Проводить аксакала татарского театра в последний путь собрались сотни поклонников его творчества. Первые лица республики пообещали увековечить память артиста.
– Болел, пневмония… – говорят журналисту KazanFirst собеседники, вспоминая, как еще совсем недавно видели Рината Тазетдинова в театре, на работе.
Тогда никто и подумать не мог, что в следующий раз они встретятся с коллегой только через полтора месяца и по такому трагичному поводу.
Легенда татарского театра ушел из жизни 16 октября на 87-м году жизни. Первое официальное сообщение об этом появилось на сайте театра Камала, которому артист посвятил всю свою жизнь, проработав более 60 лет. Совсем неудивительно, что и в последний путь его провожали с родной сцены.
Почтить память выдающегося деятеля искусств на прощальную панихиду собралась вся татарская интеллигенция во главе с раисом республики Рустамом Миннихановым. На траурную процессию прибыли также Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев, председатель Государственного совета Фарид Мухаметшин, его заместитель Марат Ахметов, министр культуры республики Ирада Аюпова и многие другие высокопоставленные лица.
– Сегодня мы провожаем в последний путь выдающегося артиста Рината Арифзяновича Тазетдинова. Это невосполнимая утрата и большое горе. Он посвятил всю свою жизнь театру, внес огромный вклад в развитие культуры нашей республики. Выражаем соболезнования родным и близким. Мы найдем способ увековечить его имя, – сказал раис Татарстана на прощании.
До начала официальной панихиды мы успели пообщаться с близкими коллегами Рината Тазетдинова, чтобы обновить воспоминания о талантливейшем представителе татарского театра.
Фарит Бикчантаев, заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер театра Камала:
– Ринат абый был счастливым актером. В свою очередь сотрудники нашего театра тоже очень счастливые, потому что им удалось поработать с Ринатом Тазетдиновым. От себя могу сказать, что я и как актер, и как режиссер тоже очень счастлив.
Ни сцену, ни зрителя обмануть невозможно. Не любить Рината Арифзяновича невозможно, потому что его человечность восходила вместе с ним и на сцену. Помню наш последний телефонный разговор: он позвонил сам и спросил, как дела. Я спрашиваю, что случилось. А он отвечает, что звонит, чтобы просто сказать спасибо мне и театру. Это черта его характера – он жил с благодарностью театру. Он никогда ничего не требовал, не просил. Полученные подарки, даже «Золотую маску», на следующий же день, как получил ее, принес в театр. Пусть земля ему будет пухом. Сегодня от имени всего театра и твоих зрителей говорим тебе большое спасибо. Прощай.
Фанис Зиганшин, народный артист Татарстана:
– Я помню первую встречу с Ринатом Арифзяновичем. Она состоялась здесь, в театре, у оркестровой ямы перед спектаклем «Идегей». Тогда один артист заболел и нужен был срочный ввод на его замену, пригласили меня. Еще тогда он был для нас большим, уважаемым артистом. Не только артистом, но человеком с большой буквы. Осознание, что выходишь на сцену с ним, само по себе добавляло ответственности. Я играл вместе с ним, и даже только наблюдая за ним, можно было многому научиться: как отыграть роль, как донести суть до зрителя, да и в целом как нужно смотреть на свою работу.
Он очень любил театр, коллег. Он был удивительно спокойным, отзывчивым человеком. Никогда не сказал бы плохого слова, ни перед кем не встревал, всегда знал свое место и свою цену. Вот такой великой личностью он был.
Ильдус Абдрахманов, народный артист Татарстана:
– Воспоминаний о нем очень много, мы ведь знаем его с самого детства – с малых лет смотрел спектакли с его участием. Когда я пришел в театр, работать с ним для меня было особой гордостью, особым счастьем. Я играл с Ринатом Арифзяновичем во многих спектаклях, он часто был в роли моего отца.
Он такой сильный актер, такой спокойный. Про него нельзя сказать ничего плохого. Сколько бы он ни сыграл ролей, он никогда никому ни разу обидного слова не сказал, никому не мешал.
Очень правильное решение провожать его со сцены, потому что он легендарный человек. Никто не ожидал, что он уйдет так скоро. Мы виделись в последний раз летом, когда закрывали сезон. Он приходил к нам в гости, мы тогда даже сфотографировались на память. Ну что поделать… На все воля божья. Всех нас ждет эта участь.
Равиль Шарафиев, народный артист Татарстана и России:
– Я дружил с Ринатом 68 лет. Наши пути сошлись во время учебы в Москве. Пять лет мы учились в татарской студии в театральном училище Щепкина. Приехали в Казань и сразу поступили на работу в театр Камала, где вместе прослужили еще 63 года.
Ринат – самый счастливый из нас. Его любили наши учителя, а по приезде в Казань он быстро, феерично завоевал эту сцену в театре, публика его сразу полюбила и прославила. Всю жизнь он исполнял все главные роли. К нему всегда и везде было особое отношение. Он и сам признавался, что он счастливчик.
В обыденной жизни он был очень спокойным, неконфликтным. Судьба его была ровной, благосклонной во всем. Он еще несколько лет тому назад говорил, что у него нет сил, несколько раз собирался уходить, но не уходил. Артисты ведь такие: даже если говорят, что уйдут, уходят с неохотой.
Эмиль Талипов, заслуженный артист Татарстана:
– В последний раз мы виделись с Ринатом в сентябре в театре, до того, как он попал в больницу.
– Нихәл, Талип? (Как дела, Талип? – Ред.), – спросил он.
Ринат абый называл меня Талипом.
Возможно, про мужчин так не говорят, но Ринат абый был красивым человеком во всем. Он был величественным, в то же время очень харизматичным человеком. Его голос, поведение, его самооценка, отношение к людям, трезвый ум и вечная улыбка на лице – он настоящая легенда.
Поколения в театре сменяются, к сожалению. С одной стороны, мы счастливы, что застали таких артистов, как Ринат абый, и нам удалось с ними поработать, но, с другой стороны, мы видим, как они покидают нас, в этом наше несчастье. Кажется, как будто таких, как они, больше не будет. Таких мудрых, таких уважающих и знающих профессию и зрителя.
После ухода из жизни таких больших артистов мы как будто остаемся сиротами. Когда их нет, иногда даже в театр не хочется приходить. Как будто театр теряет свою душевную теплоту, но как приходишь – забываешься.
Он сделал вс,е чтобы возвысить театр Камала, прославить его. Он и его коллеги прославили татарский театр и прожили эту жизнь красиво. Молодому поколению нужно брать пример с таких, как он.
Луара Шакирзянова, народная артистка Татарстана:
– Очень тяжело расставаться с поколением щепкинцев, они все такие яркие, теплые. Я помню, как впервые увидела Рината Арифзяновича по телевизору, в спектакле про Мусу Джалиля, когда была еще школьницей, и влюбились в его игру еще тогда. Я счастлива, что мне довелось всю свою жизнь работать с таким талантливым человеком в одном коллективе.
Конечно, думаешь, как было бы здорово, если он был бы еще с нами рядом… Ринат абый прожил счастливейшую жизнь. Да, действительно, он родился под счастливой звездой. Благодаря своему таланту он исполнял только ведущие роли. Я не представляю историю татарского театра без его имени, без его творчества.
Классика ли это, зарубежная ли, русская ли драматургия – в каждой роли он был великолепен. Он мог сыграть великого поэта Кул Гали или маленького человечка Карандышева из «Бесприданницы» Островского с одинаковым успехом. Ему всегда удавалось вжиться в роли, какими бы они разными ни были. Его энергия как вулкан выплескивалась через каждую его клеточку в каждой роли.
Мы жили рядом, на Жуковского. Бывало, вместе уходили из театра домой, встречались на улице и подолгу беседовали с ним. Особенно в последнее время, когда он уже редко появлялся в театре, встреча с ним была праздником для души. Он был со всеми приветлив, улыбка никогда не сходила с его лица. Его любили все. Он был просто замечательнейшим, очень человечным, воспитанным. Я назову его гениальным артистом.
Он ведь должен был стать народным артистом СССР, его документы на подпись были уже в Москве, но, к сожалению, по причине распада Советского Союза он не получил этого звания. Хотя он все равно народный, любимый всеми татарскими зрителями страны.
Он был очень мужественным человеком, хотя, как он рассказывал, родился в семье, где были только мальчишки, и умел делать всю работу по дому, даже лапшу резал искуснее, чем некоторые девушки. Любая задача ему была по рукам и по жизни. Мы будем очень скучать. Урыны оҗмахта булсын.
Справка:
Ринат Тазетдинов родился 1 января 1938 года в деревне Малая Цильна Дрожжановского района Татарстана. В 1961 году окончил Высшее театральное училище имени М.Щепкина в Москве и с того же года начал работать в Театре имени Г.Камала. В его послужном списке более 100 разноплановых ролей. Вершинами творчества актёра стали образы Карандышева («Бесприданница» А.Островского) и Мусы Джалиля («У совести вариантов нет» Т.Миннуллина), за исполнение которых артист был удостоен Государственной премии СССР.
В 2016 году состоялось знаковое событие для театрального Татарстана. Ринат Тазетдинов был награжден главной профессиональной премией страны «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Кроме того, он имеет целый список наград, среди которых звания: «Народный артист Республики Татарстан» (1973); «Народный артист Российской Федерации» (1982); Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая (1967); Лауреат Республиканской премии имени М.Салимжанова (2015); Награжден Орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2007), Орденом «Дуслык» (2018), Орденом «Дружбы» (2020) и другими наградами.
Была на многих его постановках, очень значимый человек в театре, жаль с ним расставаться, легенда прощай…
Солидарен, кждая постановка с ним была хороша, очень талантливый человек, но прожил он эту жизнь достойно и с интресом, чтио было видно на сцене
Жаль не увидел красоты, которые сейчас сделают с театром, всегда красиво делал он, жаль.