово-промышленной палате Татарстана прошел настоящий брейншторм, где представители власти и промышленных предприятий искали решение общей проблемы.

Число соискателей на рынке труда опасно сократилось

В Татарстане вдвое сократилось количество соискателей на одну вакансию. Если в январе 2021 года на одну вакансию приходилось пять резюме, в мае 2021-го – три, а в мае 2022 года – пять, то в июне 2023 года на одну позицию претендовало всего два соискателя. Об этом сообщила директор казанского филиала hh.ru Альбина Султанова.

– Начиная с мая 2021 года мы впервые пробили такой серьезный порог – на одну вакансию приходилось три резюме, – сказала она.

Самый острый дефицит, по данным hh.ru, наблюдается в сферах автомобильного бизнеса, розничной торговли, рабочего персонала, медицины и фармацевтики – на одну вакансию приходится всего один кандидат. Два кандидата на одну вакансию претендуют в сферах продаж и обслуживания клиентов, строительства и недвижимости, транспорта, логистики перевозок, производства, туризма, гостиниц и ресторанов. Султанова перечислила сферы с профицитом кадров – работодатели могут выбрать кандидатов в сферах искусства, развлечений и массмедиа, менеджмента, стратегии, инвестиций, консалтинга, маркетинга, рекламы и пиара, административного персонала.

Спикер также сообщила, что наибольшая доля вакансий приходится на продажи и обслуживание клиентов – 22,6% вакансий. Второй запрос по популярности – поиск рабочего персонала (21,3%) и производство и сервисное обслуживание (16,5%). При этом доля активных резюме на эти же отрасли составляет 16%, 11,8% и 14,3% соответственно.

Промышленники Татарстана договорились вместе искать работников

По словам спикера, на кадровый дефицит влияет демографический кризис, спад притока трудовых мигрантов, отток специалистов за рубеж и структурные изменения в экономике.

Также Султанова рассказала о последних трендах на рынке кадров. Из-за острого дефицита работодатели готовы нанимать людей за пределами привычного возрастного диапазона: моложе 18 и старше 45 лет. Еще одним трендом стала феминизация производства – женщины все чаще приходят на «мужские» профессии, хотя отрасль не испытывает переизбытка представительниц прекрасного пола на местах. Также работодатели охотнее нанимают людей с ограниченными возможностями. Удаленка, гибкая занятость, самозанятость, рост заработных плат так же стали знаками последнего времени. Из-за роста тревожности и стресса люди хотят, чтобы компания заботилась об их физическом и эмоциональном здоровье. 

Работодателям необходимо работать над HR-брендом для привлечения соискательской аудитории и работать над удержанием персонала, уверена эксперт. 

Как кадровый вопрос решают в других странах?

Из-за низкого уровня безработицы у Татарстана снижаются показатели в Национальном рейтинге инвестиционного климата, сообщила глава Агентства инвестиционного развития республики Талия Минуллина.

– Любой инвестор, приходя в регион, задает вопрос: «А кто будет работать на моем предприятии?». Мы можем посоветовать работать с вузами, ресурсными центрами. У нас и в целом по стране ситуация разная, но Татарстан находится примерно в том же положении, что и Российская Федерация, – сказала она.

Спикер привела данные по уровню безработицы – на протяжении пяти лет показатель по Татарстану остается на более низких уровнях, чем в целом по стране. В 2022 году уровень безработицы составлял 2,3%, в то время как общероссийский показатель достиг 3,9%. Регионы с самым высоким уровнем безработицы — республика Ингушетия (28,5%), Дагестан (12,1%), Северная Осетия (11,9%). Но есть регионы и с более низким уровнем безработицы (менее 2,5%) – Москва, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округи.

Промышленники Татарстана договорились вместе искать работников

Минуллина познакомила участников круглого стола с международным опытом, поскольку безработица – общемировая проблема. Она привела в пример Катар — государство с самым низким уровнем безработицы (0,1%). На рынке труда занято всего 20% коренного населения, 80% работающего населения – мигранты.

– Экспат может быть трудоустроен, только если нет местного жителя, который может выполнять эту работу. Для этого нужно знать, кто есть у нас, – сказала глава АИР и предложила создать российский реестр выпускников вузов, которые могли бы закрыть потребность предприятий в кадрах. 

Также работодатели в Катаре требуют у экспатов сертификат из МВД об отсутствии правонарушений на родине. Кроме того, министерство труда Катара отзывает разрешение на работу, если мигрант не трудоустроится в течение трех месяцев. 

Минуллина привела стандартные меры, существующие в международной практике, – вовлечение в экономический оборот новых возрастных категорий (молодежи и пенсионеров), инклюзивное образование и создание специальных условий работы, образовательные программы по переквалификации, трудовая маятниковая миграция, вахта, послабления в миграционной политике, помощь в уходе за детьми в младенческом возрасте, улучшение условий труда и повышение заработной платы на определенных должностях, социальное и арендное жилье и программы трудоустройства приезжих семей.

Чтобы привлечь рабочие кадры в сельскую местность, некоторые страны оказывают финансовую поддержку гражданам, которые решают переехать в малые населенные пункты. В Японии правительство выплачивает миллион йен (около трех миллионов рублей) на каждого ребенка в семьях, переехавших в сельскую местность. В Португалии работники могут подать заявку на финансирование годовой аренды жилья в размере до пяти тысяч евро. В Ирландии государство привлекает работников в сельскую местность налоговыми льготами. В Италии действует программа переселения, по которой граждане могут получать грант в размере восьми тысяч евро ежегодно в течение трех лет. В США работникам выплачивают 7,5 тысячи долларов на покрытие расходов на переезд из города. Подобные меры поддержки оказывают в Конго, Швейцарии, Хорватии.

Промышленники Татарстана договорились вместе искать работников

– Мы говорим о том, что не только у предприятий проблемы – это и проблемы государства. Потому что создается нагрузка на сети, на выездные трассы из Казани. Трудовая миграция рождает смерть многих сельских территорий, нужно учитывать, что проблема не только в безработице, но и в целом, с точки зрения пространственного развития города, – заметила Минуллина.

Спикер подчеркнула, что подобными мерами поддержки можно не только изменить кадровую ситуацию, но и дать развитие многим отраслям. К примеру, разработка конкретных программ могла бы дать развитие промышленности.

– Только вместе, в единстве, мы сможем выработать реальный путь. Необходим комплексный подход, нельзя делать так, чтобы каждое предприятие само [выходило из положения]. У нас сейчас КАМАЗ строит арендное жилье, Haier в этом году сдает общежитие почти на тысячу мест. С миру по нитке, конечно, хорошо, но мы должны собраться все вместе. Я считаю, что нам нужна региональная программа с обязательным финансированием, потому что сама собой эта проблема не решится, – сказала глава АИРа.

Спикер уверена, что разрабатывать подобную программу необходимо с учетом международного опыта, федеральной повестки, территориально-пространственного развития через госпрограммы, интересов крупных и средних предприятий, деловых объединений, самозанятых, Общественной палаты, образовательных учреждений и рисковых прогнозов. Минуллина предложила сформулировать предложения по итогам круглого стола, обсудить их на отдельном совещании и разработать программные документы. 

Проблема Татарстана в том, что усилия не консолидированы

С тезисом о необходимости объединить усилия согласился и предправления Промышленного кластера Татарстана Сергей Майоров. По словам спикера, предприятия строят арендное жилье для сотрудников, привлекают специалистов из других регионов и стран, разрабатывают образовательные программы, но проблема нехватки персонала сохраняется. Очевидно, что органы власти и предприятия прилагают много усилий для привлечения кадров, но эти усилия не консолидированы. Нужна единая площадка, где эти вопросы будут ставить, брать на контроль, тогда они будут находить решения.

– Есть действующие площадки, есть рабочая группа по обеспечению кадрами промышленных предприятий, возглавляемая министром промышленности. В промышленном кластере действует Комитет по социальной и кадровой политике. Это постоянно действующая площадка. Присоединяясь к рабочим группам и комитетам, предприятия, правительственные структуры могут формировать повестку по решению вопросов обеспечения предприятий кадрами, – сказал эксперт.

Промышленники Татарстана договорились вместе искать работников

Более подробно он рассказал о деятельности отраслевого комитета по социальной и кадровой политике. В его задачи входит привлечение иностранных граждан, развитие стратегии организации промышленного туризма в Татарстане, разработка стратегии строительства арендного жилья в качестве пилотного проекта в республике, разработка решения Минпромторга России по обеспечению жильем предприятий ОПК, а также удержание кадров в республике для проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры и создание благоприятных условий проживания.

Майоров рассказал о профориентационных проектах для детей и подростков. Так, например, Центр развития детей и подростков «РАМПА» реализовал проект «Развитие школьного промышленного туризма», где ребята знакомятся с востребованными профессиями в различных отраслях, наблюдают за производственными процессами, а также общаются со специалистами ведущих предприятий Татарстана. Второй проект – «Город профессий Saba Balahoner» для детей Сабинского района. Школьники в игровой форме осваивали основы разных профессий – учились правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь, менять колесо автомобиля, сажать растения. 

Промышленники Татарстана договорились вместе искать работников

Кроме того, Промышленный кластер разработал проект «Дети – наше будущее», направленный на создание корпоративных классов по программе работодателей-партнеров. Для этих детей выделят места в вузах. Таким образом, образовательные учреждения получают мотивированных абитуриентов и финансирование по целевой программе обучения, а предприятия смогут выстраивать взаимодействие с вузами и будут обеспечены кадрами.

В решении проблемы может помочь механизм аутстаффинга

Повестку мирового опыта продолжил руководитель Управления по труду и занятости населения Нижегородской области Игорь Пантюхин, который рассказал о региональном опыте решения кадрового вопроса. По словам спикера, в Нижегородской области на одного соискателя приходится 11 вакансий, а в отдельных отраслях эта цифра еще больше (например, в сфере производства один соискатель может выбрать среди 18 вакансий). 

Чтобы решить проблему недостатка кадров, предприятия пользуются механизмом аутстаффинга, когда компания привлекает специалиста без оформления в штат. Плюсы аутстаффинга, по словам спикера, заключаются в сокращении расходов на содержание кадровой службы и бухгалтерии, налоговой оптимизации, повышении инвестиционной привлекательности компании, оценке новых сотрудников без приема в штат, исключении трудовых споров, сокращении штата без потерь высококвалифицированных сотрудников.

Промышленники Татарстана договорились вместе искать работников

Не скрыл Пантюхин и недостатки аутстаффинга – услуги компаний-аутстафферов требуют дополнительных расходов, предприятие-заказчик не может уволить или заменить работника в одностороннем порядке, поощрять специалистов и налагать на них взыскания. Кроме того, о компании могут появиться отрицательные отзывы из-за плохой организации работы персонала компанией-аутстаффером. Также компании с госучастием не имеют права применять этот механизм. 

В Нижегородской области по аутстаффингу на работу привлекли более тысячи человек. По прогнозам компаний, к 2024 году эта цифра достигнет четырех тысяч сотрудников. Отрасли, в которых работают такие кадры, самые разные – производство автотранспортных средств, медицинских инструментов и оборудования, оружия и боеприпасов, чугуна, стали и ферросплавов, разведение сельскохозяйственной птицы.

Правительство области поддерживает предприятия, которые используют механизм аутстаффинга. В 2024 году планируют ввести субсидии работодателям в размере той суммы, которую они потратили на привлечение наемного сотрудника. 


Читайте также: «Инициативы Владимира Путина становятся новыми драйверами развития Татарстана»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *