Реформа налоговой системы может больно ударить по онлайн-бизнесу. Глава совета по развитию электронной торговли ТПП России Алексей Федоров предупредил, что к середине следующего года пятая часть продавцов на маркетплейсах могут закрыться. Малому бизнесу с оборотом от 10 млн рублей придется платить НДС и повышенные страховые взносы, а еще часть выручки уйдет на услуги бухгалтеров. Предприниматели РТ называют главной проблемой непредсказуемость налоговой политики и готовятся к сокращению прибыли.
До 20% предпринимателей, которые сейчас продают свои товары через маркетплейсы, могут закрыть свой бизнес к середине 2026 года из-за предстоящего повышения налогов. Такой прогноз в беседе с KazanFirst дал председатель совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Алексей Федоров.
— Это только во II квартале 2026 года. В третьем закроется еще 10% продавцов на маркетплейсах, — предупредил он.
По словам Федорова, это произойдет в связи с тем, что малый бизнес с оборотом от 10 млн рублей, который сейчас сидит на «упрощенке» (УСН), станет платить НДС. Кроме того, повысятся страховые взносы за сотрудников.
— Головой, конечно, все понимают. Но одно дело головой, а другое кошельком, когда наступит момент оплаты. Во-первых, многие просто забудут прибавить НДС к ценам. И им придется платить из собственной прибыли. Во-вторых, по факту это же не просто НДС для малого бизнеса — это оборотный налог. Вместо привычных 6% с оборота придется заплатить 11% со всего оборота. А далеко не каждый бизнес позволяет держать такую высокую прибыль, чтобы покрыть такие налоги. То есть многие бизнесы будут вынуждены просто закрыться, — отметил собеседник KazanFirst.

«Многие этого не выдержат — прибыли не хватит»
Возврат к 30% единого социального налога на зарплаты Федоров назвал «еще большим ударом». По его мнению, малый бизнес только «выполз из зоны серой зарплаты, зарплат в конвертах», как нужно отдавать государству 30%, а наличных денег в экономике становится все меньше.
— Прекрасная работа российских банков привела к тому, что все население работает с безналичными, карточными платежами, вплоть до глубоких стариков. Где же взять теперь наличные для зарплат в конвертах? По факту негде. Обналичка, благодаря Росфинмониторингу и Центральному банку, стала очень рискованной и очень дорогой. Значит, бизнесу придется платить честные, белые зарплаты. А многие этого не выдержат — прибыли не хватит на 30% единого социального налога. И они закроют свои бизнесы. Или будут ну очень рисковать с сомнительными и очень дорогими схемами. Думаю, что стоимость обналички из-за ажиотажа достигнет 12%, что уже сравнимо с повышением налога, и станет экономически бессмысленным действием, — полагает эксперт.
Федоров отметил, что первыми закрываться начнут именно продавцы на маркетплейсах. По его словам, у них фактически остается один путь — переходить на общую систему налогообложения (ОСНО). В противном случае, «не имея возможности взять уплаченный на таможне НДС в зачет, они окажутся в тяжелой ситуации». Он пояснил, что компании на УСН, торгующие зарубежными товарами через площадки, будут платить существенно больше, чем коллеги на общей системе налогообложения.
По его словам, до половины участников рынка в последний год работали либо в ноль, либо вовсе в минус. Приток новых продавцов практически прекратился: все, кто хотел попробовать себя в бизнесе, уже сделали это.
— Огромное спасибо маркетплейсам за такую возможность. Но теперь, с давлением государства, с новым налоговым бременем, за гранью рентабельности окажутся очень многие, — сказал он.
При этом Федоров подчеркнул, что речь идет о количестве продавцов на таких площадках, как Wildberries и Ozon, а не об ассортименте: он сохранится, но цены заметно вырастут.

Из-за повышения налогов у онлайн-продавцов появится «четкий стимул уходить из бизнеса», считает глава совета.
— Маркетплейсам жизненно необходимо сделать курсы, вебинары, семинары на тему «Как работать с НДС», — предложил он выход из ситуации.
По его словам, площадки должны вкладываться в IT-решения, чтобы упростить бухгалтерию партнеров. Кроме того, он считает, что банки маркетплейсов обязаны взять на себя часть администрирования налога, чтобы помочь партнерам справиться с новым вызовом.
— Нужно сделать личные кабинеты бухгалтера, чтобы поставщик сразу видел, сколько заплатит каких налогов, — отметил Алексей Федоров.
При этом он обратил внимание, что и сами маркетплейсы окажутся под давлением. Льгота на единый социальный налог для IT-компаний отменяется, ставка вырастет с 7,6 до 15%. А крупнейшими IT-игроками в стране, напомнил он, как раз являются маркетплейсы.
— Российский бизнес ждут тяжелые, но очень интересные времена. Выживут далеко не все, — резюмировал собеседник KazanFirst.
Предприниматели РТ просят смягчения реформы
С 1 января 2026 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в России вырастет на два процентных пункта — с 20 до 22%, следует из проекта бюджета на 2026 год, в котором заложены изменения в Налоговый кодекс. Они направлены «в первую очередь на финансирование обороны и безопасности», разъяснял Минфин РФ.
По словам министра Антона Силуанова, это окажет влияние на инфляцию, но оно будет ограниченным, и это наименее негативная мера для экономики по сравнению с альтернативами.

Вместе с тем поправки предусматривают и другие изменения, которые серьезно могут повлиять на рентабельность именно малого бизнеса. Так, в Торгово-промышленной палате обеспокоены тем, что снижается порог до 10 млн рублей, после которого индивидуальные предприниматели и компании на упрощенной системе налогообложения (УНС) станут обязаны платить НДС. Сейчас этот порог составляет 60 млн рублей, а до 2025 года «упрощенка» вообще не предусматривала уплату НДС.
Кроме того, снижается порог с 60 до 10 млн рублей для применения патентной системы, когда предприниматель покупает патент за фиксированную сумму и освобождается от уплаты основных налогов и необходимости вести бухгалтерский учет. Как указал первый зампред ТПП РТ Сергей Карпухин, это «может на корню убить малый бизнес и микробизнес в сельских поселениях». Также отменяются пониженные тарифы по страховым взносам, преференций лишаются IT-компании. Все это должно принести федеральному бюджету дополнительно 2,3 трлн рублей в 2026 году.
На круглом столе в татарстанской палате ряд предпринимателей потребовали полностью заблокировать реформу. Но депутаты Госсовета и руководство ТПП объяснило, что из-за дыры в федеральном бюджете ее уже никто не отменит. В результате Татарстан направит в федеральный центр предложения по смягчению предполагаемых нововведений.

Согласно данным Минэкономики РТ, по итогам первого полугодия 2025 года количество онлайн-продавцов в Татарстане увеличилось более чем на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Общее количество селлеров превысило 71 тысячу. Как сообщала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в январе-июне объемы интернет-торговли в республике выросли на 42% и достигли почти 109 млрд рублей. Татарстан вошёл в топ-10 самых активных регионов России, заняв долю 2% от общероссийского рынка. Для сравнения: общий объем e-commerce в стране достиг 5,3 трлн рублей, увеличившись на 36%.
Президент АКИТ Артем Соколов заявил KazanFirst, что повышение НДС «безусловно, повлияет на экономику бизнеса и его рентабельность».
— Спрогнозировать сокращение количества продавцов сложно, однако если порог на МСП снизится, то скорее всего этот подход будет подталкивать к укрупнению и консолидации рынка, — предупредил он.
«Проще отправлять товары не из России»
Казанский интернет-предприниматель Антон Бряндин в беседе с KazanFirst признался, что его компания рассматривает перенос значимой части бизнеса за пределы России. По его словам, «нам проще будет отправлять товары не из России, а из-за рубежа напрямую». В России он планирует оставить только IT-направление.
Бизнесмен подчеркнул, что он сейчас не работает с маркетплейсами, так как комиссии площадок «перекрывают возможную прибыльность работы с ними». Поэтому бизнес развивает собственный сайт, через который ведет продажи несколько лет.
Он отметил, что со стороны государства лучшей поддержкой было бы вообще «не трогать нас». По его словам, зарубежные продавцы имеют преимущества: они не платят НДС, не обязаны маркировать товары. При этом новые правила в России предполагают, что даже продавцы маркируемой продукции будут вынуждены платить дополнительную ставку, связанную с НДС, что предприниматель считает негативным фактором.
— 5% с оборота — это НДС, и 15% по зарплатам персонала. В итоге нагрузка будет доходить до 43%, — привел свои расчеты Бряндин.

Предприниматель напомнил, что малый бизнес не платил НДС уже около 15 лет, поэтому в этой сфере мало бухгалтеров, которые умеют работать с новым режимом. По его словам, даже те банковские сервисы, которые сейчас предлагают помощь в бухгалтерии, «с этим не справятся, потому что администрирование НДС — это серьезные сложности».
Главной проблемой бизнеса он назвал непредсказуемость налоговой политики. Предприниматель напомнил, что еще в прошлом году власти обещали отсутствие изменений до 2030 года, однако «глобальные перемены происходят второй раз за последние три года».
«Не то время, чтобы требовать новых мер поддержки»
Основатель бренда одежды «Алга» Тимерхан Зиятдинов признал, что прибыльность компании действительно снизится и часть дохода будет потеряна. Однако он считает, что «ничего страшного».
— Если государство решило, значит, мы готовы, — сказал он KazanFirst.
По его словам, предприниматель должен понимать, что правила игры могут меняться, и быть к этому готовым. Зиятдинов считает, что маркетплейсы в этом случае могли бы снизить комиссии, увеличить рекламные бюджеты на продвижение товаров и в целом активнее помогать развитию бизнеса через новые инструменты. Однако на дополнительную помощь от государства он не рассчитывает.
— Государство уже делает достаточно. Сейчас не то время, чтобы требовать новых мер поддержки, — подчеркнул Зиятдинов.
В его понимании, главная задача бизнеса сегодня — адаптироваться к новым условиям и продолжать работу.
Ранее бизнес-омбудсмен Татарстана Фарид Абдулганиев признал, что будущие налоговые изменения станут «серьезным испытанием», особенно для предприятий с большим числом сотрудников и высокими зарплатами, но «есть время подготовиться».











Налоговые изменения, время для консолидации и роста. Адаптируются сильнейшие, а рынок станет более прозрачным и профессиональным.
Интересно, как новые налоговые правила повлияют на ассортимент и цены в любимых онлайн-магазинах. Будем следить за развитием событий.
Повышение налоговой нагрузки серьезный вызов для малого бизнеса. Ключевым вопросом остается готовность предпринимателей к работе с НДС после долгих лет упрощенки.
Прогнозы по сокращению числа продавцов на маркетплейсах звучат тревожно. Многое будет зависеть от помощи площадок с бухгалтерией и адаптации самих предпринимателей.