Золото вокруг нас: леса возле Челнов под угрозой?

О том
О том, как «зеленые» сокровища под боком у челнинцев могли бы стать уникальными
объектами для экотуризма и почему отношение к ним остается сугубо
потребительским, в авторской колонке рассуждает журналист KazanFirst Сергей
Исичко.

Город Набережные Челны окружен уникальными лесами. Национальный парк «Нижняя Кама», Шильнинский, Боровецкий, Тарловский леса. Казалось бы, уж кто-кто, а челнинцы должны знать цену природе.

Но когда в редакцию со своей информацией обратился депутат Малошильнинского сельсовета Алексей Западнов, стало ясно, что именно челнинцам и стоит напомнить, в чем заключается ценность леса для человека и природы. Сначала напомнить, а потом обратить внимание на то, что происходит у них под носом.

Итак, в чем ценность леса. Одно взрослое листовое дерево вырабатывает такое количество кислорода, которого хватает на год семье из трех человек. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, служат шумоизоляцией, препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они очищают воздух от вредоносных химических веществ. И это далеко не все «полезности» лесов.

Золото вокруг нас: леса вокруг Челнов под угрозой?

Если говорить конкретно о зеленых зонах вокруг Челнов, то, например, национальный парк «Нижняя Кама» — это, по сути, реликтовая тайга. Великий ледник не дополз до этих мест несколько десятков километров. И здесь многие деревья и растения сохранились в том виде, в каком они появились 150 миллионов лет назад.

Шильнинский лес был рукотворно посажен для защиты деревень от песчаных заносов. Но к началу нынешнего века стал полноценным природным лесом. Он и сейчас защищает город и окрестные поселки от песков. А еще в нем настолько ценная фауна, что, как предупреждают специалисты, здесь передвигаться можно только пешком, да и то по специально намеченным тропам.

А теперь немного о том, как мы к лесам относимся.

— Между поселком Белоус и СНТ «Сосновый бор» есть дендрарий. Со всей России растения. Уникальный дендрарий, чуть ли не единственный в России, — рассказал Западнов. — Большая территория. Не обихожен. Надо тему поднять. Чтобы на федеральном уровне озаботились. Таблички надо там поставить: что за дерево, где растет. Чтобы дети приезжали и узнавали. Потому что дети не понимают, что такое береза, что такое дуб, что такое липа.

Золото вокруг нас: леса вокруг Челнов под угрозой?

— А что это за дендрарий? На чьем балансе находится, когда создан, что там посажено? — уточняем у депутата.

Западнов предположил, что посажен дендрарий еще в 80-е годы прошлого века, в годы завершающегося строительства автограда и КАМАЗа. А кто его хозяин — неизвестно.

Общественный инспектор Минприроды Татарстана Артем Леонов сообщил, что сам дендрарий – это лес площадью примерно 500 на 500 метров. Там посажены ценные (в том числе экзотические для наших мест) деревья, а хозяин дендрария сейчас национальный парк.

Мы обратились с запросом на имя директора «Нижней Камы» Айрата Имамова. Получили официальный ответ, суть которого сводится к предложению: «С информацией об объектах, расположенных в границах национального парка, вы можете ознакомиться на официальном сайте».

Но на сайте нужной информации найти не удалось. По словам же заместителя руководителя нацпарка Лилии Сахбиевой, дендрарий в «Нижней Каме» называют дендросадом. Он создан усилиями и на средства национального парка в 1998-м году. Всего там произрастает 77 видов: 30 древесных и 47 кустарниковой растительности. Среди них есть и интродуценты, то есть растения, переселенные в местность, где они раньше не произрастали. Привозили их из питомников и дендросадов других регионов. Например, там есть сосна банкса, орех маньчжурский, каштан конский.

Золото вокруг нас: леса вокруг Челнов под угрозой?

Дендрарию очень не помешала бы помощь волонтеров для проведения работ по уходу. Свою задачу он выполняет, в нем постоянно бывают студенты биологических и других факультетов, где изучается природа. А вот когда там появятся школьники и их родители – это большой вопрос. Специалисты национального парка, например, попытались привлечь больше народу в относительно недавно построенный «Визит-центр». Предложили школам по билетам за малую цену организовать экскурсии. Получилось по «системе ниппель»: туда письма шлем, оттуда — ничего. Это иллюстрирует отношение челнинцев.

Живи в Челнах чиновники и специалисты с другим отношением к природе, они бы давно сообразили, что национальный парк, Шильнинский и прочие леса можно сравнить с месторождениями золота, которое просто надо добыть. Если грамотно подойти к делу, то вся окружающая город природа – это туристические экообъекты. Причем объекты, интересные для туристов со всего мира.

Золото вокруг нас: леса вокруг Челнов под угрозой?

Вместо этого наше отношение к природе узколобое и потребительское. О Шильнинском лесе мы писали не раз, даже удивительно, как его до сих пор не вырубили и не застроили. Территорию санатория «Тарловский» отдали под коттеджи с непредсказуемыми последствиями для той же природы. Уивительно и то, как национальный парк еще жив.

Мир меняется. На первый план выходит не погоня за прибылью, а качество услуг, качество работы. И иное отношение к природе — заботливо-рациональное. И за это, если хотите, воюют наши парни на фронтах СВО.

Мнение автора материала может отличаться от позиции редакции.


Читайте также: «Ничейные» земли Гослесфонда


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *