«С большими издержками»: предприятия Татарстана потеряют 100 миллиардов прибыли

Правительство Татарстана запланировало на 2025 год сокращение прибыли предприятий на 100 млрд рублей. Такой прогноз сделан на фоне ожиданий дальнейшего роста республиканской экономики. Эксперты KazanFirst указывают различные причины, почему предприятия становятся менее рентабельными: растут издержки из-за санкционного давления, все больше налогов забирает федеральный центр, кроме того, у властей есть желание «немножко охладить экономику».

Сокращение прибыли предприятий примерно на 100 млрд рублей предполагает прогноз социально-экономического развития Татарстана. Документ был разработан правительством республики при подготовке бюджета на будущий год. Из прогноза следует, что в 2025 году прибыль составит 745,2 млрд рублей. По итогам 2024 года она прогнозируется на уровне 846,7 млрд рублей (с января по июнь уже получено 473,3 млрд рублей). То есть сокращение составит 12%. 

В 2026-2027 годах прибыль предприятий РТ будет повышаться до 784 млрд рублей, но в итоге так и не достигнет показателей текущего года. 

По всем остальным параметрам прогнозируется рост. Так, валовой региональный продукт в 2025 году должен составить 102,9% от значений 2024 года. Производительность труда увеличится 2,9%. Индекс промышленного производства — 103,1%. Объем промышленного производства в 2025 году, согласно прогнозу, составит 5,546 трлн рублей, что почти на 500 млрд рублей больше, чем в 2024-м. Согласно прогнозу, также вырастут объемы продукции сельского хозяйства, ввод в эксплуатацию жилых домов, оборот розничной торговли и даже фонд заработной платы.

За комментарием, почему будет снижаться прибыль предприятий, KazanFirst обратился в министерство финансов Татарстана и министерство экономики, но запрос перенаправили в Минпромторг РТ. Оттуда на момент публикации материала ответ не поступил.

Снижение рентабельности производства приведет и к сокращению поступлений налога на прибыль в бюджет республики. Если в 2023 году эти поступления достигали 183 млрд рублей, то в этом году предусмотрено около 140 млрд рублей. В 2025 году поступления от налога на прибыль сократятся до 126 млрд рублей, сказано в проекте бюджета на будущий год.

В прошлые годы власти РТ объяснили снижение налога на прибыль перераспределением средств из регионального бюджета в федеральную казну. В том числе произошло сокращение льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, были отменены компенсации потерь бюджетам регионов по акцизам на алкогольную продукцию и так далее.

— В результате происходит серьезное утяжеление бюджета республики, — говорил министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин.

Соответственно, сокращаются поступления от уплаты налогов, в том числе тех компаний, которые не имеют непосредственного отношения к нефтедобыче. Так, в январе-июне этого года в химическом и нефтехимическом производстве сокращение налога на прибыль составило 3,5 млрд рублей, такая же сумма — в торговле, в нефтегазовом комплексе 1,5 млрд рублей, в строительстве 926 млн рублей. В сфере транспорта, связи и информатизации потеряли 754 млн рублей, в производстве продуктов питания 686 млн рублей и так далее.

В общей сложности в первом полугодии снижение уплаты налога допустили около 35 крупных предприятий республики. Помимо «Татнефти», которая сократила поступления на 4 млрд рублей, в этом списке фигурирует торговый дом «Кама» (-1,35 млрд рублей), «Казанский жировой комбинат» (-492 млн рублей), «Компас авто» (-428 млн рублей), Филиал «РЖД» (-345 млн рублей), «Ремдизель» (-341 млн рублей), «Аммоний» (-221 млн рублей).

Ранее снижение выручки отдельно отметил раис Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, снижение налога на прибыль требует самого пристального внимания.

— В первом полугодии 35 крупных предприятий снизили свои платежи на 17,5 млрд рублей. Это серьезно надо проанализировать. Есть объективные причины, но и мы тоже должны не ждать у моря погоды, а принимать решения, — подчеркнул раис.

Минниханов сообщал, что на 1 мая 2024 года 24,5% предприятий Татарстана работают с убытком.

— Это тоже разные обстоятельства. Но это потенциальные банкроты могут быть, — предупреждал глава республики.

Впрочем, убытки компаний пока сокращаются. Согласно данным Татарстанстата, в первом полугодии 2024 года они достигали 32,8 млрд рублей, а годом ранее было 36,1 млрд рублей.

— С 1 января растет налог на прибыль до 25%. В основном изменение налогового законодательства это перераспределение средств в пользу федерального центра. Поэтому в наш бюджет попадает меньше, — напомнил KazanFirst депутат госсовета Татарстана Марат Галеев

KazanFirst

«Жизнь заставляет делать то, что раньше покупали»

Причины снижения прибыли на фоне тотального роста могут быть разные, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

— Во-первых, рост себестоимости продукции в условиях инфляции и увеличения стоимости сырья, особенно для предприятий нефтегазохимической и машиностроительной отраслей, может привести к снижению прибыли, даже при росте объемов производства. Во-вторых, продолжающееся санкционное давление ограничивает доступ к необходимым технологиям и рынкам, что сказывается на рентабельности предприятий. Это снижает прибыль, даже если объемы производства растут. Также важную роль играет рост социальных расходов и налоговой нагрузки, поскольку Татарстан уделяет значительное внимание социальной сфере, — считает эксперт.

Среди дополнительных факторов Кабаков называет и снижение экспортных доходов. Татарстан как крупный производитель нефти и нефтехимической продукции может столкнуться с сокращением доходов из-за снижения экспортных цен на энергоресурсы или сокращения внешнего спроса в условиях неопределенности на международных рынках. Также к убыткам при расчетах с иностранными партнерами, к удорожанию импортного оборудования и материалов могут привести колебания курса рубля, что тоже повлияет на прибыль. Увеличение долговой нагрузки, связанное с инвестициями в основные фонды за счет кредитов, увеличивает расходы на обслуживание долга, что опять же сказывается на чистой прибыли.

С ним согласен и заместитель генерального директора «Ассоциации предприятий и промышленников республики Татарстан» Игорь Россман.

— Удивляться тому, что при росте экономических показателей прибыль уменьшается, в общем-то не приходится. Издержки растут вне всякого сомнения. Кредиты стали дороже, логистика и компоненты — те же самые чипы — тоже. Продукции стали выпускать больше. Жизнь заставляет делать ее больше. Но при этом издержки выросли существенно. Прибыль остается меньше. Сейчас для того, чтобы страна жила, предприятия заставляют делать продукцию, которую они раньше не делали. Они сами хотели делать: «Мы начнем, мы освоим». Им говорили: «Ой, не надо, это у вас будет дорого, это у вас будет насколько качественно — непонятно. Мы купим!». Сейчас купить не у кого. Говорят: «Делайте!» Пусть будет с большими издержками, а иначе у нас просто не будет этой продукции. Делайте! Накручивайте больше, — отмечает эксперт.

KazanFirst

Рост стимулировался накачкой из бюджета

Сегодня Татарстан, планируя свою производственную программу, нередко вынужден руководствоваться не столько соображениями прибыли, сколько объективными потребностями в потреблении конкретной продукции. При таком подходе рост экономики обеспечивался во многом за счет бюджетных средств.

— Меры поддержки же дают не всем. Их дают на условиях конкурса. Условия конкурса — это всегда либо импортозамещение, либо технологический суверенитет. То есть это те значимые продукты, без которых сегодня российская промышленность не сможет прожить. Промышленность точечно поддерживается именно там, где это действительно нужно. Это, безусловно, те критические вопросы, которые нужно так решать, — считает председатель правления Ассоциации «Промышленный кластер РТ» Сергей Майоров.

Между тем возможности бюджета в этом отношении ограничены. И сегодня все чаще приходится слышать о том, что государственные меры поддержки и меры протекционистского характера надо существенно ограничить.

— Прежде рост стимулировался государственными заказами, накачкой из бюджета. Такой рост без внешних импульсов не вечный. Возможности госзаказа сокращаются. Из-за этого росла процентная ставка. Если импульс бюджетный сокращается, это сказывается, — сказал Марат Галеев. — [Надо] немножко охладить экономику. В данном случае с точки зрения инфляции и гарантии того, что не сорвется этот рост. Сегодня мы все задачи решили, все заказы выполнены или выполняются, — пояснил он.

Марат Галеев. KazanFirst

В том же духе высказывается Банк России. В своем докладе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год» регулятор сообщает, что проинфляционный сценарий предполагает более высокие расходы бюджета на программы льготного кредитования. Это становится дополнительным фактором расширения внутреннего спроса и ускорения инфляции. В сценарий также заложено усиление мер протекционистского характера и ввод тарифов на импорт для стимулирования импортозамещения. Это приводит к удорожанию импортных товаров, росту спроса на российские товары и, соответственно, цен на них. В совокупности эти факторы приводят к более высокому инфляционному давлению, чем в базовом сценарии. Поэтому Банк России будет вынужден проводить еще более жесткую денежно-кредитную политику. 

— Как только начинаются проблемы с бюджетом, у нас сразу говорят, что меры поддержки не нужны, они развращают предприятия, — возражает Майоров. — Мы сегодня искусственно сдерживаем инфляцию, но в то же время мы сдерживаем развитие наших промышленных предприятий. Мы, со своей стороны, как промышленный кластер Татарстана кричим на всех площадках, что этого не нужно делать, но нас не слушают. Может, слышат, но не слушают. Более-менее комфортная ставка для промышленных предприятий — это 8%-10%. То, что сегодня происходит, не может не сказаться в том числе и на развитии экономики. Те, кто этот социально-экономический прогноз составлял — люди думающие и видящие, что не предвидится снижения ключевой ставки, а обещают только ее повышение, — возможно, это учли. Но это мое личное мнение, я могу ошибаться, — резюмировал он.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Это то, чего хотел добиться ЦБ»: в Татарстане сократилось кредитование малого бизнеса

Comment section

4 КОММЕНТАРИЯ
  1. Ну может что-то еще поменяется? Поживем, увидим, как говорится.
    Я думаю, что решение всех перечисленных проблем все равно найдется)

  2. Было бы здорово, если бы нашли решение, которое не отразилось бы на обычных гражданах и высоких ценах😐

  3. Было бы здорово, если бы нашли решение, которое не отразилось бы на обычных гражданах и высоких ценах😐

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *