Не было и не будет: татарстанские студенты останутся без проездного

Вместо этого можно получить лишь частичное возмещение потраченных на проезд средств, причем доступно это только активистам. 

В честь всероссийского дня студента, который отмечается сегодня, 25 января, редакция KazanFirst опросила студентов и выяснила, что на свой «профессиональный» праздник они хотели бы получить проездной. Который, как оказалось, им не видать так же, как троечникам «автоматов».

Сколько тратят казанские студенты? 

Редакция подсчитала, сколько денег из скромного студенческого бюджета приходится на «путешествия». Мы взяли стандартную шестидневную учебную неделю и представили, что студенты ездят только на занятия и обратно, то есть совершают лишь две поездки в день: 12 поездок в неделю и 48 в месяц соответственно. Учитывая дифференциацию стоимости проезда при оплате картой и наличными — 38 и 42 рубля, получается, что один студент тратит в месяц 1 824 или 2 016 рублей. Отметим, что речь идет только о казанских студентах.

— Было бы славно какой-то студенческий проездной получить. На транспорт очень много уходит. А еще после учебы на работу надо. В месяц только на транспорт уходит около четырех тысяч, — рассказывает студентка КФУ Анна.

  • — Ну да, в среднем уходит около 4-5 тысяч. И это если нет метелей, как были недавно в Казани, — подсчитывает ее одногруппница Ксения.

При этом ни один из четырех действующих проездных на 100 поездок (отдельно на автобус, трамвай, троллейбус или метро) стоимостью 2 800 рублей тоже невыгоден при учете поездок дом-учеба/учеба-дом. При таком раскладе из 100 поездок не израсходованными останутся более половины, то есть 52 поездки. 

А где в России есть проездные? 

Безусловно, в пример можно смело ставить столицу России — Москву. Там, в зависимости от используемого транспорта, стоимость студенческого проездного начинается от 325 до 1 200 рублей в месяц. В культурной столице — Санкт-Петербурге — тоже есть проездной для студентов — его фиксированная стоимость 1 305 рублей за месяц. Даже в небольших городах типа Рязани есть проездные от 250 до 780 рублей. Но если говорить о городах, которые можно сравнить с Казанью, то, например, в столице Урала Екатеринбурге месячный проездной стоит 1 700 рублей. В Самаре он обойдется в 930 рублей, а в Нижнем Новгороде — 700 рублей.

А что в Татарстане? 

История со студенческими проездными в Татарстане длится уже больше десятилетия. Если говорить цифрами, то впервые о необходимости введения студенческого проездного заговорил Тимур Сулейманов в далеком 2010 году, когда он занимал кресло председателя «Лиги студентов» — ассоциации, которая аккумулировала вокруг себя активное студенчество республики. Однако тогда вопрос не решился. Вместо этого приняли решение ограничиться «транспортным грантом» — частичным возмещением затрат на проездные через конкурсную систему. Получить этот самый грант в размере около 800 рублей могли только активисты с закрытой сессией или те, кто был активен «в науке». 

В 2019 году схема осталась аналогичной, однако вдвое был увеличен объем финансирования гранта — с 30 до 60 миллионов рублей. И радикально с того времени ничего не поменялось. Пару лет назад, в 2022 году, все тот же Тимур Сулейманов, но уже доросший до кресла министра по делам молодежи, вновь поднимал тему льгот для студентов. А конкретно он предлагал снизить стоимость проезда на треть. По его мнению, это позволило бы студентам значительно сэкономить. Однако предложение осталось лишь предложением. 

Накануне, 23 января, глава Минмолодежи Ренат Садыков заявил, что с 2024 года механизм предоставления гранта изменился. Теперь для его получения необходимо оформить специальную карту жителя республики, на которую и будет приходить «мера поддержки» в виде 50-процентного кешбэка от всех совершенных поездок. Кстати, с этого года возвращаться будут и деньги, потраченные на такси и билеты на самолет. Но не более 11 тысяч рублей. Стоит отметить, что грант функционирует десять месяцев в году — с марта по декабрь. Отсюда возникает вопрос: почему он не работает в зимнюю сессию, но работает в период летних каникул? 

Редакция KazanFirst обратилась в министерство по делам молодежи Республики Татарстан с вопросом о том, появится ли все-таки проездной для студенчества в регионе. Тем более что республика позиционирует себя молодежным и студенческим регионом.

  • — Вопрос создания студенческого проездного билета в республике поднимался уже давно — еще в 2010 году его инициировала Лига студентов Татарстана. Оценив стоимость внедрения проездного для всех студентов (речь идет о сотне миллионов рублей), тогда было принято альтернативное решение — в Татарстане появился транспортный грант, — заявили в молодом министерстве.

Интересно, что, по данным Минмолодежи, увеличение финансирования гранта происходило пять лет назад — в 2019 году. А с того момента, как мы знаем, стоимость проезда менялась чуть ли не ежегодно. Судя по ответу ведомства, речи о скором появлении студенческих проездных даже не стоит вести. 

Ранее KazanFirst писал о том, что с 1 января 2024 года стоимость проезда в общественном транспорте Казани увеличилась.