Site icon KazanFirst

В Набережных Челнах собрались мэры 300 моногородов. Им расскажут, как избавиться от зависимости

Советник президента назвал гендиректора «Камаза» хозяином города
Советник президента назвал гендиректора «Камаза» хозяином города, а Набережные
Челны окрестили пилотом №1 в программе развития моногородов. Участники дискуссии
поспорили о развитии кластеров, а Сергей Когогин признался, что его завод за 10
лет сократил 25 000 рабочих

Михаил Ляпунов — Набережные Челны

Пожалуй, в Набережных Челнах никогда такого не было. Здесь собрались мэры 300 российских моногородов. Их объединяют кризис, неважная экономика и зависимость сотен тысяч людей от одного градообразующего предприятия. В Челнах должны рассказать, как уйти от этой зависимости, какие механизмы можно применить для этого.

Выбор Челнов как площадки для проведения конференции понятен — у города одни из лучших показателей по работе с Фондом развития моногородов. Об этом мы писали ранее.

Ближайшие два дня в Челнах проходит международная научно-практическая конференция «Партнёрство для развития кластеров». Предыдущие две принимала Казань. Основная тема — развитие кластеров в моногородах. Пленарное заседание решено проводить в не самом просторном ДК «Энергетик». Кресел для всех не хватило, кому-то пришлось больше часа, пока велось обсуждение, стоять в проходах. Вероятно, «Энергетик» был выбран из-за своей близости к отелю «Татарстан», в котором после пленарного заседания продолжились обсуждения проблематики развития кластеров

Пленарное заседание модерировал советник президента Татарстана Иван Бортник. Первое слово он предоставил президенту РТ Рустаму Минниханову.

«Этот кризис мы ощущаем, но той остроты, как в 2009 году, уже нет, — говорил он. — Мы понимаем, что город [Челны] — это огромный автомобильный завод. Первые шаги по диверсификации экономики города — это создание КИП “Мастера”. В Челнах появились частные промпарки, где может развиваться бизнес — это хороший сигнал».

Бортник задал залу риторический и несколько провокационный вопрос: кто же хозяин города — гендиректор «Камаза» Сергей Когогин или мэр Наиль Магдеев. Не дождавшись от опешившей публики ответа, он начал называть хозяином Когогина.

«Сергей Когогин и Наиль Магдеев чуть ли не хором должны выступать, как у вас всё получается. Как вы видите дальнейшее развитие», — задал Бортник вопрос то ли мэру, то ли гендиректору.

«Мы хором и выступаем. “Камаз” не рассматривает себя в отрыве от города, мы ответственны за то, что в городе происходит, в той мере, в которой можем отвечать. Я могу сказать, что в Челнах была бы крайне сложная ситуация, если бы мы не предпринимали ряд шагов», — начал отвечать Когогин.

По его мнению, «Камаз» сам заинтересован в создании точек роста, чтобы диверсифицировать экономику города и создать условия для развития бизнес-поставщиков вокруг завода. За 10 лет «Камаз» сократил 25 000 работающих: «Оптимизация численности не привела к росту безработицы и коллапсу по налоговой базе».

Куда ушли эти люди? Когогин вспомнил, как с представителем Фонда моногородов они зашли на одно производство, на котором ещё не были. Компания занималась первичной переработкой металла. Директору задали вопрос: на кого работает производство. Он ответил, что работает на резидентов парка. «Это целевые точечные инвестиции. Бюджетная эффективность таких проектов крайне высока. Я подсчитал, что в целом платежи в бюджет резидентов промпарка составили 17 млрд рублей. На рубль вложений бюджета — 13,2 рубля», — резюмировал Когогин.

Топ-менеджер сообщил, что завод планирует вводить в эксплуатацию уже шестую очередь КИП «Мастера» — индустриального парка, где работают компании автомобильной отрасли — в том числе поставщики «Камаза»

Набережные Челны — это фактически пилот для фонда, заявил гендиректор Фонда развития моногородов Илья Кривогов: «Он единственный в стране такого масштаба и такого быстрого развития, когда на старой высвобождаемой зоне создаётся фактически новое производство».

Создание кластера для моногорода — это одно из решений. Но до этого надо дорасти, считает Кривогов: «Мы приходим пока если не к кластерам, то к промпаркам. Из десяти наших сделок у нас по шести кластерные решения приняты — это создание промпарков. Тут предприниматели объединяются в рамках единой территории».

С ходу пришло на ум сравнение экономики Татарстана и Баварии, где одновременно уживается и мощнейшее машиностроение, и IT-сектор, и химия, и туризм, и фактически никто никому не мешает. На территории создана сеть разных кластеров, которые позволяют развивать территорию Германии.

Магдеев считает, что в споре — кто главный — гендиректор «Камаза» или мэр, главным оказывается общее дело. «Трудно представить, какой был бы город, если бы не было поддержки, которую нам оказал федеральный центр. Президент Татарстана в прошлом году в Челнах был 14 раз, поймайте себя на мысли, уважаемые коллеги, друзья — губернаторы многих ли регионов могут быть 14 раз в своих моногородах», — говорил Магдеев.

Тема моногородов в 2009 году всколыхнула всю страну. Тогда обсуждалось решение, где создать такую площадку, чтобы федеральные органы власти могли направить ресурсы на решение этих проблем. В 2009 году было принято решение создать её на основе института развития, в проектную группу вошли 20 человек, рассказала зампредседателя Внешэкономбанка Ирина Макиева.

«По сути, этой был первый проектный подход в решении такой задачи. Вы все, наверное, помните такие города как Пикалёво, Байкальск, Тольятти. Это все те города, которые кризис 2009 года потряс. Дальше по цепочке — другие города, менее звучные, но не менее значимые для нас для всех, начали получать эти же проблемы», — говорила она.

Проектная группа провела анализ и выяснила, что лучше всего получается поддерживать моногорода, где уже созданы кластеры. В пример Макиева привела Камский инновационно-территориальный производственный кластер, который в 2012 году вошёл в перечень инновационных территориальных кластеров. Тогда председателем правительства был утвержден список 25 территорий, где Татарстан находился одним из первых.

Кластер включает Набережные Челны, Заинск, Елабугу, Нижнекамск, Менделеевск. «В один кластер попали четыре моногорода, и они стали точками роста. Но этот опыт можно транслировать далеко не во все моногорода», — поясняет Макиева.

По её мнению, в моногородах должны быть проработанные инвестиционные проекты. К этим проектам должна быть разработана документация по инженерной инфраструктуре. «Мы это прошли уже в Набережных Челнах, Чистополе, Камских Полянах, — рассказала Макиева. В других городах к концу этого года мы тоже подтянем».

Далеко не всегда возможно включение города в какой-нибудь кластер, более того, каждый город абсолютно уникален: «Мы проехали сто городов, сто новых историй. Директивное создание кластеров не принесёт никаких результатов», — добавила она.

«Работая несколько лет, мы совершили большую ошибку, помогая отдельным городам, мы всю линейку не собрали. Мы собрали полный перечень мер поддержки моногородов — их оказалось 95, этот перечень мы направили во все моногорода», — призналась Макиева.

«В наш пилотный проект по развитию моногородов входит 11 пилотных моногородов, а Набережные Челны — пилот №1», — уверена она. Макиева рассказала, что ведется серьезная работа по внесению изменений в закон о территориях опережающего социально-экономического развития: для того, чтобы распространить льготы не только на первую категорию моногородов, но и на вторую и третью. Фонд развития моногородов после поправок в соответствующий закон также сможет работать со всеми категориями.

Три группы моногородов

В 2015 году Набережные Челны были включены в состав моногородов, которые отнесены к так называемой «красной зоне». Это города с наиболее сложной социально-экономической обстановкой.

В «красной зоне» вместе с Челнами — города со сложным социально-экономическим положением, их 94. В промежуточной «желтой» — 149, и в «зеленой» — 89 моногородов, там благополучная экономическая ситуация

Из 26 территориальных-инновационных кластеров, с которыми работает три года департамент социального развития и инноваций Минэкономразвития России, порядка 20% — это моногорода, рассказал замдиректора департамента Павел Свистунов: «Это уже показатель, что тема конференции не искусственная. Сама программа была задумана, как некий эксперимент. Мы отбирали именно амбициозные и инновационные команды — оказалось, что такие команды есть и в моногородах».

На программу было потрачено всего около 5 млрд рублей за три года, во многом это помощь к тому, что уже делают города. На что потратить деньги, придумывали сами кластеры. В основном деньги шли на развитие инфраструктуры. Следующее по популярности направление расходов — обучение людей.

 

Exit mobile version