Как менялись владельцы и кто управляет шинным бизнесом сейчас – в разборе KazanFirst.
С чего начиналось производство шин в Татарстане
Растущая в 60-е годы экономика СССР требовала развития автопрома, для работы крупнейших автогигантов АвтоВАЗ и КАМАЗ нужны были постоянные поставки шин, поэтому решено было построить новый шинный завод. В 1968 году его строительство началось в Нижнекамске. Место было выбрано не случайно – в городе уже работал развитый нефтехимический комплекс. И изначально Нижнекамский шинный завод был частью Нижнекамского нефтехимического комбината.
В начале 70-х завод выпустил первые шины для автомобиля «Жигули». Следующим шагом стал запуск отдельного завода по выпуску шин для грузовых автомобилей «КАМАЗ».
5 апреля 1977 года приказом министерства нефтехимической промышленности СССР оба производства – по выпуску шин для легковых и грузовых автомобилей, а также Нижнекамский механический завод – реорганизовали в производственное объединение «Нижнекамскшина».
В 1986 году ПО «Нижнекамскшина» начало выпускать шины для легковых машин по итальянской лицензии компании Pirelli. Шины этой компании использовались в качестве оригинальных для премиальных европейских брендов Lamborghini, Alfa Romeo, Maserati, Ferrari. В СССР их называли «радиальными шинами», найти их в рознице можно было разве что на черном рынке, они пользовались невероятным спросом. В основном продукция шла на автозаводы, обеспечивая большую часть внутреннего спроса.

В сложные перестроечные годы именно эта продукция и оснащение завода долгое время позволяли предприятиям комплекса оставаться на плаву. Продукция «Нижнекамскшины» поставлялась почти на все автомобилестроительные предприятия страны, использовалась при производстве сельхозтехники. В 1991 году выпускалось 12,2 млн шин в год, в том числе 7,4 млн шин для легковых автомобилей. И до сих пор каждая третья российская шина производится в Татарстане.
В 1994 году предприятие пережило юридическое преобразование и стало называться АООТ «Нижнекамскшина». В 1997 году завод был акционирован и преобразован в ОАО «Нижнекамскшина». В 2000 году пакет акций, принадлежащий государству, был продан «Татнефти», и в 2002 году ОАО «Нижнекамскшина» вошло в состав нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть». Управление осуществлялось ООО «УК «Татнефть-Нефтехим».
Кто управляет шинным бизнесом Татарстана
В мае 2022 года «Татнефть» продала российский шинный бизнес АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». На момент продажи в шинном бизнесе, юридически состоящем из шести компаний, были заняты более 8 тысяч человек. Предприятия производили более 250 моделей шин, в том числе под торговыми марками Viatti и Kama Tyres. При этом шины последней марки шли на экспорт в 46 стран.
Пакет реализованных компаний включал «Нижнекамский завод грузовых шин», «Торговый дом КАМА», «Нижнекамскшина», ООО «УК «Татнефть-Нефтехим», «Нижнекамский механический завод», «Ярполимермаш-Татнефть» и был продан за 35,555 млрд рублей на условиях рассрочки платежа. При этом совокупная выручка всех компаний в 2021 году составила 78,3 млрд рублей, то есть актив был практически «сброшен» с баланса.

Все шесть компаний перешли в АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» под управление Рафината Яруллина. В связи с продажей управляющую компанию «Татнефть-Нефтехим» переименовали в ООО «Татшина».
Несмотря на все смены названий и владельцев, основным собственником оставалось до недавних пор Минземимущества Татарстана – в компании «Татнефть» это были 29% уставного капитала, в компании ООО «Татшина» – 49%.
В 2024 году список владельцев кардинально изменился – с 6 июня 100% уставного капитала ООО «Татшина» принадлежит московской компании «Воронеж. Искусственный интеллект».
Версии смены владельцев в 2022 и 2024 годах
Существуют разные версии, почему могла произойти передача бизнеса в 2022 году. Официально на момент сделки была озвучена следующая версия: «Татнефть» продала непрофильные активы, чтобы оптимизировать бизнес. Но эта версия не выдерживает критики, так как компания не отказалась при этом от инвестиций в строительство шинного завода в Казахстане. К тому же в 2024 году «Татнефть» приобрела крупнейший шинный завод России Nokian во Всеволожске.
Более правдоподобно звучит версия, что в «Татнефти» оценили вероятность санкций и, чтобы минимизировать риски, избавились именно от этих предприятий шинного бизнеса. Через несколько недель после сделки Евросоюз огласил 6-й пакет санкций и стало известно, что в санкционные списки попали УК «Татнефть-Нефтехим», Нижнекамский завод грузовых шин, «Нижнекамскшина» и ООО «Торговый дом «Кама»». Основанием стало то, что, по версии Евросоюза, предприятия поставляют шины для техники, используемой при проведении спецоперации.

При этом Нижнекамский шинный комплекс предприятий в течение короткого промежутка времени восстановился после введения санкций. Практически все сырье для производства шин выпускается в России, в основном это синтетический каучук, который производится в «Нижнекамскнефтехиме». Натуральный каучук поставляется из Азии и Латинской Америки, с введением санкций немного изменилась логистика этих поставок.
Сложности возникли только с некоторыми компонентами спецхимии, которые поставлялись из стран Европы, но были заменены на аналоги из Индии или Китая. Кроме того, были некоторые моменты, связанные с заменой программного обеспечения, но и эти вопросы решили в короткие сроки.
Недавняя смена владельца шинного бизнеса стала неожиданной. Московское АО «Воронеж. Искусственный интеллект» зарегистрировано 1 ноября 2023 года, единственный владелец и акционер Марина Стрельцова, которая юридически не связана с другими действующими компаниями. Основной вид деятельности компании – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Как сообщает издание «Бизнес Online», это была номинальная смена собственника, фактически предприятия остаются под контролем Татарстана. При этом генеральный директор «Татнефтехиминвест-Холдинга» Рафинат Яруллин сделку не прокомментировал. Для понимания причин сделки можно посмотреть на ситуацию на шинном рынке России в целом.
Что происходит на российском рынке шин
Основные игроки рынка – Нижнекамский шинный комплекс и завод Ikon в Ленинградской области, каждый выпускает примерно по 15-17 млн шин в год. Еще несколько заводов – Continental в Калуге, Bridgestone в Ульяновской области, «Кордиант» в Ярославле и Омске. Они в общей сложности выпускают так же около 15 млн шин в год.
В 2024 году снова начал работать завод Yokohama в Липецке (завод закрывался в 2022 году после начала спецоперации), мощность – до 1,5 млн шин в год. В Воронеже и Кирове работают заводы Pirelli, выпускающие около 10 млн шин в год. Бренды из Китая заняли чуть более 20% российского рынка и планируют увеличить эту цифру до 30%.
Общий объем рынка шин в России в 2023 году составил 70,65 млн. Таким образом, рынок уже как-то поделен, конкуренция будет нарастать, особенно с китайскими производителями. Объем, по прогнозам, может вырасти до 80 млн шин в год уже в ближайшее время, и за этот прирост рынка тоже будет идти борьба.

При этом есть сегменты рынка, которые закрывает именно Нижнекамский шинный комплекс, в который входят все реализованные сейчас москвичам предприятия. Именно в Нижнекамске были разработаны боестойкие шины – покрышки для новой десантируемой бронемашины К-4386 «Тайфун-ВДВ». Это разработка НТЦ «Кама». Такие шины позволяют перемещаться по дорогам любой проходимости, даже если в шине резко снизилось давление в результате попадания пули. Распорное резинометаллическое кольцо позволяет машине оставаться на ходу без потери скорости движения.
В связи с этим есть вероятность, что сделка, проведенная в июне 2024 года, является продолжением разделения основных направлений ресурсов «Татнефти» – та часть, которая связана с производством продукции спецназначения, выведена юридически в московскую компанию. Возможно, это еще не последняя стадия сделки и конечный владелец компании, производящей продукцию спецназначения, будет скрыт.
Перспективы Нижнекамского шинного комплекса – авиашины и дальнейший захват рынка
Как рассказал исполнительный директор Торгового дома «Кама» Тимур Шарипов, реализация шин под маркой Kama Tyres в 2023 году выросла на 8% и составила 13,2 млн рублей. Компании удалось занять 35% рынка среди российских производителей, этот объем планируется удержать и наращивать.
Кроме того, в планах у комплекса «Нижнекамскшина» освоить производство авиационных шин для SJ-100 и МС-21. Единственный производитель авиашин в России сегодня – ООО «ЯШЗ Авиа» в Барнауле. При росте производства с учетом планов развития авиаотрасли появление еще одного игрока в этом сегменте рынка будет оправдано. Проект внедрения производства шин для авиации курируется министерством промышленности и торговли РФ.
Продукцию бы ещё нормальную делали, раньше комплекта шин хватало на 2-3 сезона минимум. Сейчас к концу сезона они уже непотребные. И не потому что дороги у нас такие, а потому что сама резина дешмань
Ну че, бищнес-то прибыльный, вот Москва и отжимает. В столице свои ресурсы заканчиваются, вот они по регионам и скачут, так уже было, когда москвичи поголовно заводы и производства скупали, а те, кто не продавал, потом просто лишались бизнеса. Сейчас конечно рейдерский захват не проканает, но жизнь испортить могут конкретно.
А то что компании поголовно переходят в один холдинг не странно? Антимонопольное законодательство там, не не слышали?
правильно что прадали, хорошую резину делать не умеют в ниджнекамске
Это грамотная сделка M&А подготовленная для Татнефти западными инвестиционными консультантами. Нижнекамский шинный завод еще до 2022 года как бизнес был никому не интересен. Шины из категории массовый ширпортреб не конкурентный западным и современным российским производителям. Татнефть через многомиллиардную модернизацию Нижнекамскшины 2012-2018 годов просто закопала деньги, так как смысл инвестиций был через закупки вывести побольше денег. Тогда консультанты расписали схему собрать к конечному производству в Нижнекамске под одно крыло ключевых производителей компонентов шинной отрасли и тогда можно будет все это впарить какому-нибудь покупателю. Но произошли некоторые события.
Яруллин формальная прокладка ничего не решает
Здравcтвуйте. Извините, чтo пишу здеcь, бoльше негде…
Cейчаc ищу любую рабoту, нo пoка ничегo не наxoдитcя. Гoтoв на любую пoдрабoтку, а cейчаc дoма еcть абcoлютнo нечегo. 🙁 Oт гoлoда пoчти теряю coзнание. Oдoлжить прocтo не у кoгo. Oдoлжите, пoжалуйcта, на еду рублей 100-200. Xoть на булку xлеба, xoть на килoграмм картoшки.
Еcли ocтавите кoнтакты, тo я гoтoв вернуть c первoй зарплаты (переведу на карту или нoмер телефoна). В этoм cлучае ocтавьте cвoи кoнтакты в личныx cooбщенияx. Я верну 100%!
Пoпoлните, пoжалуйcта, нoмер телефoна на любую cумму: 8 (952) 133 65 10 (баланc нoмера телефoна у oператoра или пo CБП)
Заранее бoльшoе Вам челoвечеcкoе cпаcибo.
Существуют разные версии. Прежде, чем писать статью, надо бы все выяснить, а не слухами пользоваться у подъездных бабушек. Куда только ваше руководство смотрит? Писака, совершенно не компитетен. Егэшник! Фурсенковское отродье!
Москвичи и питерцы(с приходом Путина к власти), всё затягивают под себя, вот и весь расклад
, я сам с Башкирии, у нас Муртаза всю Родину-Мать сдал им.