Дело о банкротстве компании «Ак Таш», которая в этом году приступила к строительству нового терминала аэропорта «Казань», закрыто. Структуры Газинура Ахметова погасили долг в 37 млн рублей перед контрагентом по строительству военных госпиталей в Белгороде и Курске — реализация этих проектов затянулась после ареста бывшего замминистра обороны Тимура Иванова. По мнению экспертов, теперь судьба застройщика будет зависеть от исхода спора с налоговой Татарстана — она требует взыскать с компании более 460 млн рублей.
Арбитражный суд Татарстана прекратил производство по делу о банкротстве одной из крупнейших строительных компаний республики — ООО «Ак Таш». Она принадлежит предпринимателю Газинуру Ахметову. Основанием стало утверждение мирового соглашения между застройщиком и его кредитором — казанским ООО «АртГрупп».
Согласно определению судьи Александра Салманина, задолженность ООО «Ак Таш» перед «АртГрупп» в размере 36,54 млн рублей была погашена третьим лицом — ООО СМУ «Ак Таш». Эта компания так же принадлежит Ахметову. Он перечислил указанную сумму на депозит Федеральной службы судебных приставов. После этого ООО «АртГрупп» отказалось от заявления о банкротстве.
По условиям соглашения, из уплаченной госпошлины в 100 тысяч рублей 70 тысяч будут возвращены заявителю из бюджета, а оставшиеся 30 тысяч рублей «Ак Таш» обязался выплатить до конца октября. В случае просрочки предусмотрена неустойка — 2 тысячи рублей за каждый день.
От аэропорта до военных госпиталей
Напомним, ООО «Ак Таш» работает в Татарстане с 2007 года. Владельцем и директором компании является заслуженный строитель РТ Газинур Ахметов. В строительную группу входят застройщики «Ак Таш-Инвест» и «Ак Таш-Инвестстрой» — бенефициаром указана супруга предпринимателя Раниля Ахметова.
Всего семье принадлежит более десятка фирм в строительной сфере. Компания называет себя партнером правительства республики: «Ак Таш» строил жилые комплексы, школы, детские сады и социальные объекты, включая военный госпиталь Минобороны в Казани, инфекционную больницу и здание управления экономической безопасности МВД по РТ. В этом году «Ак Таш» приступил к строительству нового терминала международного аэропорта «Казань».

По данным СБИС, выручка ООО «Ак Таш» по итогам 2024 года достигла 10,5 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом она увеличилась в 2,5 раза. Чистая прибыль компании составила 30 млн рублей.
Как сообщал KazanFirst, компания «АртГрупп» была субподрядчиком ООО «Ак Таш» при строительстве военных госпиталей Минобороны в Белгороде и Курске (по 150 коек каждый). Эти объекты возводились в 2023 году под контролем «Военно-строительной компании» (ВСК). Работу курировал бывший замминистра обороны Тимур Иванов, который лично инспектировал стройки.
После его ареста по делу о коррупции (приговорен к 13 годам лишения свободы и штрафу 100 млн рублей) строительство госпиталей затянулось. В Курске оно было завершено только весной 2025 года, уже при новом губернаторе Александре Хинштейне. Его предшественник Алексей Смирнов был задержан по подозрению в хищении бюджетных средств. А руководивший регионом, когда начиналось строительство госпиталя, Роман Старовойт сначала стал министром транспорта РФ, а затем покончил с собой.
В Белгороде строительство госпиталя, по всей видимости, до сих пор не завершено. В марте этого года сообщалось о готовности объекта на 70%.

Долги перед контрагентами и налоговой
В конце 2024 года компания «АртГрупп» потребовала от «Ак Таш» выплатить 60,8 млн рублей за невыполненные расчеты по договорам субподряда. Суд обязал компанию Ахметова погасить задолженность, но деньги выплачены не были, что и стало поводом для иска о банкротстве. При этом в иске была указана сумма 58,7 млн рублей. В мировом соглашении она снизилась еще на 40%.
Кроме того, компания «Ак Таш» сама оказалась ответчиком в исках ВСК, которая требовала вернуть 7 млрд рублей авансов — 4,5 млрд по курскому и 3 млрд по белгородскому госпиталям. Позднее стороны заключили мировые соглашения: ВСК признала часть выполненных работ на 3 млрд рублей, а компания «Ак Таш» обязалась вернуть около 4,3 млрд рублей.
В настоящий момент в арбитражных судах находятся еще несколько исков, поданных против «Ак Таш» в последние месяцы. Среди заявителей — ООО «Автострой» и «ЭнергоСтрой» (3,9 млн рублей) из Белгорода, ООО «Век инноваций» из Курской области (общая сумма более 6 млн рублей), ООО «Гедиз» из Ульяновской области (7 млн рублей), казанское ООО «Сервисавтоматика» (12,6 млн рублей).

Самый крупный иск к ООО «Акташ» и Газинуру Ахметову в августе подало УФНС по РТ. Сумма требований составила 462 млн рублей. Еще в конце 2023 года налоговая требовала признать банкротом ООО «Строительная фирма «Ак Таш» и ООО «Строительно-монтажная компания «Ак Таш». Тогда сообщалось даже о возбуждении уголовного дела из-за уклонения от уплаты налогов. При этом в отношении СФ «Ак Таш» дело было прекращено из-за «отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве».
Вместе с тем УФНС настаивает, что СФ «Ак Таш» входило «в группу взаимозависимых компаний» семьи Ахметовых. Поэтому иск теперь предъявлен головной компании и лично ее владельцу.
Арест счетов, запрет распоряжаться имуществом
В сентябре по требованию налоговой были приняты обеспечительные меры в отношении Газинура Ахметова и его активов. Запрещены регистрационные действия с недвижимостью семьи — домом площадью 310,3 кв. м в Пестречинском районе и участком с домом в Лаишевском районе. Под ограничения попали автомобили Porsche Cayenne, Ford Transit и экскаватор-погрузчик. Арестованы денежные средства на 461 млн рублей, а также имущество и транспорт ООО «Ак Таш».
Вместе с тем по этому делу пока даже не прошло предварительное судебное заседание. Последний раз оно откладывалось из-за того, что «Ак Таш» потребовалось время «для сверки расчетов».
Руководитель группы «Юридическая помощь «Онлайн» Александр Бударагин считает, что снижение суммы долга в мировом соглашении между «Ак Таш» и «АртГрупп» могло быть связано с желанием сторон как можно быстрее урегулировать спор.
— Кредитор мог предпочесть получить меньшую, но гарантированную сумму, чем рисковать полным отсутствием взыскания в случае банкротства должника, — сказал он KazanFirst.

Однако, по словам эксперта, сейчас для застройщика важнее всего урегулировать спор с налоговой. Взыскание налоговой задолженности с взаимозависимых лиц является распространенной практикой. Налоговые органы активно используют этот механизм, когда основной должник не имеет достаточных средств.
По словам Бударагина, процесс несет риски для владельца компании «Ак Таш» Газинура Ахметова и всей его строительной империи. Уже сейчас наложение обеспечительных мер, арест счетов и имущества могут существенно ограничить операционную деятельность ООО «Ак Таш», затруднить или сделать невозможным исполнение текущих обязательств, включая выплату заработной платы.
— Высокая налоговая задолженность и невозможность ее погашения могут стать основанием для возбуждения дела о банкротстве в отношении ООО «Ак Таш», — заключил юрист.











Иванов который совсем не Иванов, а ворюга несусветная
Спор хозяйствующих субъектов, обычное дело. разберутся уж, утрясется все
Юристы все разрулят, им не в первой