Сейчас к открытию готовится платный выезд из Казани — Вознесенский тракт. С инициативой о штрафах выступил депутат Госсовета РТ Марат Бариев. Эксперты KazanFirst говорят о «явном тренде на увеличение количества платных дорог», но сомневаются, что общество будет от этого «в выигрыше».
Поправки в КоАП РТ внес в татарстанский парламент депутат Госсовета от «Единой России» Марат Бариев. Он предложил дополнить Кодекс ст. 5.9 «Несоблюдение порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам автомобильных дорог общего пользования».
Речь идет только о платных региональных и муниципальных дорогах. Если без оплаты проехал легковой автомобиль, то для собственника штраф составит 2 тысячи рублей, а в случае, если машина записана на юридическое лицо, — 10 тысяч рублей. За проезд грузового автомобиля или автобуса по платной дороге с нарушением порядка оплаты санкции будут жестче — 5 тысяч рублей для граждан и 20 тысяч рублей для юридических лиц.
В пояснительной записке Бариев указал, что сейчас в региональном КоАП такой нормы нет, однако устанавливать собственные штрафы регионам позволяет новый федеральный закон, вступивший в силу в сентябре этого года. Бариев отметил, что если не будет штрафов, автовладельцы, «понимая свою безнаказанность, не будут вносить своевременно плату». Администрировать штрафы, согласно законопроекту, будет Минтранс РТ.
Напомним, что в декабре запланировано открытие второго этапа Вознесенского тракта в Казани, за проезд по которому будет взиматься плата. Длина отрезка составит 8 км. Дорога должна соединить город с трассой М-7. Инвестором выступило принадлежащее республике АО «Татдортрансинвест». Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов изначально предполагал, что стоимость проезда будет около 50 рублей. Но затем в региональных СМИ стала обсуждаться информация о тарифе в 350 рублей.
На последней пресс-конференции Ханифов говорил, что «Вознесенский тракт — первая подобная трасса» и «мы уповаем на то, что у нас в столице будет много таких дорог», которые позволят въезжать и выезжать из города за 10-15 минут. Также в Татарстане строится платный участок трассы Шали — Бавлы.
— Установление штрафов по платным региональным дорогам относится к компетенции регионов. Платные дороги запущены или не запущены, но закон принимать нужно, — рассказал KazanFirst Марат Бариев.
Он отметил, что сейчас штраф по платным федеральным трассам составляет 1,5 тысячи рублей. Так, в прошлом году на территории Татарстана заработала платная трасса М-12, соединяющая Казань и Москву. Но недавно Минтранс РФ предложил увеличить штрафы на федеральных дорогах до 10 тысяч рублей.
— Это очень много. Надеюсь, что так не будет принято. Но повышение ожидается. Поэтому я предложил установить в регионе штрафы от 2 тысяч рублей, — пояснил Марат Бариев.
Он добавил, что в дальнейшем размеры штрафа будут обсуждаться с экспертным сообществом. Сам законопроект в Госсовете еще не рассматривался.
— Я только внес. Это не одного дня работа, — заключил депутат.
«Главная цель штрафа — дисциплинировать»
Сейчас документ находится на предварительном рассмотрении комитета Госсовета по законности и правопорядку. Но дозвониться до его председателя Александра Чубарова не удалось.
Член этого комитета на постоянной основе Эдуард Шарафиев сказал KazanFirst, что поддерживает инициативу.
— Если у нас будут пользователи платных дорог, которые не станут оплачивать, они, конечно, должны наказываться рублем. Иначе это будет несправедливо по отношению к тем, кто оплачивает, — отметил парламентарий.
При этом он не считает, что поступления от штрафов будут существенным источником пополнения регионального бюджета.
— Это точно не будет значительная сумма. Главная цель штрафов — приучать пользователей к тому, что надо оплачивать, дисциплинировать, — подчеркнул Шарафиев.
Депутат добавил, что платные дороги могут появляться только там, где есть альтернатива в качестве бесплатной дороги. Кроме того, он считает, что платные дороги позволяют привлекать инвесторов к дорожной деятельности. Это позволит улучшать транспортную ситуацию в городе и в республике в целом.
— Мы входим в новую реальность — реальность платных дорог, — считает глава фракции КПРФ в Казанской городской думе Алексей Серов. — В Татарстане и Казани все больше и больше разговоров о том, что количество платных дорог будет увеличиваться. Пока это только Вознесенский тракт и Шали — Бавлы.
Серов согласен, что если платные дороги появятся, «безусловно, должна быть ответственность, иначе не будет платежной дисциплины».
— Но есть риск, что будет расти стоимость платы за проезд. На федеральных дорогах рост стоимости давно опережает инфляцию. Боюсь, что в Татарстане будет то же самое. Соответственно, и штрафы будут расти, — отметил Серов.
«Кто-то, конечно, будет от этого в выигрыше»
Депутат считает, что «если на федеральном уровне строительство палатных дорог еще можно как-то оправдать, то на уровне республики такая инициатива выглядит сомнительной».
— Мы видим очень неуклюжие попытки с Вознесенским трактом. Чтобы сделать его платным, построили бесплатные дублеры вокруг для жителей поселков. Десятки, если не сотни миллионов закопали в эти дороги, чтобы этот отрезок в несколько километров сделать платным. Какая экономическая целесообразность в этом? Если бы это был реальный инвестор, он вряд ли бы вложился. А это строится, по сути, на государственные деньги с последующей коммерциализацией, — удивляется Серов.
По мнению депутата, платные дороги внутри населенных пунктов и агломераций — это «тупиковая ветвь развития транспортной связанности».
— Может, это оправданно для Москвы, но точно не для Казани и Татарстана. Кто-то, конечно, будет от этого в выигрыше, но явно не общество, — заключает Алексей Серов.
Бывший депутат Госдумы от «Единой России», основатель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков так же отмечает «явный тренд на увеличение количества платных дорог», и в этом пока лидирует Москва.
Он напомнил, что в столице РФ запущен платный проезд по проспекту Багратиона (стоимость колеблется от 416 до 1,2 тысячи рублей, а штрафы в Москве начинаются от 3 тысяч рублей) — южный дублер Кутузовского проспекта, и мобильные карты постоянно прокладывают путь через него, хотя можно воспользоваться бесплатными дорогами.
— Мировая практика знает, что есть платный въезд в центр города. Но проезд обычных автовладельцев в пределах городской черты платно — в мире такого нет. Глядя на Москву, которая тотально коммерциализирует собственное пространство, многие регионы идут этим же путем. Но вот, в частности, Татарстан, к сожалению, хочет сделать платные трассы, — посетовал Лысаков.
Общественник заключил, что идея платных дорог ему не нравится:
— Мы платим огромные налоги, плюс высокая стоимость топлива, есть транспортный налог. А дорожная сеть у нас чуть более миллиона километров. А нам с учетом роста количества автомобилей нужно как минимум еще столько же. Налоги мы платили десятилетиями, а государство за счет налогов не обеспечивает дорожную сеть.
Ну на платках же тоже нарушают. Или если заплатил, то всё, можно ехать по встречке, задом? 🤣
Ну давайте, че, можно ещё Бауманку платной сделать. А че это люди бесплатно гуляют. Оборзели совсем
А обязательно все делать по Москве,почему нужно ровняться на нее постоянно…
Я конечно понимаю,что штрафы нужны иначе нарушений будет куча,но все же сделать их не на столь огромными
Для кого берегут дорогу?