Тренд на интеллектуальность: мода будущего готова к осознанному потреблению и синтетике

Модная индустрия — какой она станет через 20 лет, как на ее формировании скажутся ИИ и синтетические материалы, применение которых уже сейчас становится трендом. Об этом спорили эксперты в организованной Enter и СИБУР дискуссии «Дизайн будущего: чего ждать от моды через 20 лет». Событие прошло в рамках программы «Городские модераторы» и Летнего книжного фестиваля «Смены».

Когда-то были в моде бархат и атлас, им на смену пришел кримплен и крепдешин — модная сфера всегда была одной из самых быстроменяющихся. Сейчас пришло время синтетики. О технологиях будущего уже сейчас можно говорить в связи с изменением отношения к синтетическим тканям.

— Синтетические материалы уже сейчас занимают в нашей жизни лидирующие позиции, — отметила главный эксперт СИБУРа Ольга Грозова. — Если мы выйдем на Кремлевскую набережную и посмотрим на бегущих людей, что мы увидим? Во-первых, сама беговая дорожка сделана из переработанных шин — это синтетический каучук, из него же сделана подошва кроссовок для бега. Во-вторых, в какой одежде бежит человек? Скорее всего в футболке и шортах с технологией dry fit: это одежда с применением синтетических волокон, которые способствуют отведению влаги. В руках у него, скорее всего, бутылка для воды, которая сделана из полипропилена или полиэтилена.

Синтетические ткани становятся более технологичными, и сегодня мы говорим об интеллектуальных материалах, которые дышат, не мнутся, могут быть эластичными и мягкими. Более того, такие материалы устойчивы к износу, их можно стирать десятки раз без потери формы и цвета, что делает их более долговечными и практичными по сравнению с натуральными тканями. Всё это возможно благодаря современным полимерам, таким как полиэстер нового поколения, полиамиды, эластан.

— Следующий шаг — ткани будут становиться все более и более технологичными. Мы уже видим, что в одежду могут внедряться сенсоры. Возможно, в будущем мы сможем через смартфон отслеживать свои жизненные показатели: пульс, давление, уровень стресса и гидратации, — сказала Грозова.

ИИ — такое же будущее модной индустрии, как синтетические ткани. Однако использование искусственного интеллекта для технологических процессов находится в самой начальной стадии.

— Текстильная сфера до сих пор не отошла от ручного труда, — отметил Артем Глебов, основатель бренда CHUKCHA, — пошив, даже разработка не ушли окончательно от ручного труда.

По его словам, «одежда остается человекозависимой индустрией».

— У нас появился ИИ, но по факту это такой ЧПУ для работы с базами данных. И если вы классный художник и в голове есть картинка, то мы можем обернуть это в промт и создать классный продукт, который может быть материализован швеей. В этом контексте ничего не поменяется. Будут швы, будет определенная специфика использования материалов, и уйти от этого, к сожалению или к счастью, будет невозможно. На мой взгляд, сейчас одежда — это индустрия, которая перерождается немножко в другом ключе, — подчеркнул Глебов.

Еще десять лет назад для того, пояснил основатель CHUKCHA, чтобы управлять брендом, нужно было гораздо больше людей. Сейчас многие процессы модернизированы, что дает большое преимущество молодым брендам сейчас.

— Технологии помогают им двигаться быстрее, — говорит Артем Глебов. — Мы уходим от глобальных брендов к маленьким, и они начинают забирать часть рынка. Так как их очень много, часть рынка, которую они забирают, становится существенной. Большие бренды уже не могут с этим бороться и начинают терять свою долю.

Молодой бренд «Воплоти» из Челябинска специализируется на пошиве моделей одежды, вдохновленной рабочей униформой. Владельцы бренда отмечают, что такой стиль одежды навеян самим городом.

— Мы из Челябинска, это достаточно суровый город, мы люди неразговорчивые, у нас холодно, на улице в цветной одежде не ходят в основном, а кто ходит, ходит недолго, — шутит Вадим Сурдэс.

«Суровость города» отражается и на людях, которые в этой местности живут. Эти люди не только «суровы», но и любят свою работу, получают наслаждение, занимаясь ею. А хорошая работа, как правило, требует хорошего инструментария для того, чтобы ее качественно исполнять. Так и появилась концепция бренда — «отражать внутренний мир людей, которые в принципе к моде не очень привыкли и ценят больше какую-то практичность, утилитарность».

