Татарстан и Китай договорились о строительстве завода по производству каменной ваты в Агрызском районе с инвестициями 400 млн рублей. Проект — часть амбициозного плана по превращению периферии республики в новый транспортный центр Поволжья, через который контейнеры из КНР будут расходиться по России, минуя Москву. По словам собеседников KazanFirst, китайские партнеры также проявили интерес к производству конопляной нити, используемой в том числе при изготовлении долларовых банкнот. Но в Агрызе выращивают коноплю «пока в небольших масштабах».
Соглашение о намерениях построить завод каменной ваты в Татарстане подписали на этой неделе директор «Базис Алабуга» Антон Прокопий и директор Китайско-российского центра научно-технического и торгово-экономического сотрудничества «Вэйлай» Се Вэйдун. Как стало известно KazanFirst, компания из РТ готова вложить в этот проект 400 млн рублей и сейчас ищет контрагентов в КНР, которые могли бы поставить оборудование для производства. Центр «Вэйлай» поможет татарстанским предпринимателям в техническом оснащении предприятия.
— Это конкретный проект по созданию завода по производству каменной ваты. Это утеплитель, который будет использоваться для строительства, — сказала глава Агентства инвестиционного развития Талия Минуллина.
Договоренность была достигнута в рамках российско-китайского форума «Инвестиционный маршрут: станция Агрыз». На мероприятии в одном из периферийных районов республики деловым сообществам Китая предложили подыскать инвесторов для муниципалитета.
По словам раиса Татарстана Рустама Минниханова, которые зачитала Минуллина, форум открывает новые перспективы сотрудничества для российских и китайских компаний именно на уровне территорий. Глава РТ напомнил, что важным инструментом двустороннего взаимодействия стала платформа «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».

— Форум в Агрызе — логичное продолжение этой работы. Он переносит диалог на уровень конкретных территорий, наполняя его новыми смыслами и возможностями, делая взаимодействие между нашими странами более практическим, — подчеркнул Минниханов.
В ответ президент торговой палаты Нинбо в провинции Хэйлунцзян Ян Чанжэнь выступил с предложением создать китайско-российское бюро промышленного сотрудничества. По его мнению, оно поможет малым и средним предприятиям двух стран расширить связи и нарастить число совместных проектов.
— Оно будет служить связующим звеном, регулярно объединяя потребности обеих сторон и координируя поддержку, предоставляя комплексные услуги малым и средним предприятиям, — указал он.
Кроме того, по его словам, необходимо запустить программу обмена молодыми предпринимателями. Нужно организовывать ежегодные визиты, которые позволят стимулировать инновации, организовать больше совместных предпринимательских проектов и придать новый импульс сотрудничеству. Наконец, Чанжэнь обозначил важность сотрудничества между финансовыми учреждениями регионов двух стран для предоставления финансовой поддержки корпоративным проектам, в том числе поддержки сельскохозяйственных технологий и производства.
Что китайцы искали в Агрызе
Как сообщил KazanFirst один из спикеров пленарного заседания форума, президент Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» Виктор Иванов, Китай очень заинтересован в продукции из РТ. Например, в поставках торфа.
— Торфа в Татарстане много. Торф очень хорошо оздоравливает почву, которая в Китае, особенно в северных регионах — в провинции Хэйлунцзян, истощена за счет интенсивного земледелия и применения гербицидов. Мы были бы заинтересованы не просто поставлять торф, а здесь на месте выстроить совместное производство по обогащению и переработке торфяной продукции, — рассказал он.

Кроме того, в КНР заинтересованы в производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
— Китай очень большой потребитель кукурузы, очень большой потребитель конопли. Мы обсуждали эту проблему с главой района — они выращивают коноплю, но пока в небольших масштабах, — уточнил Иванов.
По его словам, в Китае из конопли производится свыше сотни разных видов продукции. Это продукция, которая используется в том числе при изготовлении морских канатов и тросов, а также для производства одежды.
— У нас зарегистрировано более 30 видов конопли, которые не содержат тетрагидроканнабинола (алкалоида, который вызывает наркотическое опьянение. — Ред.). Конопляная нить обладает большим бактерицидным действием. Она имеет большую износоустойчивость и ряд других качеств. Ее используют для производства, извиняюсь, денежных знаков, долларов. От них мы еще не отказались, — отметил президент ассоциации.
Путь к татарстанско-китайскому сотрудничеству лежит через тупик Иж-Бобья
Ранее уже сообщалось о намерении местных властей наладить выгрузку контейнеров с поездов, следующих из Китая в Москву, на территории Агрыза.
— Есть возможность изменить нынешнюю ситуацию, когда контейнеры из Владивостока доходят до Москвы. Агрыз может обеспечить более рациональный и взаимовыгодный поток грузов. До 90% потока могло бы останавливаться на станции, а затем в радиусе 500-1000 км от Агрыза автомобильным транспортом доставляться до мест назначения, — заявил глава района Ленар Нургаянов.
Когда-то на станции Иж-Бобья был тупик, рассказал китайским инвесторам начальник отдела железнодорожного транспорта Минтранса РТ Эльдар Ахмедов. В 90-е годы он не использовался и его разобрали. Теперь Татарстан намерен восстановить это ответвление, чтобы использовать его для разгрузки поездов.

— Ежесуточно через станцию Агрыз проходит от 10 до 13 тысяч грузовых вагонов. В целом по России на этом участке Транссиба идет рост контейнерных перевозок. Каждый год прибавляется 6-7%. Сегодня по Агрызу из 60 пар поездов 20 пар поездов — это контейнерные перевозки, 30-35% составляют именно контейнеры. Один из потенциалов развития железнодорожного узла — создание сортировочного хаба из трех площадок. Одна на территории Иж-Бобья в 169 га, вторая — за Иж-Бобья в 77 га и третья — 52 га, — объяснил Ахмедов.
В указанном месте соединяются два федеральных хода — это Горьковская и Куйбышевская железные дороги. Рядом располагается ОЭЗ «Алабуга», где работает 43 завода, инвестиции — 179 млрд. Рядом Нижнекамская промышленная зона — СИБУР, ТАИФ, ТАНЕКО и НКНХ. По словам начальника отдела Минтранса, за 2024 год они отгрузили продукцию на 884 млрд рублей. Кроме того, неподалеку находятся Удмуртские предприятия, а в радиусе 300 километров нет ни одного железнодорожного логистического центра.

Таким образом, завод по производству каменной ваты лишь один из нескольких проектов, который планируются реализовать в Агрызе при поддержке китайских инвесторов. В настоящий момент прорабатывается вопрос о создании на территории района нового промышленного парка площадью 10 га с готовой производственной инфраструктурой. Соответствующий проект был представлен раису Татарстана на инвестсовете РТ.
На площадке, которую предполагают отвести под промзону, уже есть действующее предприятие — быстромонтируемый бетонный завод ООО «Автотехникс» производительностью 80 куб. м/час готового бетона. Помимо этого здесь планируется еще три производства на 350 рабочих мест каждое с заявленным объемом инвестиций более 350 млн рублей.
По словам главы района Ленара Нургаянова, муниципалитет готов предложить предпринимателям из Китая свободные производственные площадки с быстрой передачей в аренду или собственность. При этом он обещает обеспечить минимальные затраты на подключение и сопровождение инженерной инфраструктуры. Но самый большой интерес вызывает логистический терминал.











Опять обещают сотни рабочих мест и развитие глубинки. Только вот все эти проекты для приезжих инвесторов и гастарбайтеров. А наши дороги, школы и больницы от этого лучше не станут. Сначала пусть решат проблему с инфраструктурой для людей, а не для вагон
Восстановление тупика для разгрузки контейнеровозов амбициозно. Вопрос в пропускной способности самой станции Агрыз, через которую и так проходит до 13 тысяч вагонов в сутки. Потребуется серьезная модернизация инфраструктуры.
Регион активно привлекает инвестиции и диверсифицирует экономику. Создание транспортного хаба в Агрызе стратегически верный ход, который выведет всю республику на новый уровень. Заводы, логистика, новые технологии — чувствуется дыхание роста! Так держать!
Очередная «прорывная» инициатива. Сначала завод каменной ваты за 400 млн, потом конопля для долларов, потом логистический хаб. Пафоса много, но где конкретные контракты и инвесторы, кроме «соглашений о намерениях»? Напомните мне, что построили с прошлого форума?