Столетние магазины Казани: цветы на Чёрном озере, модный дом и аптека на Баумана

Новогодние каникулы — время городских прогулок. Приехали вы в центр Казани из другого города или из казанского жилого района, вам хочется увидеть настоящее прошлое города, а не только аттракционы для туристов. Есть ли на казанских улицах магазины и другие заведения с вековой историей? Или за этим нужно ехать в другие страны? Краевед Марк Шишкин собрал проверенные места, куда за покупками ходили еще прапрабабушки и прапрадедушки современных казанцев. 

Цветочный магазин Квасникова, который работает с декабря 1900 года

Самый заметный из казанских магазинов-долгожителей — цветочный магазин на Чёрном озере, который иногда так и называют по фамилии дореволюционного владельца: магазин Квасникова.

Квасниковы — очень старая казанская купеческая фамилия. Например, Алексей Иванович Квасников ещё в 1788—1790 годах занимал должность городского головы (мэра), а затем был включен в казанскую делегацию на коронацию Александра I. Но род по мужской линии продолжил его менее успешный младший брат Гавриил. 

Правнуком Гавриилу Ивановичу приходился Михаил Николаевич Квасников, родившийся в 1852 году. С молодых лет Михаил Николаевич работал в городском общественном банке, и дослужился там до должности товарища (заместителя) директора. Но подлинным увлечением, которое превратилось в успешный бизнес, было для Михаила Квасникова разведение растений. Год основания садового предприятия — 1885-й.

Фото KazanFirst / Сергей Журавлев

К работе цветочного магазина бизнес Квасникова не сводился. Кроме флористики предприятие занималось продажей семян комнатных и огородных растений, саженцев оранжерейных, садовых и хвойных деревьев, садового инвентаря и металлических венков, а также оказывало услуги по ландшафтному дизайну. Основу предприятия составляли собственные питомники с теплицами и оранжереями, которые располагались в Суконной и Плетенёвской слободах Казани, хотя семена редких и экзотических растений заказывались в семенных депо Германии, Нидерландов и Бельгии. У Квасникова можно было купить не только красивый букет, но, например, семена баклажана, растения для аквариума или живую пальму. Доставка работала по всему Поволжью и Сибири.

Интересно, что предприятие, существовавшее в конце XIX — начале ХХ века, обладало чётко и честно сформулированной миссией, какую сможет обозначить не всякий современный маркетолог. «Известно, с какими трудностями сопряжено ведение в провинциальном городе любого торгового или промышленного предприятия, поставляющего на рынок не предметы первой необходимости, а предметы, удовлетворяющие эстетические или духовные потребности. Здесь, прежде всего, требуется развить вкус общества, вызвав в нем потребности высшего порядка и затем, удовлетворяя их в полном объеме вести к дальнейшему развитию, показывая всё лучшие и лучшие образцы» — говорилось в рекламном проспекте Квасникова.

Каталоги М.Н. Квасникова из Научной библиотеки КФУ им. Н. И. Лобачевского

Цветочный магазин в центре Казани служил витриной этого многосоставного и продуманного бизнеса. Первоначально магазин располагался в арендованном помещении в доме вдовы генерал-майора Антонины Ивановны Головиной на Николаевской площади (Лобачевского, 6), но со временем Михаил Николаевич присмотрел по соседству место для постройки собственного здания.

На углу улиц Лобачевского (получила название в честь математика в 1893 году) и Левой Черноозерской, недалеко от входа в Черноозерский сад, стояла полицейская будка. 11 марта 1900 года Квасников отправил в Городскую управу заявление с просьбой отвести ему участок в 100 квадратных саженей на этом месте, с целью постройки заведения для продажи цветов и других продуктов цветоводства. По стандартной схеме через 12 лет он обязывался передать этот участок с постройкой в собственность города. Управа и городская дума на заседании 17 марта инициативу Квасникова поддержали, дополнив своими условиями, что Квасников должен за свой счёт перенести полицейскую будку на другое место, а также устроить и замостить новый съезд на Чёрное озеро. Договор с Квасниковым был заключен 23 августа 1901 года.

Когда же фактически открылся магазин Квасникова на Чёрном озере? Это позволяют безошибочно определить объявления в казанских газетах, и случилось это (как часто бывало в тот период) ещё до заключения формального договора с городом. «Магазин М.Н. Квасникова переведен из дома Головиной, Николаевская площадь, в собственное помещение на угол Черного озера и Лобачевской улицы, против Николаевского сада» — такое объявление появилось 19 декабря 1900 года в «Волжском вестнике» и в «Казанском телеграфе». Эту дату и правильно считать днём рождения старейшего из действующих казанских магазинов.

В 1912 году Квасников передал магазин городу, и заключил договор на 6 лет уже в качестве арендатора, причем выторговав себе скидку на аренду с 1800 до 1500 рублей в год.

Образцовый цветочно-садовый магазин сохранил своё значение и в советский период. Например, на новый 1936 год, когда после длительного перерыва советская власть официально разрешила ёлки, магазин на Чёрном озере стал одним из первых казанских ёлочных базаров.

Бутики в доходном доме Воронкова-Калягина, где торговали тканями, обоями и часами

Один из эффектно выглядящих исторических домов на Баумана находится на углу с улицей Кави Наджми, и числится под двойным номером 52/7. Лепнина, кафельная облицовка, закруглённое окно на третьем этаже — всё из эпохи, когда модным был стиль модерн. Правда, сам дом намного старше, чем эпоха модерна. 

В путеводителях и справочниках его называют домом Воронкова-Калягина по фамилиям домовладельцев. Бывший крепостной крестьянин Емельян Григорьевич Воронков владел домом со второй половины XIX века, а купец Андрей Васильевич Калягин в начале ХХ века. Как показывают чертежи, сохранившиеся в Государственном архиве РТ, при Воронкове дом выглядел намного проще и был двухэтажным. Относительно того, когда здание приобрело парадный вид, те же путеводители и справочники дают период с 1913 по 1915 год. Однако в нашем архиве есть и более точное указание.

«Прилагая при сем 12 листов чертежей на капитальную перестройку и на постройку нового дома на месте существующего на Поперечно-Вознесенской улице в квартале №127 прошу разрешения на производство работ» — писал домовладелец Калягин в Казанскую городскую управу 27 марта 1910 года. И управа дала такое разрешение: «по улице Поперечно-Вознесенской и Большой Проломной к существующему каменному дому произвести каменную трёхэтажную с подвалом пристройку и переустройство самого дома с предварительной сломкой строений».

Фото pastvu.com

Поперечно-Вознесенской называлась улица Кави Наджми в честь церкви Вознесения, которая с XVII века стояла по соседству. Большая Проломная, как всем известно, это Баумана. Правда, никаких 12 листов чертежей в архивном деле «О разрешении построек и ремонт по 1-й части за 1910-й год», как это часто случается, нет и в помине. Классик казанского краеведения Лев Моисеевич Жаржевский владел информацией о том, что красивый фасад для Калягина сделал казанский скульптор и лепщик Михаил Александрович Густов, работавший также при постройке здания госбанка на Баумана.

Сейчас в доме Воронкова-Калягина располагаются модные бутики итальянских брендов Max Mara и Marina Rinaldi, принадлежащие компании «Парижский Дом Д’эЛь». Но вообще торговая история этого здания тоже довольно долгая, и к торговле одеждой здесь пришли постепенно. 

По справочнику «Вся Казань» за 1899 год в доме Воронкова располагаются: магазин мебели, обоев и стекла Николая Степановича Фёдорова, крендельная пекарня Кувшинова, фруктовая лавка Гарафуллы Гайнуллина, два магазина тканей Бадретдина Музафарова и Егора Романова.

Через 11 лет, когда вышла «Вся Казань» за 1910 год, уже в доме Калягина мы видим столовую Хамзина, фирму по производству вывесок Николая Ильина, часовой магазин Афума Барона.

Фото KazanFirst / Сергей Журавлев

В «Адрес-календаре и справочной книжке Казанской губернии на 1915 год» красуется объявление о расположенном в доме Калягина магазине обоев фабрики братьев Тарнополь.

Наконец, в последние предреволюционные годы резидентом дома Калягина, становится фирма, которая знакома всем кто хоть раз пытался читать старые казанские газеты. Это самые активные рекламодатели из товарищества «Засыпкин и Дикунов», чьими объявлениями о поступивших в продажу тканях пестрила старая пресса. Переехали они сюда из дома Биби-Марьям-Бану Шамиль (раньше стоял на углу Профсоюзной и Астрономической), не без конфликта со знатной арендодательницей.

В 1915, 1916-м годах уже про дом Калягина газеты оповещали: «На подарки к праздникам ситцы, ткани, сатины и прочие товары по дешевым ценам…», «На дамский костюм получен модный вельвет-корд…», «Получены шерстяные ткани в громадном и разнообразном выборе для дамских платьев и блузок в магазине товарищества «Засыпкин и Дикунов», Проломная улица дом А.В. Калягина Телефон 5-07».

Торговая функция здания на углу Баумана и Кави Наджми благополучно пережила все революционные изменения, и в довоенные годы здесь располагался «Универсальный магазин №2» Госпромторга, где работали отделы готового платья, обуви, тканей, галантереи, головных уборов, парфюмерии, мебели, посуды и хозтоваров, культтоваров, а также киоск поштучных товаров. Многие направления торговли, как мы видим, наследовали ещё дореволюционным. В поздний советский период здесь работал магазин «Женская одежда». 

Долгое время на красивом скошенном углу дома Воронкова-Калягина были две вывески «Универмаг» с буквами в вертикальном порядке.

Аптека Бренингов продолжает работать с 1867 года

Если вы прошли всю Баумана от Кремля и вам нужно погреться, или только начинаете прогулку, подъехав к «казанскому Арбату» со стороны Кольца, в любом случае нужно зайти в аптеку на углу с улицей Университетской. Экскурсоводы возле этого здания с надписью «Старая Проломная аптека» часто рассказывают про дореволюционное название пешеходной улицы — Большая Проломная.

Вывеска «Старая Проломная аптека» появилась только в 1913 году, и вернули её на здание сравнительно недавно, а вот сама аптека постоянно работает с 1867 года. Основал её выходец из саратовских поволжских немцев Иоганн Бренинг, и название «аптека Бренинга» нет-нет да и встречается в современном казанском обиходе. Эта немецкая семья весь ХХ век была весьма замена в культурной жизни Казани, и сейчас имеет немало потомков, а в Государственном музее изобразительных искусств РТ есть экспозиция «В гостях у Бренингов».

Арнольд Иванович в кабинете. Фото gallerix.ru

Самый известный представитель семьи — Арнольд Иванович Бренинг (1879—1937) был младшим сыном Иоганна. Учился на химическом отделении Казанского университета вместе с будущим великим химиком академиком Арбузовым. Окончил с золотой медалью, и мог состояться как крупный учёный, но принял решение возглавить семейный бизнес, который начал испытывать проблемы после смерти отца. Дело быстро пришло в порядок. Бренинг выучил татарский язык, чтобы лучше обеспечивать лекарствами татарское население Казани и окрестностей. Провёл большой ремонт здания на Проломной.

Свои таланты химика, кроме профессии, Арнольд Иванович применял в сфере фотографии, экспериментируя в начале ХХ века даже с цветным фото. В тот период, когда многие люди фотографировались один раз в жизни (и то в неестественной обстановке), Бренинг бродил по казанским улицам с фотоаппаратом и снимал жизнь, также как мы в XXI веке делаем фото на смартфоны. 

В 1918 году Арнольд Иванович и его семья покинули Казань вместе с белыми войсками, но когда антибольшевистские силы потерпели поражение и в Сибири, Бренинги остались в брошенном санитарном вагоне со складом медикаментов. С этим хозяйством аптекарь перешел на службу к красным, что позволило ему вернуться в Казань. Прав собственности на аптеку Брениг лишился, но продолжал работать по профессии. Погиб в 1937 году во время большого террора.

Аптека Бренингов продолжила существование под №8. Сейчас здесь рядом с обычными витринами, где можно выбрать лекарство, расположилась небольшая, но качественно проработанная экспозиция по истории этого места и семьи бывших хозяев.

На полках старинные книги по фармакологии с золотыми корешками, аптекарские склянки с надписями на латыни, учётная книга, которую вёл ещё Иоганн Бренинг, и личные вещи Арнольда Бренинга. Под этой экспозицией макет перекрёстка улиц Университетской и Большой Проломной: по нынешней Баумана ёще ездит трамвай с рекламной надписью «Коньяк Шустова», рядом с аптекой вывески «Парикмахер» и «Кондитерская», через дорогу типография Ключникова и торгово-бакаленый магазин Усеинова. Ближе к обычным работающим витринам с лекарствами установлен старый кассовый аппарат — если покупателям нужно подождать, то нетерпеливым детям есть на что посмотреть.

Если есть в Казани старинный дом, история которого представлена в наглядном виде практически идеально, то это аптека Бренингов.

Автор текста Марк Шишкин

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Новогодние каникулы в Татарстане: полная праздничная программа

Comment section

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Даже моя мама помнит эту аптеку на проломной, от нее конечно кроме названия ничего то и не осталось.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *