«Будете платить стократно»: глава Росприроднадзора прошлась по предприятиям Татарстана

Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора на сессии в Челнах подвело итоги года. Мероприятие посетила глава федеральной службы Светлана Радионова и показала, что ленивым предприятиям и прочим нарушителям совсем скоро не поздоровится.

Официальные мероприятия, особенно связанные с подведением итогов деятельности крупных ведомств, часто проходят весьма стерильно. Заранее известно, кто, что и когда будет говорить. Да и выставлять на всеобщее обозрение свои недоработки или провалы вряд ли кто-то захочет. Скорее и спады зашлифуют статистикой и обзовут «отрицательным ростом».

Примерно по тому же сценарию должна была пройти в челнинском IТ-парке и итоговая сессия Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора. Сначала официальной делегации, которую возглавили раис Татарстана Рустам Минниханов и глава самой Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова, представили небольшую выставку достижений республики в сфере экологически чистого производства: тут и новейшие материалы, и биотехнологии, и проекты по экопросвещению.

Само заседание так же началось с бравого доклада руководителя межрегионального управления Фаяза Шакирова. Ведомством была приобретена техника на 200 млн рублей. Проанализировано состояние полигонов ТКО (более чем у 70% объектов завершен срок эксплуатации, в Татарстане остаточная вместимость в 2024 году будет иметься лишь у 22 полигонов). Проведено три тысячи профилактических и 1 778 контрольных мероприятий, составлено 647 протоколов. При этом было выявлено 111 случаев причинения вреда окружающей среде на сумму более 6 млрд рублей. Взыскано только 157 млн.

Затем выступать продолжили представители крупных предприятий, рассказавшие о миллиардных вложениях в EGS-повестку и десятках тысяч высаженных деревьев. Однако главу Росприроднадзора это не слишком впечатлило. Начавший потихоньку засыпать от переизбытка сводок и статистических выкладок зал всколыхнул совсем не позитивный комментарий.

— Поводов для оптимизма ни в этом зале, ни у меня совершенно нет. Мы с вами имеем 265 объектов I категории, которые должны до конца 2024 года получить комплексные экологические разрешения (КЭР). Я знаю четко, что средний срок разработки КЭР — это девять месяцев. Это просто технически раньше сделать нельзя, — подчеркнула Радионова. — И я не знаю никого, кто в республике разрабатывает такие документы сейчас.

Как отметила глава ведомства, законодательство о КЭР было принято еще в 2014 году, то есть 10 лет назад. С 1 января 2025 года те предприятия, которые не пройдут соответствующую процедуру, окажутся в совсем не завидном положении.

— Те предприятия, которые не удосужились за 10 лет как-то позаботиться о том, чтобы разработаны были справочники, нормативы, приказы, — вы будете платить стократно. И не надо приходить к государству и говорить: «Дайте нам сдвижку, мы не успели». У вас сейчас 10% предприятий получили КЭР. Осталось 11 месяцев для очень трудоемкой работы. Если вы их не получите, вы в бюджете сразу на следующий год заложите деньги сразу на этот платеж, — посоветовала Радионова. — Если вы крупное предприятие, если вы объект I категории, если вы не получите КЭР, то все ваши разрешения на сбросы и выбросы с 1 января 2025 года будут аннулированы. И вы будете платить кратные платежи. Это совсем другая жизнь, это совсем другие деньги. Другие отношения с государством и другой уровень риска.

Второе направление, на которое ведомство в 2024 году планирует обратить серьезное внимание, касается расширенной ответственности производителя (РОП). Обновленная система РОП начала работать в России с начала этого года.

Закон предполагает уже через несколько лет полную ответственность производителей и импортеров за самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров и выпуск экологичных товаров и упаковки. Рост нормативов утилизации будет постепенный: в 2025 году — 55%, в 2026-м — 75%, и в 2027 году уже 100%. Те, кто перекладывает эту ответственность на государство, будут платить экологический сбор.

— Сейчас рассказывал выступающий, как сносили здания и куда-то их увозили. И все хорошо. Вот это называется утилизацией строительных отходов, — заметила Радионова и попросила вернуть на большой экран один из слайдов презентации: несанкционированная свалка на 70 тысяч «квадратов» с суммой ущерба более 300 млн рублей. — Все запрещенные к захоронению фракции, и металл, и дерево, и стекло. Весь этот бой идет в ваши карьеры.

По словам главы Росприроднадзора, нечистые на руку утилизаторы — проблема не только Татарстана, но и любых регионов, где подобных нарушителей не ловят.

— Берется карьер, разрабатывается лицензия на утилизацию, потому что сделать это ничего не стоит. Достаточно показать нам две машины, которые даже не должны быть у тебя в собственности, — рассуждает Радионова. — А завтра другой покажет эти же машины, а они тоже не должны быть у него в собственности. Мы так снизили барьер, что две этих машины в принципе на всю страну могут работать.

В качестве примера «псевдоутилизатора» руководитель ведомства привела компанию «КамЭкоТех». В 2022 году организация уже фигурировала в скандале с хищением 233 млн рублей из бюджета.

По госконтракту «КамЭкоТех» должен был утилизировать несанкционированную свалку в Нижнекамском районе. Но фактически компания обязательства не исполнила, а подрядчика ввела в заблуждение. Было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве.

— Это псевдоутилизатор, который не имеет у себя достаточных мощностей для утилизации такого объема. Он может три шины в час утилизировать, у него станок стоит. Есть техническая возможность, все ее прекрасно знают, это никакие не чудеса, — рассуждает Радионова. — Я еще раз обращусь по поводу возбуждения уголовного дела. Потому что это мошенничество. Они выдали липовые утилизационные акты. Эти акты не позволили государству получить экосбор. Это прямой ущерб бюджету. Вы четко должны понимать: если кто-то хочет такой бизнес развить или таким партнером воспользоваться, очень рекомендуем внимательно к этому отнестись. Это чисто уголовное преступление. Это не только ущерб. Люди знают, что они делают. Эти предприятия мы прекрасно знаем. Если вы это делаете, вы являетесь соучастником данного деяния.

В завершение выступления глава Росприроднадзора подчеркнула, что работа эта нужна и важна не только федеральному центру, но и самим регионам. Во-первых, это как-никак связано с экологической ситуацией непосредственно на самой территории. А во-вторых, взыскания за ущерб с нерадивых предпринимателей могут неплохо пополнить региональный бюджет.

— Вред за этот ущерб — это земля, он идет в субъектовый бюджет. Все деньги, которые мы соберем с таких нерадивых предпринимателей, — это все деньги бюджета субъекта, — подчеркнула Радионова. — Все, что мы сюда вернем, субъект сможет потратить на экологические мероприятия, согласовав их с министерством природных ресурсов.

Фото: Пресс-служба Раиса РТ