— С условным рабочим классом, с людьми, которые живут ручным трудом, связана идея подлинности, — отмечает историк моды Ксения Гусарова. —  И особенно если мы находимся в поисках мужественности, каких-то таких ориентиров, то, конечно, именно рабочая одежда (зачастую какие-то плотные, прочные ткани, даже джинсовая ткань) прекрасно выражает идею прочности и надежности.

Но рабочая форма — это не только про людей, которые живут лишь ручным трудом. Так, в СИБУРе создали униформу, способную сломать любые стереотипы о российских ученых.

Современные полимеры позволяют создавать ткани с заданными свойствами: они могут отводить влагу, регулировать температуру тела, защищать от ультрафиолета или, наоборот, — аккумулировать тепло. Например, в спортивной и рабочей одежде широко используются многослойные синтетические материалы с мембранами — это не просто ткань, а целая система, работающая в интересах человека.

Говоря о спецодежде, Грозова рассказала, что сейчас в компании ведется обширная работа по корректировке процесса обеспечения средствами индивидуальной защиты от внедрения до утилизации.

— И в плане утилизации здесь, наверное, нельзя не упомянуть совместный проект СИБУРа и Enter, в рамках которого мы в 2023 году выпустили лимитированную апсайкл-коллекцию из лоскутов вышедшей из обращения спецодежды «Казаньоргсинтеза», — напомнила представитель СИБУРа.

Она также рассказала о влиянии моды на спецодежду, приведя в пример коллекцию спецодежды, разработанную в коллаборации с модным брендом ОЛОВО специально для научно-исследовательских центров СИБУРа, которых уже 10 в разных географиях, и еще один, флагманский, откроется в Казани в конце следующего года.

— Это первая в России фэшн-коллаборация в промышленной и научной сфере. Сложность этого проекта в том, что это спецодежда, которая, кроме стандартных требований по защите от общепроизводственных загрязнений, должна защищать от кислот, щелочей, статического электричества, быть огнестойкой, — обратила внимание главный эксперт.

По ее словам, девиз проекта звучит так: «Наука — это модно», и его целью является разрушение стереотипного образа научного сотрудника и наглядная демонстрация роли ученого в современном мире — того, кто находится в центре инноваций и создает будущее своими руками.

— Выбирая партнера для коллаборации, мы искали того, кто будет отвечать нашей философии, базирующейся на уважении к российскому научному наследию, ведь именно оно является фундаментом для сегодняшних инноваций. Основатели бренда ОЛОВО вдохновляются историческими образцами униформы и спортивной формы прошлого века — так случился мэтч. Идея преемственности нашла отражение и в самом проекте: инновационные синтетические материалы, которые создаются в том числе руками ученых СИБУРа, использованы в тканях и фурнитуре.

— Сейчас мы находимся на этапе подготовки к пилотированию этой коллекции. Надеюсь, к концу года мы переоденем всех наших научных сотрудников и они будут собственным примером демонстрировать новый, модный образ ученого.

Сложно представить индустрию будущего без тренда на экологичность. Будущее — за переработкой и осознанным потреблением.

— Мы сейчас организовали трейд-ин, — добавил Артем Глебов. — Я очень мало компаний знаю, которые трейд-ин делают в одежде.

Основатель бренда верит, что «действительно, уход хлопка, приход синтетики, возобновляемой, перепроизводимой, будет влиять на то, что мы хотя бы перестанем вандальным способом красить хлопок и отравлять реки».

— Покупая очередную пару джинсов, мы должны понимать, что на окраску этих джинсов уходит очень много литров пресной воды, а это на самом деле очень страшно, — пояснил Глебов.

Высказывались инновационные идеи о разумном потреблении. Так, можно одежду брать в прокат. И это возможно — зумеры в разы потребляют меньше и борются за осознанность потребления.

— В идеале должно вырасти благосостояние людей во всем мире и в нашей стране, чтобы у нас появилась возможность отказаться от вот этой потребности все время что-то доказывать кому-то и самим себе, — сказала историк моды Ксения Гусарова.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «В лесу, но в хай-теке можно творить»: Иннополис за десять лет прирос на пять тысяч человек

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. Синтетики сейчас слишком много, нужно учиться с ней соседствовать. Переработка и вот вам новое сырье

  2. Сейчас это новая реальность, нужно учиться адаптироваться к такой жизни!

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *