Пока только Татарстан проявляет высокую активность в исламском банкинге. На республику приходится больше половины всех финансовых сделок, совершенных по нормам шариата в РФ. Госдума хочет продлить этот эксперимент до 2028 года. Но необходимо участие и других регионов, указывают эксперты KazanFirst.
Поправки в правила проведения эксперимента по исламскому банкингу подготовил комитет Госдумы по финансовому рынку, который возглавляет Анатолий Аксаков. Согласно предложению комитета, экспериментальный режим предлагается продлить еще на три года, до сентября 2028 года.
Соавтором поправок выступил депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов («Единая Россия»), который является членом комитета по бюджету и налогам.
— Готовили вместе. Пока не внесли в Государственную Думу. Сейчас идут согласования. Это консенсус и авторов, и правительственной группы по сопровождению эксперимента. Общее мнение — эксперимент в дальнейшем необходимо делать бессрочным, расширять количество субъектов, — рассказал он KazanFirst.
Поправками предлагается установить открытый перечень сделок партнерского финансирования, которые могут осуществлять участники эксперимента. Сейчас этот список включает привлечение денег и имущества от физических и юридических лиц через займы, размещение облигаций, доверительное управление имуществом и вклады в уставный капитал участников эксперимента, лизинг, выдачу поручительств для третьих лиц, сообщает «Интерфакс».
По данным агентства, также вводится запрет на получение вознаграждения в виде процентов. Сейчас в законе есть только запрет на установление вознаграждения. Кроме того, расширяются условия включения в реестр участников эксперимента. Законопроектом также предлагается создать новый орган регулирования этой сферы — комитет по стандартам, который сможет устанавливать дополнительные требования к деятельности по партнерскому финансированию. По данным собеседников «Интерфакса», документ подготовлен для повышения привлекательности инструментов партнерского финансирования, в том числе для иностранных инвесторов, включая страны Организации исламского сотрудничества (ОИС). Напомним, группу стратегического видения «Россия – Исламский мир» возглавляет раис Татарстана Рустам Минниханов.
Напомним, исламский (или партнерский) банкинг предполагает предоставление финансовых услуг по нормам шариата. Главная особенность — отказ от ссудного процента, от высокорисковых операций и сделок с неопределенностью. Например, для получения дохода финансовая организация должна быть долевым участником проекта, разделять с предприятием риски и премии. Кроме того, запрещается инвестировать в сферы, которые противоречат шариату. В их числе производство алкоголя и табака, игорный бизнес, свиноводство. Исламские банки и инвестфонды в основном сосредоточены на Ближнем Востоке, в странах Персидского залива и в Малайзии.
Большинство сделок исламского банкинга приходится на Татарстан
Эксперимент по внедрению в РФ исламского банкинга стартовал 1 сентября 2023 года. Он проходит на территории четырех регионов страны: Татарстан, Дагестан, Чечня и Башкирия. Но по решению ЦБ эксперимент может проводиться и в других регионах. Изначально предполагалось, что экспериментальный режим продлится лишь два года — до осени 2025-го.
Сейчас в реестре ЦБ зарегистрированы 29 участников эксперимента. Из них на территории Татарстана работает 21, а зарегистрированы в республике — 14. Среди них Ак Барс банк, «Ак Барс капитал», потребительские общества «Амаль» и «Ас Салям», «Нурфинанс» и Гарантийный фонд Татарстана. Из федеральных структур — Сбербанк, Т-банк, «Домклик».
Банк России отчитывался, что по итогам девяти месяцев 2024 года портфель сделок по размещению денег участников эксперимента составил 2,8 млрд рублей. Около 43% приходится на договоры купли-продажи с рассрочкой платежа. Портфель операций по привлечению средств составил 3,8 млрд рублей. Из них 45% пришлось на операции по расчетным и карточным счетам в банках.
Татарстан оказался лидером по объему сделок — здесь прошло 84% по размещению средств и 66% по привлечению средств.
В министерстве экономики Татарстана KazanFirst сообщили, что решение о проведении эксперимента «существенно повысило активность на данном рынке». Сейчас для населения и бизнеса доступно более 30 финансовых продуктов.
