«Автогражданка» для таксистов и дачников: кому выгодны «короткие» полисы ОСАГО

Российские водители, которые пользуются своими машинами не регулярно, а раз от разу, получили возможность оформлять ОСАГО на короткий срок. Впрочем, такие полисы обходятся дорого и вступают в силу только через три дня после оформления, что может быть крайне неудобно.

В России со 2 марта 2024 года вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, разрешающие оформлять краткосрочные полисы обязательной «автогражданки» сроком от одного дня до трех месяцев. Предполагается, что в первую очередь такие полисы будут интересны таксистам, осуществляющим такую деятельность не на регулярной основе, а также водителям, которым необходимо совершать редкие или разовые поездки. Для оформления «коротких» полисов ОСАГО потребуются документы на страхователя и на транспортное средство.

Как рассказал порталу KazanFirst вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, краткосрочные полисы – абсолютно нишевая история, они подходят только очень и очень ограниченному числу водителей. Например, тем, у кого закончился обычный полис ОСАГО, а автомобиль уже вот-вот будет продан. Или если человек пользуется машиной только летом, например, для поездок на дачу, а в остальное время предпочитает каршеринг, такси или общественный транспорт.

– Согласитесь, что таких людей в принципе немного. Большинство остальных пользуется авто куда как чаще. А значит, если такой «экономный» водитель решит страховать свою ответственность на несколько коротких периодов, очень велик шанс, что когда-нибудь он забудет это сделать или осознанно выедет на дорогу без страховой защиты. В случае ДТП такому автовладельцу придется самостоятельно возмещать пострадавшим ущерб, нанесенный имуществу, жизни и здоровью, – предупреждает Игорь Иванов.

В целях противодействия мошенничеству при заключении краткосрочных полисов законом об ОСАГО предусмотрена так называемая временная франшиза, то есть договор ОСАГО будет вступать в силу только через три дня после его заключения. Это позволит избежать случаев заключения договоров, когда, например, ДТП уже случилось. Впрочем, закон позволяет установить в договоре ОСАГО и более короткий срок вступления его в силу, если обе стороны договора – и страховщик, и страхователь – согласны на это.

Стоимость краткосрочного договора ОСАГО будет ниже годового за счет применения понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком. Однако с учетом статистического фактора, свидетельствующего, что чем короче договор, тем он убыточнее (его владелец чаще попадает в аварии), стоимость однодневного договора не может быть равна 1/365 годового.

Как отмечает глава АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин, однодневные договоры – это предоставление дополнительных возможностей водителям транспортных средств. Но не стоит забывать, что в принципе в практике страхования чем короче договор страхования, тем это страхование становится дороже, причем в пропорции к периоду страхования, а не в абсолютной величине.

По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, право страховых компаний определять размер понижающего коэффициента по коротким полисам ОСАГО станет прецедентом, когда страховщик де-факто может свободно определять стоимость полиса обязательной «автогражданки». В РСА считают, что этот опыт продемонстрирует готовность страховщиков к переходу к свободным тарифам по ОСАГО.

Резкого взлета количества краткосрочных договоров страхования в НСИС не ожидают – на рынке есть инертность, и спрос на продукт будет нарастать только со временем, по мере роста осведомленности о новых договорах ОСАГО и при целесообразности покупки именно однодневного договора обязательного страхования.

– Тариф на «короткие», например, однодневные полисы существенно выше, чем 1/365, а месячные – чем 1/12 от годового. Кроме того, человек, купивший короткий полис на определенный период, существенно ограничен в возможности использования своего автомобиля – он не может спонтанно куда-то поехать, если планы внезапно изменились, так как «короткий» полис начинает действовать только через три дня после его подписания, – резюмирует Игорь Иванов.


«Обновки» для «Лады»: какие новые опции освоил АвтоВАЗ