Количество встреч между представителями республик растет, а торговый оборот снижается, заявил руководитель казанского отделения посольства Белоруссии в России Виктор Щетько. Белорусская сторона видит в этом общую тенденцию, связанную с колебаниями курса российского рубля к доллару, а предприниматели Татарстана — желание контрагентов защитить собственное производство от конкуренции извне.
Товарооборот между Татарстаном и Республикой Беларусь снизился на 9% в прошлом году. Об этом сообщил руководитель казанского отделения посольства Белоруссии в России Виктор Щетько.
— К сожалению, в 2024 году наш товарооборот с республикой Татарстан составил $905 млн. Как правило, все предыдущие годы мы переваливали за один миллиард, — заявил он в ходе встречи по обсуждению вопросов сотрудничества с Татарстаном, которая проходила в Торгово-промышленной палате (ТПП) РТ. По его словам, в прошлом году экспорт из Беларуси снизился до $482 млн. Импорт из Татарстана составил $423 млн.
Щетько подчеркнул, что Татарстан является давним партнером Республики Беларусь. В Приволжском федеральном округе РТ уверенно занимает первое место, в целом по России — шестое. При этом он отметил, что помимо торговли между двумя республиками действуют инвестиционные проекты. Так, на территории Татарстана действует «дочка» Минского тракторного завода — Торгово-производственная компания «МТЗ-Татарстан».
— В предыдущий год через предприятие в Елабуге было реализовано более 4,5 тысячи тракторов. А 2,5 тысячи мы собрали непосредственно в Татарстане, — подчеркнул Щетько.
По его словам, благодаря поволжской республике минскому предприятию удалось выйти даже на рынок Египта. Туда было продано 25 единиц техники.
В свою очередь Татарстан поставляет в Белоруссию сырье для нефтепереработки.

На встрече белорусская делегация презентовала представителям предприятий Татарстана возможности своей товарной биржи. Как отметила заместитель председателя правления «Белорусская универсальная товарная биржа» Ирина Наркевич, это экономический инструмент для формирования организованного оптового товарного рынка, который позволяет концентрировать спрос и предложение, продвигать экспорт белорусской продукции и противодействовать манипулированию ценами.
По ее словам, сегодня Беларусь может предложить Татарстану широкую номенклатуру товаров по таким направлениям, как мясо крупного рогатого скота, аминокислоты и премиксы, сухое молоко, сливочное масло, льноволокно, пило- и строительные материалы, а также лом и отходы черных и цветных металлов. В свою очередь Беларусь нуждается в металлопродукциях из черных и цветных металлов, шроте, зерне и семенах, средствах защиты растений, полимерах и изделиях из пластмасс, а также смазочных материалах.
Как обрывается «полиэфирная нить» между Беларусью и Татарстаном
Как пояснил Щетько в разговоре с KazanFirst, одной из причин снижения товарооборота между республиками стали колебания российского рубля относительно доллара.
— Статистический учет ведется в долларах, а контракты заключены с Татарстаном в российских рублях, — констатировал он.
По его словам, снижение торговли наблюдается по многим позициям. Так, например, в 2024 году в Татарстане было продано 250 тракторов, тогда как в 2023 году — 500. Снизились поставки сливочного масла, сахара, замороженной говядины из Республики Беларусь. В свою очередь Татарстан сократил поставки генераторов и электрооборудования для БЕЛАЗа. Правда, в этом отношении, по мнению Щетько, проявляется общая тенденция:
— БЕЛАЗов продается меньше — и уголь меньше добывать стали.
Снизились поставки Татарстана и в области нефтехимии.

Промышленная кооперация между республиками настолько высока, что снижение их товарооборота ставит в уязвимое положение отдельные направления производства. Так, компания «Кварт», которая производит резинотехнические и, в частности, рукавные изделия (поливные, напорновсасывающие, в том числе топливные), столкнулась с дефицитом полиэфирной нити.
— Полиэфирная нить у нас используется в составе этих конструкций. Мы ее на 100% закупали в Могилеве. В ближайшее время ее выпуск должен прекратиться. Есть и другие потребители этой нити, производители технических тканей. Но у нас очень большая зависимость от этого материала. Как нам сообщили, прекратились поставки сырья для производства этого компонента. Видимо, сырье было импортное, — сказал KazanFirst главный инженер АО «Кварт» Ленар Хисамиев.
Как объяснил представитель белорусской дипломатии, для изготовления полиэфирной нити необходима терефталевая кислота. Производство этого компонента сейчас налаживает «Могилевхимволокно» на заводе крупнейшей нефтедобывающей компании Татарстана.
— Это сырье будет поставляться в Республику Беларусь, где впоследствии будет перерабатываться на нити. Разработана дорожная карта по этому проекту, идут экономические расчеты, — отметил Щетько.
«Они забирают наших клиентов»
Между тем у предпринимателей Татарстана сотрудничество с Белоруссией вызывает определенные опасения.
— Они приходят на рынок и забирают часть наших клиентов себе. Наши стараются свою лучшую продукцию представить в других регионах — Москва, Санкт-Петербург — там, где чек повыше. Таким образом, мы можем попасть как в яму дешевой продукции, конкурирующей со средней, так и лишиться крупных налоговых сборов от наших производителей, которые продаются где-то в другом месте, — отмечает бизнес-аналитик Владимир Козлов.
В разговоре с KazanFirst он объяснил, что белорусы пытаются регулировать цены на поставки в страну с помощью биржи.
— У нас 90% тех, кто в е-коммерции торгует, торгует третьим или четвертым плечом. Они покупают у одних, продают другим, а в сети товар попадает через третьих. По факту у нас тех, кто занимается производством, гораздо меньше тех, кто поставляет продукцию, — рассказал он.

Как объяснил Козлов, распространенная тактика ритейлеров сегодня — демпинг на первые покупки, потом цену поднимают даже выше номинала за счет каких-то дополнительных услуг.
— С Белорусской биржей так не получается, потому что стоимость всем видна. И если ты не проходной, то ты не проходной. Это хорошо, но как это прикрутить к нашим реалиям, пока непонятно, — указал он.
На бирже действует индекс цен. Выше него не продать. Никто не станет платить выше рынка, а значит, и ниже не опускаться бессмысленно. Эксперт подчеркнул, что первоначальная задача этого механизма продвигать белорусские товары, а только потом закупать татарстанские.
— Они же покупают только то, в чем нуждаются, — считает он.
Более того, как подтвердили некоторые предприниматели во время встречи, по многим товарным позициям в Республике Беларусь нужно пройти свою сертификацию.
— Они подразумевают, что эта [внутренняя сертификация] — защита от подделок и перепродажи китайских товаров, — отметил Козлов.
По его словам, так Беларусь борется с предпринимателями, которые вместо того, чтобы наладить собственное производство, меняют наклейку на готовом товаре, а потом берут за это дополнительные деньги. Более того, они искусственно ограничивают потенциал поставщиков из Татарстана, «затормаживая их при подаче декларации и документов каких-то».
Снижение оборотов торговли между республиками Козлов объясняет восстановлением логистики.
— Когда было строго и никто не знал как, например, везти через Казахстан, у них шел рост. Сейчас все наладилось, а у них отток. Никто не хочет платить комиссию бирже. Снижение произошло не из-за того, что была какая-то отрицательная динамика, — туалетной бумагой пользуемся, хлеб едим, не важно, сколько он стоит, ведь все равно покупается, а из-за отсутствия логистики, которая закончилась при закрытии границ. Рынок начал подпрыгивать и искать, где продаться. Е-коммерция заполнилась заявками. Как только люди поняли, как можно экономить, они стали отказываться от площадок и торговать напрямую. Отсюда и спад, — рассказал эксперт.
Еще один пример того, как государственные проекты буксуют. Дорожная карта разработана, но реальные поставки сырья для полиэфирной нити еще даже не начались.
Для продажи товаров в Беларусь нужно ещё и дополнительную сертификацию пройти. Понятное дело, что при таких раскладах производителям из Татарстана невыгодно продавать товары в Беларусь, куда проще и выгоднее это делать в России
Вводить нужно особые условия для поставщиков из РТ, тогда вырастет торговый оборот
Снижение поставок – закономерный процесс, если меняется логистика. Бизнес всегда найдет более удобные и выгодные пути.
Экономические колебания всегда влияют на торговлю. Возможно, стоит искать новые механизмы расчетов, чтобы снизить зависимость от курса доллара.