Краевед Марк Шишкин отыскал в Государственном архиве РТ документы, которые проливают свет на образование парка Урицкого, который так любят казанцы. Истории этого зеленого уголка не хватало конкретики. Теперь многие вопросы решены.
Решение создать парк на десятилетие старше поселка Урицкого
Что обычно вспоминают об истории парка имени Урицкого в Московском районе? То, что он образовался как парк при клубе в поселке Урицкого в 30-е годы. Что в микрорайоне с фамилией революционера строились дома для инженерно-технических работников (ИТР) Авиастроя. Вспоминают детское кафе «Антошка» в салоне самолета АН-10. Но казанская история всегда интереснее, чем воспоминания, лежащие на поверхности. История современного парка Урицкого началась на десятилетие раньше, чем история поселка ИТР, и связана с более старыми казанскими производствами, чем Авиастрой.
Исторически с северо-запада и севера к Казани примыкали большие лесные массивы: принадлежавший городу Въезжий лес (сохранившийся и сейчас в районе Лебяжьего озера) и Удельный лес, бывший в собственности императорской фамилии. Зеленые островки, типа Сосновой рощи у Кизического монастыря или Ольховой рощи у Харового озера, были разбросаны по всему правому берегу Казанки.
Карты начала ХХ века рисуют в казанском Заречье большие промышленные слободы — Ягодную и Пороховую и небольшие слободки среди пустырей — Козью, Гривку, Кизическую. Но эти карты не отражают реальности, где город уже вовсю осваивал земли современных Московского и Ново-Савиновского районов. Здесь появляются поселения с названиями «строек», которые формально находятся за чертой города — в Казанском уезде, но фактически являются новыми частями Казани. Это Савиновская стройка, Новая стройка, Ивановская стройка и Удельная стройка (на земле Удельного ведомства, управлявшего царскими имениями).
Как писал автор заметки в газете «Казанский телеграф»: «Все эти поселки возникли из чисто экономических расчетов малоимущих жителей, которые не в силах арендовать дорого стоящую городскую землю». Люди здесь жили небогатые, и хватало проблем благоустройства в связи с непонятным юридическим статусом «строек». Разумеется, что после 1917 года власть, руководившая от имени мирового пролетариата, сразу сделала упор на решение проблем рабочих окраин: и старых промышленных слобод, и новых «строек». Тем более что в 1924 году «стройки» были включены в черту Казани.
Проект новых рабочих поселков в пригородных лесах
В Сибири ещё шли бои между Красной армией с силами Верховного правителя России Колчака, а в Казани уже начали решать жилищные проблемы рабочих старейшего казанского оборонного предприятия — Порохового завода. Летом-осенью 1919 года началась съемка местности на участке «Лебяжье озеро» во Въезжем лесу под постройку рабочего поселка для пороховщиков.
Под этот проект в Комитете государственных сооружений даже была создана специальная структура — Посельстрой. Завязалась переписка с Центральным лесным отделом и другими ведомствами, которая сохранилась в делах Государственного архива РТ. Каждая из сторон старалась соблюсти свои интересы: городу нужна была земля под застройку, лесному отделу — сохранение лесных угодий.
В 1920 году стороны пришли к согласию. Под застройку отошла часть Въезжего леса и часть Удельного леса (кварталы 160-165), но при соблюдении строжайших условий, «чтобы сплошная вырубка леса допускалась в тех лишь случаях и на тех местах, где необходимо производить закладываемые постройки, которые могут быть выполнены в ближайшее время. Ни в коих других случаях рубку не допускать». Рабочие поселки должны были строиться «с большими лесными интервалами», а вырубка леса на дрова и прочие нужды прекращалась.
Особенно актуальным вопрос о лесных угодьях стал после включения в черту Казани пригородов в 1924 году. Тогда же нужно было решить и много других проблем, связанных с границами города. Требовалось определить, какие земли сохраняют сельскохозяйственное назначение, какие город может забрать себе, а какие надо выделить сельским населенным пунктам в качестве компенсации.
«Участок служил местом гуляний и отдыха рабочих Порохового и бывшего Алафузовского заводов»
Именно в этот период возникает идея превратить в парк для рабочего поселка Порохового завода участок бывшего Удельного леса, оказавшийся к югу от железной дороги «Казань — Екатеринбург». Этому вопросу посвящено отдельное дело в Государственном архиве РТ «По отграничению лесной площади для устройства парка в районе Пороховой и Удельной слобод».
Казанбургская железная дорога рассекла старый Удельный лес совсем незадолго до этого. Её открытие с использованием «Северного хода» (через Юдино и Дербышки) состоялось в 1920 году, а «Южный проход» через станцию «Вахитово», как писал классик казанского краеведения Лев Моисеевич Жаржевский, был открыт позже — лишь в 1928 году.
В ноябре 1924 года управление землеустройства и мелиорации поручило землемеру Грачёву провести подготовку участка земли, намеченного под устройство парка. На приложенном «Плане участка за Пороховой слободой» лесной массив доходит почти до самой северной части Пороховой слободы в районе улиц Лесной и Бакалейной (ныне существующей). Чуть западнее отмечено мусульманское Окольное кладбище, тоже ныне существующее. Удельная стройка, тянущаяся к северо-востоку и составляющая сейчас сердце Московского района, на этот план не попала.
18 декабря 1924 года и 5 января 1925 года при участии всех заинтересованных сторон от коммунального хозяйства, железной дороги, лесничества и строительства был составлен протокол.
«Участок леса площадью до 70 десятин нужен под парк проектируемого рабочего поселка. Упомянутый участок находится обособленным от общего лесного массива и окружен с трех сторон землею города Казани, в частности, слободами Пороховой, Удельной и вновь проектируемым поселком. До сих пор этот участок служил местом гуляний и отдыха рабочих Порохового и бывшего Алафузовского заводов. Теперь же с организацией рабочего поселка является необходимость этот участок привести в культурный вид и сделать из него парк», — говорилось в протоколе.
На втором плане, где появляется и Удельная слобода, отводимый под парк участок Удельного леса выделен цветом и подписан красными чернилами. Это то самое место, где в будущем образуются поселок Урицкого и парк Урицкого.
«День леса — это экзамен на нашу санитарную зрелость»
Окончательное решение по парку для Пороховой слободы и Удельной стройки было принято 6 апреля 1925 года на заседании Технической комиссии Татнаркомзема. Участок бывшего Удельного леса передали Управлению коммунального хозяйства под устройство парка.
Интерес представляют сведения, содержащиеся в справке и самой резолюции. На отведенном участке росли преимущественно березы, сосны и осины в пропорции 6/3/1. Возраст деревьев составлял в среднем 50-60 лет. При этом лес был существенно прорежен самовольными порубками, главным образом со стороны жителей Удельной стройки.
Решение сохранить участок леса вполне укладывалось в актуальную повестку середины 1920-х годов. Как и в наше время, власть и общественность тех лет были увлечены идеей благоустройства общественных пространств и озеленения городов. Для этого проводилась специальная акция День леса.
«День леса — это экзамен на то, как мы умеем хранить лес. Дни леса — это этапы благоустройства города. День леса — это выявление любви к природе. День Леса — праздник трудящихся рабочих и крестьян. День леса — это экзамен на нашу санитарную зрелость в смысле охраны здоровья трудящихся. День леса — это призыв ко всем тем, кто еще не понял значения леса. Садите лес вокруг ваших домов, в пустырях и переулках!» — с таким воззванием обращался к казанцам Казанский городской совет.
В 1924 году День леса состоялся 18 мая. В этот день научными работниками проводились экскурсии для всех желающих по Архиерейской даче и Троицкому лесу. В городских садах школьники и молодежь сажали деревья и слушали доклады. Ведомства и организации старались озеленить свои территории.
Частью общественных пространств, созданных в этот период, Казань пользуется до сих пор. Хотя и не всегда достойным образом, если вспомнить про сквер на бывшей Мочальной площади, созданный в те годы при участии железнодорожников. Этот скверик в центре улицы Бурхана Шахиди не отличается чистотой и не выглядит современным, хотя мимо проезжают гости Казани, прибывшие к нам поездом.
Касались мероприятия и пригородных рощ. «Наши заказанрецкие рощи — Удельную, Кизическую, Лагерную, Дубки — надо поспешить охранять и не допускать их гибели, как это случилось в последние годы с Ивановской рощей за Кизицами», — отмечалось в «Бюллетене» Горсовета за июль 1924 года.
От пороха к кинопленке
Конечно, лесная территория, отведенная в 1925 году, не сразу стала благоустроенным парком. Её еще будут застраивать: сначала поселком ИТР Авиастроя, а затем фабрикой кинопленки. В последнем случае Удельный лес сыграл роль при выборе места.
«Новая площадка отвечает всем требованиям. С трех сторон она окаймлена лесом. После озеленения в южной части вся территория на фабрике будет в сплошном лесном кольце. Это обстоятельство чрезвычайно ценно для производства пленки, т. к. полностью предохраняет от пыли», — сообщала газета «Красная Татария» в мае 1933 года о начале строительства будущей «Тасмы».
Оставшаяся парковая территория при клубе поселка Урицкого — это лишь часть того лесного богатства, которое было здесь прежде. В 1940 году могло случиться так, что парк остался бы без клуба. Согласно «Техническому проекту планировки поселка им. Урицкого завода №27», который так же хранится в Государственном архиве РТ, клуб на существующем месте планировалось полностью снести. В одном из домов по нынешней улице Академика Королева хотели выделить 1-й этаж для размещения «клуба-примитива с небольшим зрительным залом и несколькими комнатами для кружковой работы». Ведь клуб в поселке Урицкого был в то время лишь филиалом клуба завода имени Серго Орджоникидзе в Соцгороде. Но с началом войны стало не до того.
На проекте постройки нового здания клуба в поселке Урицкого от 1945 года красуется восточная часть парка с озером, дорожками, площадками для волейбола, городков, баскетбола, гимнастическим городком и теннисным кортом.
Клуб, переименованный теперь в КЦ «Московский», и парк, сохранивший фамилию председателя Петроградской ЧК, переживут еще много интересных трансформаций в ХХ и XXI веках. Но зная раннюю историю этого зеленого места, интересно подумать, как в разное время разные предприятия формировали казанскую городскую среду.
Парк, начинавшийся как дореволюционное место отдыха рабочих Порохового и Алафузовского заводов, стал ассоциироваться с периодом, когда Казань превратилась в центр авиастроения и химической промышленности. И кто знает, что ждет его в будущем.
Автор Марк Шишкин
Я люблю этот парк, там кружок по интересам, хочешь пой, хочешь танцуй, хочешь собак дрессируй, только мушки все портят
В тексте говорится о сохранении лесных массивов при строительстве, но нет упоминания о том, как дальнейшая застройка и индустриализация повлияли на природные территории. Какое состояние этих лесов сейчас? Отвечу все повырубали ради человейников
Очень интересно, Марк! Пишите еще про такие вот районы города!
хорошо, что парк столько лет с нами и его сохранили, отремонтировали
нравится там гулять, интересно было про его историю почитать
Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Извините, что пишу здесь, больше негде.
Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. 🙁 От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки.
Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личных сообщениях. Я верну 100%!
Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133-65-10 (баланс номера телефона у оператора или по СБП)
Заранее Вам большое человеческое спасибо.
Мошенник годами пишуший один и тот же текст на всяких сайтах, вечер в хату. Пошел нах
Я с 1964 года живу в этом районе. Постоянно ходили с ребятами в парк и клуб Урицкого. Все фильмы смотрели там. На дискотеки ходили. На елки новогодние. Мы пацанами играли в парке в футбол, а потом купались в озере. Хорошо помню времена когда в парке не было освещения и благоустройства и вечерами там было небезопасно. Конечно сейчас всё обновили, благоустроили, усовершенствовали. Но есть очень большое НО. Раньше в Д/К Урицкого жизнь кипела. Сопртзал был постоянно наполнен. Мы в углу боролись, а в зале волейболлистки занимались. Одни секции уходили и сразу приходили, жизнь кипела! Все местные ребята ходили в сортзал на разные секции. А что сейчас? Где спорт в Д/К Урицкого? Где секции?