Краевед Марк Шишкин считает, что столица Татарстана многого добилась в сохранении исторической топонимики, но мы этим не гордимся и мало думаем об этом.
В ходе дискуссии о будущем ДК Химиков, которая проходила в рамках программы «Городские модераторы», возник вопрос о целесообразности сохранения существующего названия этого центра притяжения в Московском районе. Если советский дворец культуры станет современным молодёжным центром, где будут развиваться креативные индустрии, нужно ли сохранять аббревиатуру «ДК» и отраслевую принадлежность?
Этот вопрос – часть большой проблемы, которая годами вызывает конфликтные ситуации в Казани и других городах. Самым резонансным примером такого конфликта в нашем городе было переименование улицы Эсперанто в 2015 году. Насколько ценны устоявшиеся городские названия? Нужно ли сохранять их, даже если современное состояние домов, улиц и районов больше не соответствует названию, а название кажется «странным»?
Названия домов, улиц и остановок – это тоже наследие
Изучением городских названий занимается целый подраздел науки топонимики, который называется урбанонимика (от латинского слова «город» и греческого «имя»). По этой тематике проходят конференции, выпускаются сборники статей. Исследователи считают урбанонимы частью культурного наследия и изучают, как они формируют образ каждого конкретного города.
Авторы вышедшей в 2023 году книги «Городская топонимия: современная политика и практика именования» считают, что политика в сфере топонимики наиболее разработана и последовательна в Санкт-Петербурге.
«C одной стороны, городские названия поддерживают постоянное общение жителей и гостей города в настоящем времени, с другой стороны, предоставляют возможность мгновенно обратиться к различным периодам городской истории, обеспечивая культурную коммуникацию как с современниками, так и с предками (а в будущем – и с потомками)», – говорится в «Основных принципах деятельности Топонимической комиссии Санкт-Петербурга».
Лучше и не скажешь. В Казани об этом тоже говорили.
«Нематериальное городское наследие хранят исторические места. Память исторического места хранится в общеизвестных и общезначимых названиях места – топонимах, именах героев места или «гениев места», прославивших место, историях и легендах, исторических видах и картинах, увековечивающих место. Память места или «душу места» нельзя построить, но по незнанию легко стереть», – сказано в «Концепции устойчивого развития исторического поселения города Казани».
Что же на практике?
На Ташаяк давно не торгуют, а в Суконке не делают сукно
На практике, в Казани всё не так уж плохо с сохранением исторических городских названий. На карте города представлены самые разные эпохи. По казанским названиям можно не только узнавать прошлое города, но и изучать историю всей России.
В Суконной слободе уже давно не производят шерстяную ткань, а в Адмиралтейской слободе почти уж 200 лет нет корабельных верфей, но эти топонимы присутствуют в повседневной жизни как названия станций метро и электричек, они вдохновляют на создание памятников монументального искусства и постоянно слышатся из уст экскурсоводов. Отталкиваясь от этих названий, можно часами рассказывать о роли Казани в эпоху Петра I и неоценимом вкладе татарского народа в создание российского флота.
Сохраняются названия времён Казанского ханства: Бишбалта в Кировском районе и улица Ташаяк под стенами Казанского Кремля, где некогда проходила шумная ярмарка. Всё чаще вспоминают о происхождении из ханской эпохи названия посёлка Аметьево.
Остановка «Сады». Были садовые участки, стали – райские сады
Увы, недооценённым остаётся большой опыт Казани в придании второй жизни историческим названиям. Многие другие города сделали бы из этого красивую презентацию и гордились креативностью городской среды, а казанцы воспринимают как должное и даже не всегда довольны.
Примеров этому множество. Самый недооценённый – торговый центр «Кольцо», у архитектуры которого есть много хейтеров. Тем не менее именно золочёное кольцо на фасаде этого здания увековечило народное название площади, которая сменила много официальных урбанонимов: Рыбнорядская, Кооперативная, Куйбышева, Тукая. Трамвайного кольца здесь давно уже нет, но название продолжает жить своей жизнью и является кодовым для казанцев.
Рядом, во дворе дома №10 по улице Пушкина, на воссозданном деревянном флигеле установили уличную табличку «улица Рыбнорядская». Так называлась эта часть улицы, когда здесь в 1873 году родился Фёдор Иванович Шаляпин.
Ансамбль самой официальной казанской площади Свободы невозможно уже представить без лозунга «Миру – мир!», который увековечил народное название дома №29А по улице Большой Красной. Когда-то советский лозунг дал название гастроному на первом этаже дома и в 2013 году вернулся на крышу здания в качестве оригинального казанского урбанонима.
Кондитерская фабрика «Заря», выпускавшая фирменный торт «Татарстан» и множество других сладостей, давно уже разорилась, а здание её снесено. Но новый жилой комплекс по Щербаковскому переулку будет называться именно «Заря», сохраняя память места.
