«Вы чего их душите!?»: малый бизнес Татарстана требует изменить законы

  • Уполномоченный по правам предпринимателей в Татарстане и общественный центр «Бизнес против коррупции» будут добиваться изменения регионального закона о малом и среднем предпринимательстве. Бизнесмены на местах оказались недовольны, что при выкупе арендуемого госимущества в республике дается рассрочка 8 лет, а на муниципальное — «не менее 5 лет». В этом они увидели риски коррупции. Какие еще есть проблемы у малых предпринимателей — в материале KazanFirst.

С разговора о влиянии малого и среднего бизнеса началось заседание общественного совета «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев обратил внимание участников мероприятия, в том числе присутствовавших представителей органов государственной власти, что предприниматели в России — одна из самых влиятельных групп населения. По его словам, сегодня в Татарстане зарегистрировано 173,54 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса. Они создают около четверти валового регионального продукта республики и обеспечивают примерно 800 тысяч рабочих мест.

— На долю малого и среднего бизнеса, включая самозанятых, приходится 42% всех занятых в экономике людей. Это огромная армия, с которой нужно считаться, —  заметил Абдулганиев в своем выступлении.

Он подчеркнул, что результаты выборов во многом зависят от предпринимателей.

— Это большая часть электората! — заявил омбудсмен. 

Он не оставил без внимания тот факт, что за последние четыре года, несмотря на все негативные факторы (пандемию и СВО), прирост предпринимателей в Татарстане составил 15,2%. За восемь месяцев с начала 2024 года на горячую линию уполномоченного при раисе РТ по защите прав предпринимателей поступило 1,5 тысячи обращений. Убедиться, что все это не пустые слова и влияние бизнеса действительно имеет место, присутствующие смогли немедленно. На повестке стояло два вопроса.

KazanFirst

Кому принадлежит съезд с дороги

Первый — досудебная претензия ГБУ «Безопасность дорожного движения» к индивидуальным предпринимателям Рамзие Ихсановой и Салавату Аглямову, которые занимаются розничной торговлей строительными, хозяйственными товарами и автомобильными запчастями в принадлежащем им здании, расположенном в селе Амирово Черемшанского района. Их торговая точка расположена в 100 метрах от съезда с региональной дороги «Азеево — Черемшан — Шентала». Госучреждение требовало от владельцев объекта разработать проект организации дорожного движения, установить здесь дорожные знаки и за свой счет содержать в надлежащем состоянии примыкающий участок дороги.

— Моему бизнесу 20 лет. Мы начали его в старом здании черемшанского сепар-пункта Нурлатского сахарного завода, — начала свой рассказ Ихсанова.

Второй заявитель — владелец соседнего магазина Аглямов приходится предпринимательнице братом. По ее словам, дорога, о которой идет речь, появилась задолго до этого. Используют объект для проезда сельскохозяйственной техники, а также жители соседней деревни, дорожники, одним словом, все. Тем не менее ГБУ настаивает, что благоустроить ее должны именно предприниматели. Цена вопроса по предварительным оценкам может составлять до 9 млн рублей. Для владельцев сельского магазина деньги совершенно неподъемные. В этой ситуации им остается только закрыться. Беда в том, что торговая точка — единственный источник дохода. Найти другой в селе Амирово людям их возраста, вероятнее всего, не удастся. 

— Порядок использования полос отвода устанавливается в соответствии с их значением соответствующим органом исполнительной власти. Согласно ответу исполкома Черемшанского муниципального района, указанный участок находится вне населенного пункта. Если объект предпринимателей не создает опасности участникам дорожного движения, то требования ГБУ можно считать незаконными, — заметил руководитель общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ Евгений Безродный.

KazanFirst

— Данный участок является аварийно-опасным. Установлены знаки ограничения скорости. Стоит знак «обгон запрещен». Данный съезд не согласован с нами, но он существует. Поэтому мы вынуждены поднять вопрос о том, кто возьмет его на баланс, — объяснил начальник управления организации работ по сохранности автомобильных дорог и профилактике БДД Ринат Идрисов.

Тонкость в том, что съезд имеет гравийное покрытие и продолжается оно ровно до торгового объекта, а грунтовая дорога, которая идет дальше, не является дорогой ни регионального, ни муниципального значения.

Другими словами, щебень на стихийно образовавшемся съезде крепко испортил предпринимателям жизнь. По словам представителей власти, тут объекты дорожного сервиса должны быть согласованы с балансодержателем дороги и приведены в соответствие. То есть заезд-выезд необходимо заасфальтировать и оснастить дорожными знаками. Даже если объекты находятся вне придорожной полосы, само примыкание к дороге — съезд — необходимо организовать должным образом.

— Дорогой пользуются все, а претензии идут к конкретным предпринимателям. Почему такое выборочное отношение? Они вам что-то должны? Вы выясняли у администрации района, чьи еще участки там примыкают к этой дороге? Нужно войти в их положение. Вместе с ними выехать на место. Пригласить представителей администрации, комитета имущественных отношений и спросить: «Мужики, в чем дело? Вы чего их душите?» — возмутился первый вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, руководитель департамента по противодействию коррупции Роберт Закиров. 

После долгих прений члены Общественного совета предложили выделить две недели на поиск приемлемого решения с участием представителей районной администрации. Если компромисса не найти, обратиться к уполномоченному при раисе РТ по защите прав предпринимателей с предложением направить в адрес прокуратуры РТ просьбу дать оценку правомочности действий муниципальных властей района и ГБУ «Безопасность дорожного движения».

KazanFirst

Своим рассрочка восемь лет, а неугодным — пять?

Предметом второго разбирательства стало обращение генерального директора ООО «ГАИ» Геннадия Мешина с предложением внести изменения в татарстанский закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РТ». Документом допускается рассрочка на арендуемое имущество, которое находится в собственности республики, — восемь лет, а на муниципальное — не менее пяти лет. Предприниматель выступил с предложением уравнять сроки рассрочки на имущество всех видов собственности, изменив этот закон.

— Нужно привести сроки в порядок, чтобы я, написав заявление, не гадал, пять или восемь лет рассрочки мне дадут органы государственной власти. Для меня что муниципальные, что республиканские помещения одинаково государственные. Там [в законе] такой расплывающийся термин «не менее пяти лет». Все как хотят его трактуют, — делится переживаниями Мешин.

KazanFirst

Его предприятие несколько лет арендовало помещение у исполкома Казани на льготных условиях. В нем Мешин с партнерами организовали хостел. После истечения срока аренды предприниматели решили выкупить у города площади. Исполком в лице комитета земельных и имущественных отношений города согласился продать муниципальный объект за 8 млн рублей на условиях: первоначальный взнос в 20% (около 1,6 млн рублей) плюс рассрочка сроком (около 300 тысяч рублей в месяц) на пять лет. Предпринимателей удивили такие требования. Согласно закону РТ №7 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РТ» рассрочка бизнесу при выкупе государственного имущества предоставляется сроком на восемь лет, а не на пять — такой срок регламентируется федеральным законодательством (№159-ФЗ). Оказалось, для муниципалитетов действуют свои требования. Как показало последующее разбирательство, ГАИ в принципе не могла претендовать на льготы. Во-первых, сам бизнес не подлежал поддержке, во-вторых, такого рода акции — вещь одноразовая, а указанная компания уже такого рода льготы применяла.

— Муниципалитеты при реализации имущества регулируются своими нормативно-правовыми актами, — объяснил начальник управления министерства земельных и имущественных отношений Татарстана Зульфат Галяутдинов.

Согласно указанному закону, вопросы муниципальной собственности регулируются локальными правовыми актами органов местного самоуправления.

На предложение внести изменения в закон Татарстана с целью добиться единообразия, поступившее от сопредседателя общественного совета Центра общественных процедур Гульнары Сергеевой, Галяутдинов заметил, что это не всегда целесообразно. По его словам, такое решение зависит от возможностей конкретного муниципалитета. Есть практика, когда предприниматели подают в суд на муниципалитет. Во-первых, пока идет процесс, арендаторы сидят бесплатно, а это может занять два-три года. Во-вторых, в 30% они сбивают цену города на имущество. Именно в связи с этим было принято решение установить рассрочку на пять лет и брать первоначальный взнос 20%.

Тем не менее, по мнению предпринимателей, существующая вилка создает условия для коррупции.

— Вот это «менее пяти лет» — лазейка для того, чтобы муниципалитеты могли близким своим предложить 8-10 лет платить, а вот таким неугодным пять лет, да еще первоначальный взнос. Нужно законодательно закрепить восемь лет, раз в республике принято такое решение, — заявил Закиров.

В итоге бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев предложил вынести вопрос на рассмотрение Совета муниципальных образований Республики Татарстан и депутатов Госсовета РТ. Данное предложение было принято всеми участниками общественного совета АНО «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». 

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Предпринимателям Татарстана будет доступен новый кредит для бизнеса по нацпроекту

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. Малый бизнес душили, душат и душить будут. Потому что привыкли выезжать на спинах простых работяг. Никто не откроет рот на какую-нибудь империю, выберут себе кого послабее.
    Да и льготы тоже, как по мне всем одинаково надо платить, а то получается, Вася и Федя одинаковой деятельностью занимается, но Вася 5 лет получал, а Федя 10. Не справедливо же.

  2. Ничего себе, а с какой радости дорогами у нас должны продавцы заниматься? То есть по логике этих чинуш, если я на федеральной трассе ларек себе поставлю и буду там торговать, то и трассу я буду должна ремонтировать? Что за чушь-то?
    ГБУ «Безопасность дорожного движения» где деньги, Зин???

  3. Бизнес против коррупции, звучит конечно очень красиво, но вот только наши бизнесмены и порождают коррупцию.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *