Проект «Оздоровление Волги»: за и против

Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов рассказывает KazanFirst о проекте «Оздоровление Волги» и парламентском контроле Жанны Рябцевой.  

Этот год в России знаменателен реализацией экологических проектов. В 2024 году завершается национальный проект «Экология», на смену которому придет новый – «Экологическое благополучие».

Каждый нацпроект состоит из нескольких федеральных проектов, отвечающих за определенное направление в рамках экологического оздоровления окружающей среды. Изначально в составе нацпроекта «Экология» значилось 11 федеральных проектов, но к 2022 году их количество сократилось до девяти: «Чистый воздух», «Чистая страна», «Сохранение озера Байкал», «Оздоровление Волги», «Формирование комплексной системы обращения с ТКО», «Организация обращения с отходами I и II класса опасности», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение лесов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

В новом нацпроекте «Экологическое благополучие» предполагается сохранить большинство прежних федеральных проектов, частично объединив их под новыми названиями. Например, в рамках федерального проекта «Вода России» будут реализованы «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» с общим объемом финансирования 210,15 млрд рублей. Федеральный проект «Генеральная уборка» придет на смену «Чистой стране», на него выделят 157,3 млрд рублей. Новое название получит федеральный проект в рамках мусорной реформы – вместо прежней «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» будет «Экономика замкнутого цикла» с объемом финансирования 554,1 млрд рублей. На федеральный проект «Чистый воздух» направят 127,1 млрд рублей, на «Сохранение лесов» – 159,3 млрд рублей, на «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» – 46,1 млрд рублей.

Естественно, простого обывателя интересует вопрос, насколько успешно реализованы федеральные проекты в рамках уходящего в прошлое нацпроекта «Экология». Например, итоги реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», в рамках которого предполагалось построить большое количество очистных сооружений, позволяющих резко сократить сброс в реку неочищенных сточных вод.

Если верить чиновникам, ответственным за этот федеральный проект, то сделано очень много и в целом все хорошо. Достаточно вспомнить, какой оптимизм излучали руководители Минприроды России в декабре прошлого года, когда на заседании общественного совета министерства дали бравурные оценки итогам реализации программы оздоровления Волги. Среди достижений проекта заявлялось введение в эксплуатацию 96 очистных сооружений, а также наличие на стадии строительства еще 42, которые должны быть введены в эксплуатацию до конца 2024 года.

Все было бы хорошо, если бы не информационная бомба, которую произвела в последние месяцы депутат Государственной Думы Жанна Рябцева. В рамках осуществления парламентского контроля она проехала со своей командой по многим очистным сооружениям, которые должны были быть построены или модернизированы в рамках проекта «Оздоровление Волги».

Только в трех областях – Самарской, Ульяновской и Нижегородской – было проверено 52 очистных сооружения на предмет их соответствия целевым показателями – по мощности, по качеству очистки воды и т.п. Общий объем потраченных на эти цели федеральных средств составил 30,5 млрд рублей.

Как результат – из 52 объектов только 3 выходят на целевые показатели. В частности, по мнению депутата Рябцевой, не соблюдается технология очистки воды, имеет место отставание по срокам строительства объектов, нецелевое использование бюджетных средств, а также удорожание стоимости объектов. И это не считая других многочисленных нарушений.

Как результат – оценка парламентской комиссией реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» сильно диссонирует с оценкой ответственных чиновников. Не случайно, что по итогам парламентской проверки по ряду выявленных нарушений были возбуждены уголовные дела.

Мы поинтересовались мнением депутата Государственного Совета Татарстана, члена Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Николая Атласова по поводу скандалов вокруг оздоровления главной российской реки.

— Николай Михайлович, как вы оцениваете предварительные итоги реализации федерального проекта «Оздоровление Волги»?

– Итоги, даже предварительные, делать, наверно, рановато. Ведь год еще не закончился. Это первое. Второе – для того, чтобы объективно оценивать итоги реализации этого проекта, надо обладать всем объемом информации. У меня лично на данный момент информации такого качества нет. Есть отчеты чиновников, ответственных за реализацию проекта, и есть большое количество информационных материалов, подготовленных командой депутата Госдумы Рябцевой. Скажу откровенно, с одной стороны, у меня нет оснований не доверять Рябцевой. Она ведь своими ногами обошла большое количество объектов, своими глазами увидела, в каком они состоянии. Ее выводы с этой точки зрения вполне адекватны ее ощущениям.

– Но ведь Рябцеву уже обвиняли в том, что она оценивает соответствие объектов целевым параметрам именно что «на ощупь»…

– Я не берусь судить – на ощупь или на основании объективного контроля. Она дала свои критические оценки публично. Это уже говорит о многом. Если кто-то не согласен с ее выводами, он может так же публично доказать обратное. Я не считаю, что люди уровня Рябцевой могут быть настолько безответственными, чтобы озвучивать цифры с потолка. Я больше склонен верить, что ее выводы вполне обоснованы. Другое дело, что активность Рябцовой и ее критика проекта «Оздоровление Волги» не случайны.

– Что вы имеете в виду?

– Я склонен полагать, что ее выход – это не спонтанная, а целенаправленная акция. Вероятно, уже была предварительная информация о многочисленных косяках в реализации оздоровления Волги. Возможно, чтобы придать этому политический резонанс, поручили Рябцевой проехаться по регионам и убедиться в многочисленных косяках, которые она озвучила. В русле этого пошли уголовные дела. Понимаете, уголовные дела просто так ведь не появляются. Я уверен, что основания для них были. Но этим действиям нужно было придать еще и политическое звучание. Рябцева прекрасно с этой задачей справилась. Причем я не сомневаюсь, что она вполне искренне болеет за то дело, которое ведет, осуществляя парламентский контроль.

– То есть ее действия – это результат политической борьбы?

– Думаю, отчасти да. Ведь на следующий год будет запущен новый нацпроект «Экологическое благополучие» и новый федеральный проект по оздоровлению Волги. Я вполне допускаю, что есть новые интересанты, которые хотят встроиться в эти программы. Для этого надо потеснить старых. Причем ничего нового изобретать не надо. Мы же и так знаем, что, если внимательно покопаться в том или ином объекте, построенном на бюджетные деньги, там всегда найдутся какие-то нарушения, особенно по финансовой части.

– В таком случае возникает основание для недоверия к Рябцевой и ее деятельности.

– В политике всегда правят бал интересы. Особенно если эти интересы завязаны на освоение бюджетных средств. Рябцева может действовать в чьих-то интересах, но она при этом может вполне искренне выполнять функцию парламентского контроля. Она как депутат для этого и существует. У кого-то интерес – освоить бюджетные средства, а у кого-то – доказать, что это освоение было неэффективным. В таком противоборстве нет ничего плохого. Это нормально. Так и работает система сдержек и противовесов.

– Получается, вы оцениваете деятельность Рябцевой как вполне эффективную? 

– В части оценки итогов реализации проекта «Оздоровление Волги», возможно, да. Но меня волнует другой вопрос. В рамках мусорной реформы у нас завершается федеральный проект «Формирование комплексной системы обращения с ТКО». По моей оценке, этот федеральный проект провалился. Я полагаю, что большинство регионов не выйдут на утвержденные показатели по утилизации отходов, потому что инфраструктура для этого отсутствует. У нас в Татарстане уж точно. Но ведь никто до сих пор так и не проверил, хотя бы предварительно, итоги реализации этого федерального проекта. Хотя было бы неплохо, чтобы здесь тоже проехалась Жанна Рябцева. Но, видимо, в этом проекте задействованы интересы очень весомых структур. Так что у Жанны Рябцевой может и не хватить политического веса, чтобы дать объективную оценку итогам реализации той же мусорной реформы.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Без ущерба на 65 млрд рублей и новых гор мусора: что происходит с экологией в Татарстане

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Извините, что пишу здесь, больше негде.

    Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. 🙁 От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки.

    Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личных сообщениях. Я верну 100%!

    Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133-65-10 (баланс номера телефона у оператора или по СБП)

    Заранее Вам большое человеческое спасибо.

  2. Оздоровление Волги и возврат ее к первоначальному виду это огромная головная боль. В том году вообще было страшно, как все мелко и как все плохо. Ну я спокойна что всех волнует проблема Волги

  3. В этом году однозначно лучше, Волна по крайней мере на месте, даже купался пару раз

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *