Десятки и сотни млн уходят из бюджета РТ: проблему с «серыми возчиками» перевалили на регоператоров

В тарифе расходы на вывоз строительного мусора не учтены, площадки переполняются. Между тем нарушители закладывают в свои прайсы положенные штрафы, которые эксперты KazanFirst называют «смешными», и спокойно сваливают мусор где попало.

Весной выходят наружу и обостряются накопившиеся за зиму проблемы. В числе таких проблем – нерешаемых и давних – неконтролируемый сброс строительного мусора в не предназначенных для этого местах – в оврагах и на контейнерных площадках. Об этом KazanFirst писал неоднократно. Попробуем еще раз разобраться, кто виноват и возможен ли выход из сложившейся ситуации.

В тариф на коммунальные услуги ликвидация несанкционированных отходов не заложена, а прописанные в законе штрафные санкции ничтожно малы и никак не способствуют решению вопроса. Между тем на устранение незаконных свалок тратятся сотни миллионов бюджетных рублей и почти столько же средств (не тарифных) регоператоров – на привлечение крупногабаритной техники и вывоз строительного мусора.

Еще летом 2023 года, первым делом после вступления в должность, депутат Госсовета Татарстана, генеральный директор УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов вместе с депутатом Госдумы РФ Ильей Вольфсоном совершили объезд контейнерных площадок Казани. В ходе рейда ярким пятном обозначилась острая проблема несанкционированного сброса строительного мусора в емкости для ТКО. По итогам рейда глава регоператора и депутат Госдумы пришли к выводу, что решать вопрос нужно скоординированно и системно, в том числе на законодательном уровне.

Сумма штрафа включена в прайс «серых возчиков»

– Мы с 2023 года работаем над совершенствованием сферы обращения с отходами, и так называемый «строяк» – строительный мусор – наша общая головная боль, – рассказал KazanFirst Илья Вольфсон. – Его доля составляет порядка 80% всех несанкционированных свалок в России. В Татарстане поменьше – порядка 60%. Причина такого положения дел – практически полное отсутствие ответственности за нарушения в этой сфере. Нам об этом говорили все: муниципальные власти, региональное правительство, природоохранная прокуратура, экоактивисты и просто жители, с которыми мы встречались на объездах. Штрафы для физических лиц не больше двух тысяч – смешно, у «серых возчиков» эта сумма уже включена в прайс. Они привозят «ГАЗелями» и, по сути, безнаказанно сваливают «строяк» в овраги. А потом на ликвидацию таких свалок уходят десятки, если не сотни миллионов рублей бюджетных денег.

Илья Вольфсон (слева) / Фото KazanFirst

В качестве примера он привел то, что на ликвидацию одной только свалки в казанских Дербышках потратили 58 млн рублей.

– А сколько еще таких свалок по всей стране и сколько нужно денег? Наша задача – создать условия, которые бы полностью исключили возможность появления свалок, чтобы даже в голову никому не пришло вывезти свой хлам после ремонта в ближайшую рощу, – подчеркнул народный избранник.

Сегодня ситуация с «серыми возчиками» достигла своего пика. Следствием безнаказанности нарушителей становятся не только горы «строяка» на контейнерных площадках, но и то, что мусоровозы из-за них нередко просто не могут подъехать к местам складирования ТКО. В результате площадки переполняются, жителям приходится класть пакеты с мусором на землю рядом с контейнерами, что еще больше осложняет работу регоператора.

– За 2024 год из поселков Казани вывезли почти 600 тысяч тонн отходов, не относящихся к ТКО, – констатирует Евгений Чекашов. – Это огромный объем! По закону регоператор занимается вывозом только твердых коммунальных отходов, однако весной и осенью во избежание перенакоплений нам приходится действовать в режиме полной «боевой готовности» – дополнительно использовать собственную и наемную технику: ломовозы, погрузчики и самосвалы. За прошлый год расход регоператора на спецтехнику для этих целей составил 120 млн рублей.

Также, по информации УК «ПЖКХ», сумма дополняется затратами на уборку контейнерных площадок после вывоза несанкционированного мусора – 72 млн рублей в год. В то время как, согласно действующему законодательству, содержание площадок накопления ТКО относится к полномочиям муниципалитетов и данные расходы так же не включены в тариф регионального оператора.

Евгений Чекашов / Фото KazanFirst

Проблемой «серых возчиков» озадачен и регоператор восточной зоны республики – «Гринта». Напомним, что в Татарстане два региональных оператора по обращению с ТКО: по западной зоне – УК «ПЖКХ» (Казань и 21 район РТ), по восточной – компания «Гринта» (Набережные Челны и 22 района РТ).

– В основном «серые возчики» выбрасывают строительный мусор на площадках вдоль крупных дорожных магистралей и в местах расположения бункеров для крупногабаритных отходов, – поделилась с редакцией генеральный директор ООО «Гринта» Евгения Фагимова. – Поэтому, на наш взгляд, специальные места для крупногабаритных отходов должны находиться на территориях расположения контейнерных площадок вблизи многоквартирных и жилых домов, куда гораздо реже заезжают «серые возчики», поскольку опасаются попасть в камеры видеонаблюдения и контроля со стороны УК и жителей.

По словам главы регоператора восточной зоны Татарстана, продуктивная борьба с незаконным выбросом отходов – это не столько система штрафов, сколько предупреждение таких ситуаций. По мнению Фагимовой, необходимо урегулировать процесс накопления строительных отходов до их передачи на объект захоронения – определить реестр компаний, имеющих лицензию для обращения со строительными отходами, с обязанностью предоставления полной отчетности за каждый кубический метр пути отходов до момента их захоронения, а также определить места накопления таких отходов. Подобные законодательные инициативы уже есть, но в настоящее время они не приняты.

Сначала будут штрафы, потом осознанность

– Сегодня мы совместно с коллегами по Госдуме инициировали ряд законопроектов, которые должны способствовать решению проблемы со свалками, – продолжает Илья Вольфсон. – Один из них касается пересмотра штрафов за нарушения – он межфракционный, что, на мой взгляд, подчеркивает его острую необходимость и значимость для отрасли. Речь идет и о кратном повышении, и о вводе дополнительных сдерживающих мер. Еще один документ регламентирует обращение именно со строительными отходами: мы даем больше полномочий регионам в этом вопросе, чтобы можно было более гибко учитывать локальные особенности и потребности, и определяем инструменты для контроля и общей координации процесса. В частности, речь идет о создании региональных информационных систем.

По мнению Чекашова, только лишь вывоз несанкционированных строительных отходов не решит проблему.

– Необходим комплексный подход. Мы, совместно с администрациями районов, проводим работы в рамках ликвидации завалов отходов, не относящихся к ТКО. Также, объединившись с горожанами, фиксируем на видео факты выброса строительных отходов «серыми возчиками» и направляем их в правоохранительные органы. Много говорим об этом сами, через СМИ, разъясняем жителям правила обращения с отходами. Чем больше внимания, тем лучше, – убежден собеседник.

И, конечно, по его словам, необходимо решение вопроса на законодательном уровне. В настоящее время УК «ПЖКХ» разработала и направила на рассмотрение в соответствующие инстанции ряд проектов с целью усиления контроля и санкций в части незаконного размещения отходов, не относящихся к ТКО.

– Мы уже научились переходить дорогу только на зеленый свет и пристегиваться в автомобиле, научимся и не выбрасывать стройотходы на площадку и в контейнеры. Это как спорт и здоровый образ жизни: сначала через силу и преодоление, а потом входит в привычку, в итоге ты пожинаешь плоды. Поэтому сначала будут штрафы, потом осознанность и чистые контейнерные площадки, – подытожил Евгений Чекашов.

В городском Комитете ЖКХ признали существующую проблему неконтролируемого сброса отходов в не оборудованных для этого местах. Коммунальщики отметили, что в большинстве случаев отходы сбрасывают с использованием малотоннажного транспорта. Завалы образуются зачастую и рядом с местами накопления ТКО в частном секторе: строительные отходы после ремонта сваливают перед бункерами и контейнерами, мешая жителям подойти к ним.

– Когда мусор вывозит нелегальный возчик, чаще всего эти отходы перекочевывают с одной площадки на другую. «Серые возчики» не заботятся об удобстве других пользователей коммунальной услуги – они просто устраивают свалку на чужой контейнерной площадке, – добавили в ведомстве. – И порой даже многие порядочные граждане, оплачивающие услугу вывоза строительных отходов у компаний, не имеющих лицензий, не подозревают, что становятся заложниками нелегальных схем. «Серые» возчики строительных отходов, получив оплату, сбрасывают строительные отходы на ближайшие контейнерные площадки или в лес.

В комитете посетовали, что по действующему законодательству к таким нарушителям невозможно применить административные меры воздействия. Позиция коммунальщиков: необходимо помимо увеличения штрафных санкций предусмотреть и конфискацию малотоннажного транспортного средства.

В Татарстане впервые в России у нарушителя изъяли транспортное средство

В Татарстане в конце прошлого года впервые в России был создан прецедент по изъятию транспортных средств как предмета административного правонарушения.

В ходе рейда 27 ноября 2024 года сотрудники отдела по вопросам общественной безопасности администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани составили два протокола по факту сброса мусора с «ГАЗели» в поселке Северный по адресу ул. Центрально-Мариупольская, 49. Само транспортное средство изъяли и поместили на стоянку ГБУ «Безопасность дорожного движения».

– Такая практика поможет решить проблему с «серыми возчиками», – сообщили в пресс-службе администрации района. – Причем не только в Казани и республике, но и в целом в России. Это действенная мера, так как, лишившись своего ТС, владелец лишается заработка на достаточно длительное время (извещение, составление протокола, решение админкомиссии, постановление и только потом оплата штрафа и возвращение ТС владельцу). Судебной практики по таким делам нет, так как правонарушители, осознавая серьезное нарушение со своей стороны, не торопятся обращаться в суд.

Автор материала Юлианна Левашова

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Глава УК «ПЖКХ» Чекашов: Если не сортировать отходы, то Казань окружит ожерелье из полигонов

Comment section

6 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Штрафы — копечные, мусор — везде, а тарифы по-прежнему не учитывают вывоз! когда уже наведут порядок???

  2. В том году жестко ловили этих серовозов, сами жители поселков. Сейчас вроде привели в более менее порядочный вид помойки. Сделали ограждения, и даже местами сортировочные контейнеры установили. Но сами жители порой не соблюдают порядок. И получается опять свалка.

  3. Каждую весну одно и тоже, снег растаял, мусор стал глаза резать! Штрафы должны быть под сотни тысяч, тогда может это их напугает!

  4. Достали эти частники, на каждом столбу объявление вывоз мусора, загрузят в свои газели и до первой помойки. Не подойти к помойкам, то двери то диваны выбросят.

  5. Однозначно нужен контроль за такими серыми извозчиками. И штрафы надо поднять до сотен тысяч. А то, что им тычу-две заплатить, вот они и оборзели.

  6. Реально когда уже народ поймет, что старую мебель, строительный мусор, нельзя оставлять рядом с мусорными контейнерами. А то иногда так завалят, что невозможно протиснуться к мусорным бакам.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *