Правительство РТ ставит цель системно развивать рынок капитала как «важный альтернативный инструмент стимулирования инвестиций» в нынешних непростых экономических условиях. По мнению экспертов, это позволит компаниям диктовать банкам условия при привлечении средств и даст частным инвесторам возможность зарабатывать больше. Однако, отмечают аналитики, сейчас не лучшее время для выхода на IPO — рынок переживает спад, а компаниям сначала придется завоевать доверие инвесторов и наработать репутацию.
Заместитель премьер-министра Татарстана — министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов назвал рынок капитала, цифровых финансовых активов (ЦФА), облигационное финансирование и IPO (Initial Public Offering, первичное публичное предложение акций) «важным альтернативным инструментом стимулирования инвестиций на развитие производства, в том числе высокотехнологичного».
— Наша задача — системно развивать это направление, увеличивая число компаний, использующих федеральные программы поддержки, — заявил министр, выступая в Госсовете РТ.

Ранее сообщалось, что Минэкономразвития России утвердило решение о порядке предоставления субсидии российским компаниям — субъектам малого и среднего предпринимательства, разместившим акции и облигации на бирже и на инвестиционных платформах. Объем привлеченного финансирования за три года составит порядка 50 млрд рублей.
— Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача — капитализация российского фондового рынка должна удвоиться к 2030 году. Для ее выполнения мы совместно с Банком России перезапускаем программу поддержки малого и среднего бизнеса: концентрируем поддержку на предприятиях, выходящих на IPO. У нас уже есть успешные примеры по этому направлению. При этом продолжим субсидировать затраты, связанные с привлечением компаниями долгового финансирования посредством размещения биржевых облигаций, — отметила замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
С 2025 по 2030 год государственная субсидия позволит частично компенсировать затраты до 15 млн рублей на размещение биржевых акций для субъектов малого и среднего бизнеса из приоритетных отраслей и до 30 млн рублей для малых технологических компаний. Кроме того, она частично покроет затраты до 5 млн рублей на размещение акций на инвестиционных платформах и до 3 млн рублей на размещение биржевых облигаций.
«Объем торгов облигациями на Мосбирже в сентябре 2025 года достиг 3,4 трлн»
По данным Московской биржи, общий объем торгов облигациями, включая размещение и вторичное обращение, на российской площадке в сентябре 2025 года составил 3,4 трлн рублей без учета однодневных бондов. В своем пресс-релизе организация сравнивает этот показатель с результатами августа 2024 года. Тогда объем торгов достигал 2,2 трлн рублей. За год рост превысил 54%.
Общий объем размещения и обратного выкупа облигаций на площадке в сентябре 2025 года составил 1,77 трлн рублей. Из этой суммы 1,08 трлн рублей приходится на размещение 145 выпусков корпоративных облигаций 73 эмитентов.
Объем операций физических лиц на рынке облигаций Московской биржи составил 591,3 млрд рублей (257 млрд рублей в сентябре 2024 года). Их доля в общем объеме торгов облигациями составила 29,3%.

Число физлиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, по итогам прошлого месяца достигло 38,6 млн. Ими открыто 73,1 млн счетов. На инвесторов из Татарстана по итогам сентября 2025 года зарегистрировано 1,162 млн брокерских счетов и 169,8 тысячи индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). За месяц количество участников фондового рынка из республики увеличилось на 6,85 тысячи. Сделки совершали 106,3 тысячи инвесторов.
Татарстан занимает восьмую позицию по числу лиц, имеющих брокерские счета на бирже. В топ-10 регионов России он уступает Москве и Московской области, Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю, Свердловской и Ростовской областям, а также Башкортостану.
«Банк вынужден идти на поводу»
Развитие фондового рынка создает противовес банкам как кредитным организациям, считает персональный брокер в федеральном банке Алмаз Марданшин.
— Если у вас те, кто выдает кредиты, будут представлены только в одном лице, то они станут диктовать определенные условия по процентам и по кредитам. Фондовый рынок нужен как один из этапов развития экономики в стране. Он дает возможность инвестировать как профессиональным участникам, так и физическим лицам и получать процент на свои вложения выше других инструментов, — пояснил он.
Эксперт подчеркнул, что публичная компания получает возможность «выбивать» у банков более привлекательные условия финансирования.
— Если компания выпускает свои облигации, это вовсе не означает, что она никогда кредиты в банках не берет. Но закрытой компании банк может выставить любые условия. А здесь, когда организация может сама привлекать финансовые ресурсы на долговом рынке, он вынужден идти у нее на поводу, потому что у нее есть альтернатива, — указал Марданшин.
На долговом рынке действуют свои стандарты. Тон задают крупные эмитенты, и мелкому бизнесу приходится под них подстраиваться. Однако цена привлечения средств все равно получается ниже банковской. Например, сбор на момент подготовки статьи заявки на участие в своем размещении предлагало ООО «Село Зеленое Холдинг» группы «Космос» — агрохолдинг, некоторые предприятия которого работают на территории Татарстана. Компания рассчитывает занять 3 млрд рублей на 1,5 года под процент, ключевая ставка +300 б.п. На текущий момент это составит 20%.

