М-12, брутто-контракты и новые автобусы: в Минтрансе Татарстана подвели итоги дорожного года

Почему главную магистраль открыли с опережением сроков и какой общественный транспорт получат города республики в следующем году – в материале KazanFirst.

— Год был очень насыщенный, и мы были к этому готовы, — начал свое выступление на ежегодной предновогодней встрече с представителями СМИ министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов. Дорожники молили о хорошей погоде, а жители – о прогрессе в строительстве трассы М-12, Вознесенского тракта и изменении движения на Горьковском шоссе. К чему стремились и что получили – читайте в материале.

«Правильные решения позволили решить архисложную задачу»

Одно из главных событий дорожного строительства 2023 года – открытие скоростной трассы М-12 «Восток». Сдача объекта была запланирована лишь в 2025-м, но по мере его активной реализации уже к середине лета стало понятно, что дорога в 810 километров станет доступной намного раньше. Технологически правильные решения и группировка сил позволили решить архисложную задачу, признался министр. Местные строители, которые, в том числе, участвовали в строительстве Крымского моста и иных стратегически важных объектов, принимали нетрадиционные решения.

— Эта стройка показала себя с наилучшей стороны. Дорогу первой категории с четырьмя полосами и наличием освещения мы построили в самые кратчайшие сроки. Даже в Советском Союзе наверняка такого не было. Большая стройка продолжается и по нашей трассе М-7. Там тоже большая группировка сил. Подключены строители и из нашей республики, и приглашенные, например, те, кто хорошо проявил себя на М-12. Конечно, финансирование и схема оплаты на М-12 были чуть более эффективными, потому дорога платная. Стройка шла более организованно. Но здесь тоже темпы высокие, — отметил спикер.

Ханифов также упомянул про необычный и в то же время любимый объект раиса республики Рустама Минниханова – участок дороги Шали — Бавлы. Он начал строиться еще в далеком 2005 году, а на данный момент планируется к сдаче в 2024-м. Важную роль в дорожной системе республики автодорога занимает не просто так. Благодаря ей от Казани до Альметьевска можно будет добираться всего за два часа вместо четырех. Сегодня практически полностью собрана левая сторона магистрали – установлены все искусственные сооружения и мосты.

— Наши успехи в дорожном строительстве по программе «Безопасные качественные дороги» продолжаются. Ее продлили. Программа не останавливается. Она дает такие преференции, как федеральное финансирование, правда, с жесткими условиями. Сельские дороги, пути к СНТ, пионерлагерям и фермам – таких программ у нас 13 штук. Все они на сегодняшний день выполнены. Идет процедура оформления документов, чтобы под конец года наша касса была пустая и все деньги пошли на дело, — поделился министр.

Далее Ханифов затронул тему брутто-контрактов для региональных перевозчиков. Это такая модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. Министр заметил, что рассчитывать на них не стоит. Он пояснил, что только дотационные регионы или очень крупные города, такие как Москва или Санкт-Петербург, могут позволить себе осуществлять перевозки пассажиров городским транспортом подобным способом.

— Мы закупили 453 новых автобуса для Казани, 90 единиц для Набережных Челнов и 119 — для других районов республики. Перевозчики получили уже 25 единиц транспорта. Для «Салават Купере» приобретен сдвоенный белорусский автобус, но пока его нельзя выставлять на линию, так как есть требование использовать для пассажирских перевозок только российские машины, — уточнил глава ведомства.

Водная инфраструктура и новый терминал в казанском аэропорту

Кроме того, в Татарстане приняли программу строительства перронов для пригородных электричек, которая будет действовать до 2027 года, а к саммиту БРИКС в аэропорту Казани хотят построить новый перрон площадью 300 тысяч квадратных метров. На нем планируется разместить порядка 33 широкофюзеляжных самолетов.

— Площадь перрона будет больше. Там мы сможем принимать воздушные суда всех типов, которые существуют в мире. Мы бы очень хотели, чтобы все гости, которые прилетят в Казань в октябре на саммит, не отгоняли свои самолеты в другие аэропорты, — сказал Ханифов.

В то же время Флот РТ закупит у «Татфлота» все 45 пассажирских судов и причальную инфраструктуру. Старые корабли сдадут по программе утильсбора с компенсацией. Они все равно уже никуда не годятся, пояснил министр. Также в регионе планируется отремонтировать дебаркадеры с сохранением их внешнего вида. К 2025 году министерство ставит грандиозные планы — перевезти водным транспортом 500 тысяч пассажиров.

Для маршрута до микрорайона «Салават Купере» столица приобрела сдвоенный белорусский автобус-гармошку. Не отстает по темпам развития и казанский аэропорт. Конкурс по проектированию нового терминала выиграл государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект».

— В этом году аэропорт объявил конкурс на проектирование и производство инженерно-изыскательских работ, и сегодня стало известно, что победитель определен. Проектировщиком станет московский «Аэропроект». У него на субподряде будут работать наши «Гипронииавиапром», «Татинвестгражданпроект» и другие, — рассказал глава Миндортранса.

В заключение Ханифов признался и в неудачах. Пока что в республике не получилось широко ввести в обиход строительство щебеночных дорог в сельских населенных пунктах, а также возродить сооружение цементобетонных путей в городах.