Несмотря на развитое машиностроение, республика прежде не занималась производством металлообрабатывающего оборудования. После ухода западных компаний рынок освободился. О том, как в регионе запускаются станкостроительные проекты, — в материале KazanFirst.
По итогам первого полугодия 2024 года общий объем инвестиций в основной капитал промышленных предприятий Татарстана составил 521,5 млрд рублей, в том числе частных — 438,2 млрд рублей. Об этом сообщила руководитель Агентства инвестиционного развития (АИР) Татарстана Талия Минуллина на пленарном заседании форума металлообработки «Темп».
По ее словам, на машиностроение и металлообработку приходится всего 10,8% всех инвестиций. За полгода в эту отрасль в Татарстане было вложено более 56 млрд рублей. Между тем создание средств производства — традиционно самая большая и самая важная статья расходов промышленности.
«Все может рассыпаться в один миг»
— Все слова о технологическом суверенитете — ничто, пока ты не создал производство средств производства. Все остальное может рассыпаться в один миг, если не будет станочного парка, — заявил KazanFirst председатель правления ассоциации «Промышленный кластер РТ» Сергей Майоров.
По его словам, в Татарстане станкостроения не было ни в советские времена, ни в современной России и «очень важно его развивать». Последние два года в республике были предприняты в этом направлении решительные шаги.
В 2024 году в Татарстане начали работать сразу семь станкостроительных компаний. По итогам года им необходимо произвести 486 единиц оборудования. На следующий год выпуск должен составить 634 единицы, в 2027 году — 2,5 тысячи. Этот план позволит обеспечить реализацию девяти инвестиционных проектов на общую сумму 4,4 млрд с выручкой 16,3 млрд рублей в течение пяти лет. Поступления в бюджет должны составить 3,4 млрд рублей.
Другими словами, вновь созданное оборудование будет использовано прежде всего для обновления капитальных фондов и модернизации действующих предприятий Татарстана и принесет соответствующий экономический эффект.
— 10 августа мы совместно с Минпромторгом Татарстана и Минпромторгом России провели стратегическую сессию по разработке программы развития приоритетных проектов Татарстана до 2035 года. Там было 23 секции по количеству отраслевых комитетов. Разработана программа реализации проектов. Девять инвестиционных проектов были наработаны в результате этой стратегической сессии. Всего 176 проектов на общую сумму инвестиций 350 млрд рублей, реализация которых позволит увеличить валовый региональный продукт Татарстана на 1,5 трлн с бюджетным эффектом более 200 млрд рублей, — поделился планами Майоров.
«Все остальное — роботы»
Интересны компании по производству оборудования, которые были созданы в Татарстане. С руководством некоторых из них KazanFirst удалось побеседовать в ходе работы казанского форума.
По словам директора компании «Татпромстан» Ильдара Нуриева, они 19 лет возили в Россию оборудование ведущих мировых брендов, потом переключились на станки из Китая. Сейчас пытаются реализовывать продукцию собственной разработки и производства.
— Мы знаем историю Ли Сян — парня, которому Илон Маск подарил «Теслу» и который решил открыть ее производство. Тут вопрос только в границах мышления и насколько вы готовы их раздвигать. На первом этапе нас здорово поддержал Минпромторг, убедив казанские компании купить станки. Это была такая вынужденная мера. Сейчас, за эти два года, прошли большой достаточно путь в локализации собственных разработок. Мы сделали продукт достаточно конкурентным на рынке.
Компания сумела интегрировать фрезерный станок с роботом, искусственным интеллектом и машинным зрением.
— Вы имеете станок, в него интегрирован робот, который эргономически не мешает обслуживающему персоналу и не может нанести ему увечья. Искусственный интеллект поддерживает всю эту историю и облегчает переналадку с партии на партию. Я напомню, в «Тойоте» еще в 60-е годы переналадка осуществлялась за 6 минут [в нашей стране], это огромный процесс, и мы пытаемся повесить это на робота, на искусственный интеллект. Хотя там должен быть высококвалифицированный сотрудник. Роботы и ИИ должны заменять низкоквалифицированных сотрудников. В России найти умного человека легко, а вот найти тех, кто хочет работать по 12 часов за малые деньги, сложновато.
Организация стремится использовать выгоды работы с Китаем для реализации российских проектов. Так, в условиях высокой ключевой ставки на воплощение производственных и конструкторских идей идет прибыль, полученная от продажи китайского оборудования. Одновременно менеджмент предприятия пытается подхватывать у своих восточных контрагентов и современные передовые тренды.
— Мы были буквально четыре дня назад на предприятии в Китае. 700 тысяч квадратных метров, а работает 36 человек, все остальное — роботы.
Дал слово Путину
История челнинской компании «Минеев технологии» связана с курьезным случаем.
— Я готовился к мировому чемпионату WorldSkills и победил там по компетенции изготовления прототипов. Во время выступления пообещал президенту России Владимиру Путину и раису Татарстана Рустаму Минниханову развивать промышленность как в республике, так и в России в целом. Сегодня наша компания освоила разработку и производство пятиосевых обрабатывающих центров для изготовления мастер-моделей из модельного пластика, модельной оснастки для обрезки стеклопластиковых карбоновых изделий. Также мы полностью освоили разработку промышленных роботов, — рассказал KazanFirst директор «Минеев технологий» Айдар Минеев.
Как упоминал ранее Майоров, ребята взяли для реализации собственного проекта потребительские кредиты и влезли в долги. По счастью, их наработки были вовремя замечены и нашли промышленное применение на предприятиях республики.
— Какое-то время я сам работал на станках и пришел к их производству с целью улучшить их, увеличить производительность, сделать их более удобными для пользователя, — рассказал Минеев.
На сегодняшний день предприятие имеет около 10 заказчиков, которые занимаются производством стеклопластиковых изделий, литьем металлов, изготовлением наружной рекламы, военно-промышленным производством. Это обеспечивает ему динамичный рост. Если в 2023 году оборот «Минеев технологий» составлял 7 млн рублей, то в 2024 году подписано договоров примерно на 70 млн рублей.
Все можно напечатать
Не менее интересна история компании «Воплощение».
— В свое время нам понадобились прототипы пластиковых изделий. Мы обратились к 3D-печати. Изделия получили, но с некоторыми огрехами. Сказались технологические ограничения, — поделился с KazanFirst директор этой компании Сергей Сарапулов.
Не желая останавливаться на достигнутом, ребята позаимствовали идею пятиосевой фрезерной обработки и создали 3D-принтер, оснащенный поворотно-наклонным столом. Это позволило на 50% сократить затраты, в два раза поднять производительность и печатать геометрически более сложные детали с более высокими прочностными характеристиками изделий.
Сегодня это оборудование используется для создания прототипов, мелкосерийного производства и оснащения ремонтных подразделений крупных предприятий.
— У нас есть кейс с российскими железными дорогами. Они печатают некоторые детали для ремонта подвижного состава. Там, например, крыльчатка отопителя салона выходит из строя. Она отдельно не продается, а весь отопитель в сборе стоит 114 тыс. рублей. Напечатать данную крыльчатку на принтере стоит 1,2 тыс. рублей. То есть свыше 110 тыс. рублей экономится таким вот образом. Помимо сокращения финансовых затрат снижается простой технологического оборудования, — объяснил Сарапулов.
Он обратил внимание, что сегодня отрасль аддитивных технологий в России стремительно развивается, показывая рост до 30% год. Вопреки распространенному заблуждению применение 3D-принтеров — это не просто относительно доступный способ производства, он позволяет экономить во многих отраслях промышленности. Среди клиентов компании Сарапулов перечислил производителей пищевых продуктов, автомобилей, нефтегазового и оборонного сектора.
Как можно развивать то чего не было ни в те, ни в эти времена? Как была дырка от бублика, так она и останется, с нуля нужно поднимать отрасль станкостроения и нужно это делать как можно быстрее и оперативнее
«…В России найти умного человека легко, а вот найти тех, кто хочет работать по 12 часов за малые деньги, сложновато» — а как бы хотелось и хочется. Дальше читать не стал, опять все про то же
Припуски, допуски и прочие тонкости, это все мигрантам не доверишь, тут самим надо трудится и развиваться, 3-Д печать внедрять нужно не на кустарном уровне, а на уровне большого промышленного производства, без современных высокоточных металлообрабатывающих станков нельзя соорудить качественный и конкурентный наукоемкий продукт, сейчас нам нужен системный подход и точно выверенная стратегия обновления всего парка производственных мощностей, иначе гроша не будет стоить весь наш заявленный технологический суверенитет
На дедовских раритетных станках светлого будущего не построить, выжить в экстремальных условиях конечно можно, но дальше уже никак, это очевидно и без всяких говорилен и форумов
Статью под кофе прочитал, робкий свет в конце тоннеля увидел
Если нормально будут платить инженерам, может и молодое поколение подтянется, нужно давать людям что то, чтобы они сами шли, а не притягивать мигрантов за гроши