В сентябре свои облигации разместил КАМАЗ. Займ объемом 5 млрд рублей на два года брался с плавающим купоном, ключевая ставка +250 базисных пунктов.
Но это относительно крупные эмитенты. В сентябре новую эмиссию выпустила казанская компания «Миррико» — российская группа производственно-сервисных компаний, которая предоставляет специализированные решения для топливно-энергетического комплекса и добычи полезных ископаемых. Организация привлекла 435 млн рублей на три года под 22,5%.
Марданшин отмечает, что первичное размещение — затратное мероприятие.
— Получение рейтинга где-то 2-3 млн рублей может быть, нужно закладывать маркетинговые исследования. Многое будет зависеть от того, сколько возьмет андеррайтер (специалист, который оценивает риски перед заключением финансовых сделок. — Ред.). Потому что чем больше компания, чем она знаменитее, тем ниже будет процент андеррайтера. Чем компания меньше, чем менее она известна, тем выше может быть комиссия. Например, от всего объема они могут поставить там 3%, — рассказал эксперт.
«Не уверен, что прямо сейчас хорошее время для выхода на IPO»
Управляющий директор по рынкам акционерного капитала «Финам» Леонид Павликов «не уверен, что прямо сейчас хорошее время для выхода на IPO».
— Но с учетом того, что в республике достаточно сильная экономика, которая показывает рост, думаю, точно стоит рассматривать фондовый рынок как один из инструментов и начинать готовиться наиболее перспективным компаниям. Пока можно подумать над выходом на долговые рынки через выпуск облигаций, тем более это часто рассматривается как первый шаг к IPO, — отметил он.
Аналитик ФГ «Финам» Никита Бороданов отметил, что облигации эмитентов из Татарстана могут быть интересны инвесторам, если эмитенты обладают хорошей кредитной историей, устойчивой выручкой и понятными гарантиями.
— Сейчас спрос на региональные облигации поддерживается высокими ставками, а эмитенты с рейтингом выше BВВ часто размещаются успешно. Например, КАМАЗ размещается большими объемами, на бумаги присутствует высокий спрос со стороны рынка. Однако, на наш взгляд, у компании сохраняется высокий уровень рисков и практически единственным интересным эмитентом Татарстана является «Татнефть», — подчеркнул эксперт.
Ситуация на российском фондовом рынке сейчас довольно тяжелая. Индекс Мосбиржи шесть недель подряд демонстрировал отрицательную динамику, опустившись ниже психологически важной отметки в 2600 пунктов. Потеряв только за прошлую неделю около 4,5%, рынок достиг значений, которых не видел с начала года, а затем, на новостях о переговорах президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа, за один вечер отыграл почти все потери последних недель.
«Долговой рынок партнерских финансов есть, его можно пощупать»
Помимо цифровых финансовых активов и облигационного финансирования предприятия Татарстана имеют доступ к долговым инструментам исламского банкинга. Республика является участником эксперимента по партнерским финансам. По словам председателя правления потребительского общества (ПО) «Ас Салям» Рената Едиханова, на данный момент инструментарий долгового рынка капитала здесь только начинает «свое становление» в России.
— Вход сюда таких эмитентов, как ВЭБ.РФ и ряда других представителей крупного бизнеса, задает тон дальнейшему развитию и демонстрирует, что этот рынок есть, его можно пощупать и привлекать здесь средства, — рассказал он KazanFirst.
По его словам, начинать привлечение здесь можно с самых маленьких сумм.
— Миллионов от пяти рублей можно продать бонды, но лучше 10-15 млн рублей, чтобы была хоть какая-то диверсификация. Допустим, это будут ЦФА, которые ограничены в обороте. Соответственно, они будут оформлены на одно физическое лицо. На инвестплатформах и в рамках выпуска ЦФА можно привлекать от 10-20 млн рублей. Там находятся как раз те инвесторы, которые ищут что-нибудь интересное для вложений, — пояснил Едиханов.
Однако многое решает репутация эмитента.
— Прийти просто так с нуля — это все равно как сделать ООО и пойти в банк с десятью тысячами уставного капитала за кредитом. Вероятность того, что дадут, очень маленькая, — отметил он.
Эксперт рекомендовал начинать работать в публичном пространстве с уже действующими инвесторами.
— Если эмитент не известен и нет кредитного рейтинга, то, естественно, ей будет сложнее сделать привлечение. Ей нужно развивать себя на рынке капитала, нарабатывать репутацию. Желательно сделать публичное привлечение — самой найти инвестора, который готов предложить деньги и организовать выпуск цифровых финансовых активов в виде сукук (в виде бондов) так, чтобы информация о привлечении стала публичной. По мере того, как будут выплачиваться купоны, будет вырабатываться репутация, — рассказал Едиханов.











Очередная сказка про «альтернативу банкам». Субсидии в 15 миллионов при подготовке к IPO, которое обойдется в разы дороже? Это капля в море. Государство снова создает видимость деятельности, а по факту бизнес останется один на один с огромными расходами и рисками. Легче старый добрый кредит взять.
Сначала придется завоевать доверие инвесторов это ключевая фраза во всей этой истории. А откуда ему взяться, этому доверию? После всей истории с заморозкой активов, уходом иностранных компаний и непредсказуемостью правил игры? Инвесторы сейчас не склонны к риску, а предлагают им «пощупать» никому не известные компании из регионов. Удачи.
Миллионов от пяти рублей можно продать бонды… Серьезно? Это для какого бизнеса такие суммы? Для того, кто может привлечь 5 млн, банковский кредит проще и быстрее. А по-настоящему перспективным компаниям нужны миллиарды, и здесь без связей и рейтинга делать нечего. Очередной разрыв между красивыми словами и реальностью.