С миру по нитке: федеральным властям нет дела до добровольных помощников бойцам СВО из РТ

«Народные цеха» СВО из Татарстана, производящие продукты для бойцов на фронте, не смогли получить федеральный грант и вынуждены по крупицам собирать средства на свою работу. KazanFirst разбирается, в каких условиях трудятся добровольные помощники из Нижнекамска и Набережных Челнов.

– Мы дело не бросим! Мы будем работать до победы! – говорит жительница Нижнекамска руководитель «народного цеха» по производству товаров для СВО Елена Кузнецова.

Цех продолжает работу несмотря на то, что были поводы все бросить. К примеру, Елена Кузнецова подавала заявку и участвовала в конкурсе на федеральный грант. Если бы волонтеры выиграли, то денег хватило бы на беспроблемную работу «цеха» до января следующего года. Не выиграли. По условиям конкурса, нужно было набрать как можно больше подписей в поддержку своего проекта. Набрали недостаточно, причем Елена обращает внимание на интересные причины.

– Люди боятся переходить по ссылкам, – сетует Елена, которая разместила в интернете подробную инструкцию, как проголосовать «за». – Почему боятся? Потому что много всяких «вбросов» и мошенников. Человек ведь никогда не расскажет, что его обманули, потому что он сам сглупил. Например, выложил где-то свои данные. Обычно пишут, мол, я перешел по ссылке, а у меня деньги сперли! Потому люди и боятся переходить по ссылкам.

Плюс сама процедура голосования была очень сложной. Елена конкурс не прошла, но порадовалась за «девчонок» в другом городе (тоже волонтеры), которые прошли во второй тур. Собеседница рассказала, почему они набрали голоса и прошли.

– Там был мощный административный ресурс, – заявила она. – Руководитель (предприятия или учреждения) говорит коллективу: «Давайте поддержим, давайте проголосуем!». И коллектив голосует!

Получается, что ни в Нижнекамске, ни в других городах РТ такая поддержка не стала практикой. Волонтеры остались без государственной поддержки, но дело решили не бросать. До победы.

– Мы по субботам собираем «хвостики», – раскрывает секрет Елена.

«Хвостики» – это вот что. В мессенджере у Елены есть группа, в которой около 900 человек. Все взрослые, все получают зарплату или какие-то доходы. У всех есть банковские карты или счета. Допустим, на счете 53 825 рублей. Владелец счет округляет – переводит «цеху» 25 или 825 рублей. С миру по нитке, но на производство товаров по минимуму хватает.

Есть и постоянные спонсоры, хотя это одни и те же люди. Елена упомянула про женщину по имени Нина. Каждый понедельник в промежутке с 6 до 7 утра Нина перечисляет волонтерам небольшую сумму денег.

Еще Елене удалось установить контакт с начальником сельхозуправления Нижнекамска Владимиром Апаковым и председателем Ассоциации садоводов Нижнекамского района Ильгамом Булатовым.

– Иногда я звоню кому-нибудь из них и говорю, что у нас с овощами (для реторт-пакетов) совсем туго. И они помогают, находят поставщиков, – рассказывает Елена.

Сейчас активистка ищет контакты с крупными агрокомплексами и предприятиями пищепрома.

Коллега Елены Кузнецовой в Набережных Челнах Зарина, руководящая таким же цехом, настроена не менее решительно. У челнинского «народного цеха» тоже есть свои проблемы. Сама Зарина серьезно заболела, но коллектив продолжает работу. Ниточки управления производством взяли на себя помощники Зарины, сама же она осталась «на телефоне».

– Мы тоже собираем «хвостики», но по понедельникам. В группе у нас 1 500 человек, – сообщает Зарина.

Еще коллективу, который состоит из женщин, финансово помогают мужья – те, кто может. У челнинского цеха тоже есть спонсоры. Ни у кого и мысли нет закрыть дело. Хотя оно и добровольное, и утомительное.

«Работаем. На победу» – таков настрой активистов «народных цехов» СВО.


Чемпионы ушли из подвалов: в Татарстане на спорт тратят миллиарды