«Данные наших социологических исследований подтверждают рост заинтересованности населения и бизнеса в инструментах партнерского финансирования. Основная доля приходится на договоры купли-продажи недвижимого имущества, машин и оборудования. Это подтверждается и статистикой наших участников рынка», — отметили в Минэкономики РТ.
По данным министерства, за девять месяцев 2024 года объем сделок в Татарстане вырос вдвое. На условиях партнерского финансирования в республике реализуются собственные льготные программы для бизнеса, такие как гарантийная поддержка, лизинг, льготное финансирование субъектов малого предпринимательства.
В казанском Ак Барс банке сообщили KazanFirst, что к продлению эксперимента в банке относятся положительно, отметив, что сделки по привлечению партнерского финансирования для реализации инфраструктурных проектов в республике проводились в 2011 и 2013 годах. Но благодаря развитию эксперимента расширяется линейка предлагаемых на рынке исламских финансовых продуктов и повышается их доступность.
В ответе пресс-службы финансовой организации сказано, что в 2019 году банк запустил исламскую ипотеку. Далее были запущены открытый паевой инвестиционный фонд и исламская карта. Все они были разработаны на основе стандартов AAOIFI и одобрены советом улемов Духовного управления мусульман Татарстана. В 2024 году банк разработал девять исламских финансовых продуктов для бизнеса.
Также банк cовместно с компанией «Халяльное Решение» запустил приложение HalalCard. Кроме того, в прошлом году Ак Барс Банк профинансировал строительство многоквартирного жилого дома в рамках модели финансирования «мудараба» на сумму 1,25 млрд рублей. Та же модель была использована в сделке с одной из лизинговых компаний на 100 млн рублей. В 2025 году банк планирует запустить аналог облигаций, соответствующий нормам шариата, — сукук. Также разработана ипотека на первичный рынок жилья по нормам шариата и зарплатный проект.
«Одинаковое софинансирование со стороны государства»
— Два года — это объективно маленький срок для того, чтобы внедрить новый сектор финансов в экономику страны, — сказал KazanFirst председатель правления «Ас Салям» (занимается финансированием бизнеса по принципам исламского банкинга) Ренат Едиханов.
По его словам, существующий закон — рамочный и «предоставляет свободу действий для того, чтобы реализовывать различные финансовые продукты и предлагать их населению и юридическим лицам». Вместе с тем Едиханов считает, что нужно «расставить акценты, доделать и расширить перечень операций».
— Насколько я знаю, это сделать тоже планируется. Но какое-то дополнительное обширное регулирование, я думаю, не нужно, — добавил глава «Ас Салям».
Едиханов прогнозирует, что продукты исламского банкинга будут становиться более популярными, потому что на этот рынок заходят крупные федеральные банки, которые имеют высокую ликвидность. Кроме того, он считает, что необходимо расширять меры поддержки со стороны государства. По его словам, должно быть «одинаковое софинансирование со стороны государства как обычных сделок, так и сделок партнерского банкинга».
— В целом проведение эксперимента оцениваю хорошо. Необходимо время, чтобы появились реальные и ощутимые результаты, — сказал KazanFirst депутат Госдумы Айрат Фаррахов.
Он обещал, что ко второму чтению законопроекта обсудит с ЦБ возможность упрощения вступления в реестр, поскольку сейчас «некредитные организации осторожно смотрят» на это.
При этом Фаррахов отметил, что пока «только Татарстан проявляет высокую активность в этом эксперименте, вносит предложения и показывает заинтересованность». В других трех регионах «количество организаций меньше, чем в одном нашем».
По словам депутата, объемы сделок исламского банкинга серьезно растут. Развитие таких инструментов важно для привлечения исламских инвестиций в Россию и в Татарстан в частности.
— Думаю, до KazanForum в мае этот закон будет принят для того, чтобы мы дали сигнал о том, что исламский банкинг в России будет развиваться и дальше, — заключил парламентарий.
А я думаю откуда халяльные карты для мусульман пошли, вот оказывается что придумали, хотят выйти на рынки мусульман