На остановке общественного транспорта «Сады» раньше были обычные садовые участки казанцев. Сейчас эта территория по улице Гвардейской давно уже не окраина города, куда ездят собирать смородину и сажать картошку. Но название места, с отсылкой к исламскому представлению о райских садах и райской реке Каусар, интересно обыграл торгово-офисный центр «Сады» вместе с кафе татарской кухни «Сады».
Кинотеатр «Комсомолец» на улице Карбышева закрылся и был снесён, но дал название благоустроенному в наши дни скверу.
Советский магазин «Юность» дал название станции «Яшьлек» в Московском районе.
С таким опытом казанским муниципальным служащим, архитекторам и урбанистам пора бы проводить мастер-классы по сохранению и возвращению в обиход старой топонимики. Но, разумеется, не всё безупречно.
Спасите «Кафе Сирень», «Океан» и «Фиалку»!
Как сказано выше, наш опыт обращения с историческими городскими названиями толком никем не осмыслен, как и нет научного свода казанских топонимов. На общественных началах в качестве хобби эту работу делал прокурор Республики Татарстан Кафиль Амиров, выпустивший несколько книг по названиям казанских улиц. Книги Амирова – это, кажется, вообще единственное, что было издано по этому вопросу за последние десятилетия. Свода неофициальной топонимики Казани и свода топонимов, не касающихся улиц и площадей, нет в природе.
Многие городские названия остаются в полуживом состоянии. Такие урбанонимы, как «Кафе Сирень», «Солнышко» или «Океан», сохранились в названиях остановок транспорта, и казанцы безошибочно опознают по этим названиям районы своего города, но обозначаемых объектов давно уже нет. Долго ли они продержатся?
Другие названия исчезают на наших глазах. На интеллигентной улице Бутлерова давно уже закрылся магазин «Фиалка», обеспечивавший красивое и понятное название дому №56, что напротив главного здания КГМУ. Несколько лет назад на той же улице закрылся магазин «Горняк» в доме №45 напротив восемнадцатой школы. Вместе с ним ушла в прошлое студенческая присказка: «На горе «Горняк», в «Горняке» – коньяк», где слышится одновременно и топография этого дома, расположенного на горе, и весёлый быт студентов, поднимающихся в гору с «Кольца».
Сейчас, когда по всей России идёт бум реставрации дореволюционных и советских вывесок, нет никаких технических сложностей, чтобы визуализировать и «Кафе Сирень», и «Фиалку», и «Океан», и «Юный Техник». Можно создать или, учитывая исторический контекст, сконструировать заново указатели этих мест.
Среди типовой застройки в многолюдном городе каждый исторический топоним – это признак обживания территории человеком. Признак того, что человеку здесь комфортно. Чтобы Казань стала ещё привлекательнее для жителей и гостей, это направление нуждается в осмысленной городской политике.
Автор материала Марк Шишкин
Я считаю нужно оставлять такие места, которые в памяти у людей! Зачем что-то переименовывать, даже если что-то реконструируют! Мы, например, ещё в студенческие годы заходили в пиццерию «миру-мир» на площади, и она всегда останется в наших воспоминаниях! И для многих это память!
ну вы же уважаемый Шишкин понимаете что всё это ерунда? все эти разговоры про «необходимо сохранить»? улица Павлюхина вам в пример. нужно будет — всё переименуем и переназовём
Ну не знаю, ну ладно крупные объекты, как ДК Химиков оставить и не переименовывать, а разные остановки, и кафе, смысл оставлять… Город растёт и развивается, Кто-то и не знает, почему «океан»или ‘фиалка»
Миру-Мир это уже история, сам дом определяют по этой вывеске.
Названия «Кафе Сирень» и «Океан» красивые, побольше бы таких.
Я в Казани недавно живу. Остановка «магазин «Океан» у меня соседняя. Она и на карте так значится, и в автобусах частенько так объявляют. Как-то еду, а мужчина удивляется: магазина уж лет 20 нет, а остановка осталась! А я,помню, тоже удивлялась: поискала на карте — нет никакого магазина «Океан»)
Вот в этом случае даже не знаю, надо ли такие названия сохранять или лучше переименовать остановку, чтобы было более понятно, где ты. Людей, которые помнят, что там был «Океан», в Казани скоро не останется.
С другой стороны, названия жалко: в Нижнем Новгороде также была остановка «Океан» у одноименного магазина,теперь она называется «Райисполком». Мне самой названия жалко все ж история, но зато тем, кто не знает или не помнит, что тут был магазин, ориентироваться удобнее, конечно.
Thank you for sharing excellent informations. Your website is very cool. I am impressed by the details that you’ve on this web site. It reveals how nicely you understand this subject. Bookmarked this website page, will come back for extra articles. You, my pal, ROCK! I found just the info I already searched everywhere and simply could not come across. What a perfect web-site.
к уже названным топонимам, магазины Рубин, Луч, Горняк, Филателия, Семена, ресторан Маяк, кафе Осень, разъезд Восстания, Горелая школа, Молодёжный центр, Издательство, Телестудия