Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны

Общество 16:04 / 17 мая 2016
13
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны

Судьба сооружения с почти вековой историей до сих пор неизвестна: для определения состояния моста необходимо 585 млн рублей, после чего будет решен вопрос о его сносе или реконструкции, но этих денег в бюджете нет

Юлия Яковлева, Руслан Садыков — Казань

Зеленая мутная вода, где давно не водится рыба, заросли камышей и кустарников по берегам, стойкий запах канализации, к которому давно привыкли местные жители. Старое русло Казанки под знаменитым Горбатым мостом между Зилантовым монастырем и Пороховым заводом в Кировском районе Казани можно назвать мертвой зоной. Сейчас водоем и окружающая его среда находятся в опасном экологическом состоянии и нуждаются в серьезной очистке.

Но когда-то в этом месте кипела жизнь — около века назад здесь было конное движение, чуть позже его заменило автомобильное, а затем здесь проложили трамвайные рельсы. В 60-х годах сооружение признали аварийным и перекрыли по нему транспортное движение. До 2009 года оно было открыто только для пешеходов. Однако состояние моста с каждым годом становилось все хуже, поэтому его признали опасным для жизни людей, а все проходы к нему были закрыты. Впрочем, это не останавливает пешеходов, которые самостоятельно отодвинули  ограждения и сокращают по мосту путь до остановки к Речному техникуму. За тот час, пока мы находились на месте, по нему прошли несколько десятков человек.
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны

Местные жители понимают — ходить по нему опасно, но за десятилетия уже привыкли, и удобной альтернативы, чем это ржавое полуразрушенное сооружение, у них нет.

Горбатый мост — самый неудачливый из 39 подобных сооружений в Казани, считает замдиректора института истории международных отношений и востоковедения, заведующий кафедрой музеологии, культурологии и туризма Раиль Фахрутдинов.
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны«Происходящее здесь производит удручающее впечатление, — говорит он, глядя вниз с моста. — Последний раз я здесь был 30 лет назад, было гораздо чище, берега были более открытыми, и вода была прозрачной».

По его словам, мост построили с нарушениями технологии — инженеры просто не рассчитали нагрузок. До 20-х годов прошлого столетия здесь находился Ягодинский мост. Он соединял между собой Адмиралтейскую и Ягодную слободы, где находились предприятия Алафузовых. Сооружение было временным — в дни половодья, когда Казанка выходила из своих берегов, мост разбирали, а затем возводили вновь.
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны

Горбатый мост начали строить в начале 20-х годов, но первое его основание развалилось уже через восемь лет. К концу 1929 года он был закончен, но в самый разгар строительства на левобережной эстакаде появились сквозные трещины по пролетам, лопнули железобетонные стойки и конструкции рухнули вниз. Окончательно мост достроили в 1930 году, и он сразу же получил большую популярность. Однако в 1937 году стал приходить в негодность, и трамвайные линии на нем пришлось убрать. Целых 13 лет мост просуществовал как пешеходный, но в 1960-е годы его признали аварийным и закрыли для проезда транспорта

Во время возрождения Адмиралтейской слободы должна решиться и судьба Горбатого моста: в июле прошлого года во время осмотра исторических объектов на этой территории президент республики Рустам Минниханов поручил рассмотреть несколько вариантов развития зеленой зоны — отремонтировать мост и вновь открыть по нему пешеходное движение или демонтировать с целью создания полноценной набережной. Параллельно планируется возродить старое русло Казанки, провести работы по благоустройству прилегающей территории и открыть здесь парк.
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны
Тогда же местным минтрансом был произведен расчет необходимых затрат для определения технического состояния несущих конструкций моста. Стоимость обследования оценили в 585 млн рублей, но эти деньги так и не были выделены. Без проектных работ внешне невозможно определить, стоит ли восстанавливать сооружение или его лучше демонтировать, объясняет первый заместитель главы администрации Кировского и Московского районов 
Петр Королев. По его словам, по замыслу реабилитации Адмиралтейской слободы вход в парк будет со стороны улицы Гладилова и Иовлева, поэтому потребность и актуальность этого моста пропадет.

«Без моста можно обойтись, если он не рассчитан под автотранспорт, — считает  собеседник. — Можно прогуляться вдоль русла и обойти этот мост, если бы он был правее, ближе к центру русла, то в нем была бы необходимость. Но пока все упирается в финансы». 
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны

Городские власти озабочены другими проблемами по возрождению Адмиралтейской слободы: в первую очередь предстоит очистить сам водоем, за которым последует строительство очистных сооружений, чтобы в русло не попадали грязные сточные воды. Затем предстоит следующий немаловажный этап развития этой территории — разработка концепции музейного комплекса, а затем благоустройство территории вокруг русла реки и парковой зоны – во время этих работ будет решена судьба Горбатого моста, рассказывает Королев.

Читайте также: Берег Адмиралтейского пруда в Кировском районе Казани очистят от мусора за 1 млн рублей

«Надо развивать этот участок для туристов: рядом находится [Зилантов] монастырь, открывается прекрасный вид на Казанский кремль, — рассуждает собеседник. — Но в реестр памятников мост не внесен, здесь не было  легендарных эпохальных событий. В историческом плане он никакой ценности не представляет. Сам мост не стоит восстанавливать, а восстанавливать нужно инфраструктуру вокруг него».
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны

Не видит смысла восстанавливать мост для транспортного движения и заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета Александр Дембич. Тем более по проекту возрождения Адмиралтейской слободы неподалеку должен появиться другой мост — на улице Энгельса.

По мнению собеседника, если задумываться над сохранением Горбатого моста, то делать его стоит только пешеходным. Кроме того, ранее по одному из вариантов восстановления этой территории сооружение предполагалось сделать с крышей  накрыть железобетонную конструкцию длиной 65 метров стеклянным куполом и открыть внутри рестораны со смотровой площадкой с живописным видом на город. Но для этого необходима заинтересованность частных инвесторов, которые взялись бы за дорогостоящий проект.
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны«Кризис способствует и сохранению объектов — денег нет, их никто не трогает, — говорит архитектор. — Пока неизвестно, какая судьба его ждет, но для начала его нужно как следует исследовать». 
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны
Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны Градозащитники предлагают не сносить Горбатый мост через старое русло Казанки, а восстановить его и создать на нем крытые рестораны 

 

КОММЕНТАРИИ (6)
Николай
А что отличная идея
0
ОТВЕТИТЬ
Олег
Скорее всего все равно снесут все
0
ОТВЕТИТЬ
Анонимно
да зачем он нужен с этой грязной лужей!
0
ОТВЕТИТЬ
Олег Наумов
С точки зрения внешней привлекательности — мост уникален, мало где такой можно увидеть. Его однозначно надо сохранить…это же ИСТОРИЯ…либо же снести его и построить аналогичный, только поменьше размером… но он должен остаться…именно горбатым…
2
ОТВЕТИТЬ
Сергей
Что? 585 миллионов рублей на комиссию, которая скажет можно ли сносить мост или нет? Серьёзно? На комиссию, которая ничего не сделает? Мост Моисея в Голландии построили за 250 000€, это в переводе на современные рубли 18.2 миллионов. И они построили шедевр просто, красивый и функциональный мост. И вы думаете, что это нормально, по полмиллиарда на комиссии сливать?
3
ОТВЕТИТЬ
сергей
А мост на шарнирах.интересная система.мост чинить.пруд чистить
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитации

Общество 18:25 / 23 июня 2016
6
Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитации

В этом году начнут бороться с заилеванием водоема, будут вывозиться донные отложения, поэтому власти просят местных жителей потерпеть неприятный запах сероводорода. Потом свежий воздух вернётся, обещают они

Ильнур Ярхамов — Казань

404 млн рублей в течение трёх лет будет выделено на восстановление или, по-другому, на экореабилитацию Адмиралтейского пруда (это старое русло реки Казанка). Основные работы пройдут в следующем году, тогда же ожидается поступление львиной доли финансирования — 360 млн из федерального и регионального бюджетов. Об этом накануне сообщил 1-й замминистра экологии РТ Рустем Камалов на круглом столе в Общественной палате РТ.

В 2016 году Главное инвестиционно-строительное управление РТ (ГИСУ) начнёт «частично изымать» донные отложения пруда и расчищать прибрежную территорию. Власти рассчитывают со временем превратить это место в туристический центр.

Читайте также: Музейный комплекс Адмиралтейской слободы в Казани появится в ее историческом месте — на берегу Волги

Несмотря на это, на пруд продолжают пагубно влиять промышленные предприятия.
Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитации

ГИСУ летом 2015 года разместило на портале госзакупок тендер стоимостью 17 млн рублей на разработку соответствующей концепции очистки Адмиралтейского пруда и оценки его состояния. В документах отмечается, что вода здесь сильно загрязнена, состояние пруда угрожает живым организмам и здоровью человека.

«Воды пруда Адмиралтейский отнесены к 5 классу качества воды — экстремально грязные. Регулярно отмечаются превышения ПДК. Донные наносы, сформированные в прежние годы, когда в пруд сбрасывались неочищенные промышленные, бытовые, хозфекальные воды, депонировали [накапливали и хранили] широкую группу тяжелых металлов и нефтепродуктов в количествах, многократно превышающих фоновое содержание, и проявляют острую и хроническую токсичность», — отмечается в документе

«Из 16 предприятий, в том числе промышленных, у нас на учете только два предприятия, которые отчитываются. Это “Водоканал” и “Казанский вертолетный завод”», — сетовала Ирина Мустакимова, и.о. начальника отдела водных ресурсов РТ Нижне-Волжского бассейного водного управления. Впрочем, на озере отмечают «незначительное снижение» сброса сточных вод.
Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитации
Как стало известно KazanFirst (полный список предприятий-загрязнителей есть в распоряжении редакции), за два года к 21 июня был составлен 41  протокол об административном правонарушении на Адмиралтейском водоёме. Например, 29 февраля 2014 года городской «Водоканал» сбросил в пруд «хозяйственно-фекальные сточные воды». Также в пруд ливнёвые воды городской канализации сбрасывал МУП «Городское благоустройство».

Камалов заявил KazanFirst, что в ближайшее время будет подготовлен черный список загрязнителей пруда. Он будет придан широкой огласке, чтобы вызвать общественное порицание.
Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитации

Далеко не лучшим образом с водным объектом обошлись ещё девять предприятий: ЗАО «Кожгалантерейная фабрика», ОАО АПК «Казанский лен», ООО «Кристал Плюс», ООО «Неон арт», ООО «Стройхимсервис», МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление», ОАС «КазаньСпецСтрой», ООО «Объединённая бетонная компания» и ООО «Ташкояр». Ряд замечаний на круглом столе был высказан в адрес Казанского порохового завода

«Проект экореабилитации не учитывает проблемы, связанные с поступлением грунтовых вод с шламовых  отвалов Порохового завода (отходы продукта, составляющие пылевые и мелочные части при промывке руды  KazanFirst)», — заявил Ирек Зигантдинов, представитель внештатного помощника президента РТ Наталии Фишман. По его словам, из-за этого вода в пруду сейчас сильно окисляется.
Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитации
Проблема шламовых грунтовых вод Порохового завода длится уже давно, заявляет член-корреспондент АН РТ и эксперт Общественной палаты Венера Латыпова. По её словам, экспертам до сих пор не удалось найти официального подтверждения, что отвалы принадлежат заводу. «[Представители завода] нам утверждают, что у них никакого шлама нет, но мы же видим в воде сильное окисление», — сетует ученый. Она отмечает, что экспертам закрыт доступ к территориям, где предположительно хранится шлам: «туда не допускают никого».

Так как проект в основном финансируется за счет Федерального агентства водных ресурсов РФ, то для реализации экореабилитации всё должно быть официально и строго подтверждено, говорит Латыпова. Поэтому проблема «неофициального» шламового загрязнения Пороховым заводом выпадает из проекта.
Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитации«Пороховой завод существует несколько столетий, еще при царях начался. Там оправдываются, что раньше, при империи, при СССР, было другое юридическое лицо, а сейчас — другое, поэтому документов нет и никто не виноват», — поясняет исполнитель инженерных изысканий на водоёме Олег Никитин.

Проект экореабилитации и функция пруда для города

По словам Латыповой, Адмиралтейский пруд выполняет очень важную гидродинамическую функцию для города. Около 24% накопленной воды — это грунтовые воды. Без пруда эти воды хлынули были на улицы Кировского района, случился бы потоп. Она отмечает, что 3 года назад было подсчитано, что экологический ущерб пруду составляет 1,4 млрд рублей. Но в случае, если пруд не сможет больше в себя принять грунтовые воды, ущерб городу составит уже 80 млрд рублей.

По словам Камалова, сейчас из пруда необходимо убрать донные отложения. Скорость заилевания водоёма одна из самых высоких в Татарстане — 20 см в год. Средняя глубина пруда составляет 0,5 м. Поэтому необходимо будет извлечь около 150 000 тонн ила.
Предприятия Кировского района Казани продолжают загрязнять Адмиралтейский пруд, несмотря на начало его экореабилитацииЛатыпова сообщила о результатах исследований дна. Оказывается, значительная доля загрязнений была нанесена в первые годы образования пруда. А он был создан в 1957 году, когда было перекрыто основное устье реки Казанка. Тогда предприятия сливали сточные воды без всякой фильтрации. Роспотребнадзор установил, что 40% ила опасно и не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, говорит ученый. 

Камалов предупредил местных жителей, что им придётся потерпеть неприятный запах сероводорода. Хотя жители и так часто жалуются на него. Запах усилится во время очистных работ, однако в будущем воздух в округе должен значительно улучшиться и стать свежим.

Никитин рассказал, что в пруду сейчас «нет никакой биологической жизни», уже давно не водится рыба, для нее нет кислорода. Вывоз ила позволит запустить механизм естественного самоочищения. Затем, через 2-3 года, планируется запустить в водоём толстолобиков и белого амура.

 

КОММЕНТАРИИ (4)
Йцукен
Штрафовать нахер каждое предприятие на миллион рублей!!!!!!!!
2
ОТВЕТИТЬ
Коля
А людям что делать? Бежать из города ра время ваших работ? Итак невозможно жить рядом с прудом из-за его запаха. А тут ещё
0
ОТВЕТИТЬ
1
Круто, на рыбалку пойду
3
ОТВЕТИТЬ
Диляра
Скорее бы…
2
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх