Почему Челны остались без корней: предательство убило историю города

В преддверии празднования 400-летнего юбилея города на международной научной конференции обсудили сохранение культуры и прошлого автограда.
В преддверии празднования 400-летнего юбилея города на международной научной
конференции обсудили сохранение культуры и прошлого автограда.

Именитые челнинские архитекторы и художники давно настаивают на том, что городу нужна его историческая часть, которая вполне может и должна стать привлекательным центром для туризма. Но в 1990-е годы произошло большое предательство. От последствий которого не удается избавиться до сих пор, а за Челнами закрепилась репутация «города без корней».

Было предано дело, начало которому положено в 1626 году. То есть всего через 13 лет после восшествия на престол избранного русским Собором царя Михаила Романова, что положило конец так называемому Смутному времени и явилось возрождением российской государственности.

О событии 1626 года напомнил известный ученый, доктор исторических наук, преподаватель Набережночелнинского института Казанского федерального университета Владимир Ермаков. В частности, еще в 2014 году на одном из публичных мероприятий он рассказал такой факт: в 1626 году, скорей всего в марте, жители Елабуги перешли реку Каму по льду и основали поселение «Чалнинский починок».

О том, что случилось в 90-е годы прошлого века, то есть через 370 лет после основания Челнинского починка, рассказал уже учредитель и руководитель общественной организации «Русское общество РТ» Анатолий Рябов.

Частные дома вместо исторической деревни: как у Челнов «украли» прошлое

— Было постановление об охранной зоне. В районе коттеджного поселка «Красные Челны» должна была появиться историческая открытая деревня XVII века, воссоздан тот самый Чалнинский починок. Но! Предательство! — возмущается эксперт.

Имен Рябов не назвал, но в результате действий тех, кто тогда принимал решения о развитии города, территорию в низине под мостом у остановки «Пединститут» отдали под частные коттеджи. Согласно веяниям времени. Так и возникли Красные Челны, жителям которых вскоре пришлось всерьез биться (писать письма, поднимать шум в СМИ) против настойчивого желания энергетиков поднять уровень Нижнекамского водохранилища.

Поскольку постановление об охранной исторической зоне фактически уже не действовало, территорию Красных Челнов ничего не защищало. В итоге расширения водохранилища эта территория была бы затоплена. Но свой коттеджный поселок богатые челнинцы отстояли. Уже хорошо. По-прежнему есть где воссоздать Чалнинский починок.

Созданное в 1976 году Нижнекамское водохранилище поглотило почти все те Набережные Челны, которые были построены в XVII-XX веках. Почти, да не все. Осталась историко-культурная и экономическая роль, которую Набережные Челны сыграли в развитии Татарстана.

Частные дома вместо исторической деревни: как у Челнов «украли» прошлое

Еще в XVII веке Набережные Челны стали одним из центров развития русской культуры. Точно так же, как Казань была и остается центром развития татарской культуры при свободном развитии всего многообразия культур российского народа.

Существует понятие «синергетический эффект». Это эффект, многократно усиленный разными объединившимися факторами. Вот такой эффект возник благодаря слиянию потенциалов двух городских центров Татарстана в 1969 году. Тогда лидер ТАССР Фикрят Табеев убедил главу СССР Леонида Брежнева именно в Набережных Челнах построить крупное предприятие по производству большегрузных автомобилей. Так появился КАМАЗ и новый город Набережные Челны. Мощный центр индустриального и вообще цивилизационного развития Татарстана.

Однако история Набережных Челнов с 1626 по 1969 годы остается затертой. Не забытой, но заслоненной большими событиями века XX и века нынешнего. Почти 600-тысячный город живет «как дерево без корней».

Мысль о том, что Набережные Челны — это дерево без корней, четко прозвучала во время «Ермаковских чтений» в Доме дружбы народов 4 ноября, в День народного единства. «Ермаковские чтения» — это ежегодная организуемая «Русским обществом» научная конференция, посвященная краеведению и истории Набережных Челнов и Прикамья.

Частные дома вместо исторической деревни: как у Челнов «украли» прошлое

Между прочим, событие, без преувеличения, международного масштаба (участники, авторы работ-проектов по воссозданию истории — представители стран бывшего СССР), названное в честь того самого Владимира Васильевича Ермакова, который, к большому сожалению, умер в 2015 году, не дожив до 60 лет. «Ермаковские чтения» прошли уже в третий раз.

— На первую Международную конференцию было представлено всего 77 работ, на третью — более 300, — сообщил Анатолий Рябов.

Работы по истории края пишут ученые, историки, студенты вузов и колледжей и просто жители. Другой вопрос, что всю историю Набережных Челнов пора раскрывать не только на бумаге, но и в дереве, металле, бетоне. Город должен обрести исторические корни и явить их своим жителям зримо, осязаемо. Тогда, глядишь, молодые станут укореняться в Набережных Челнах, а не уезжать отсюда потоком в поисках «лучшей» доли.

Для этого сейчас складываются все условия. Близится 400-летний юбилей города. Мэр Наиль Магдеев подписал постановление о праздновании этой круглой даты.

Частные дома вместо исторической деревни: как у Челнов «украли» прошлое

— Нужно создавать организационный комитет 400-летия. Разработать научную концепцию историко-культурной музейной зоны. Нужна городская комиссия по подготовке мемуаризации историко-культурных достопримечательностей и объединения музеев города и Тукаевского района, а также учет экспонатов народных музеев, — обращает внимание Рябов. — Елабуга, Нижнекамск, даже уже Менделеевск имеют свои туристические причалы, принимают туристов. Мы не принимаем. А должен быть причал, памятник первым поселенцам, набережная имени Ермакова, пожарная каланча на Центральной, там же дебаркадер-пристань, — резюмирует Рябов.


Читайте также: Древние книги с автографом Луки (Конашевича) показали в Казани


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *