Заряд оптимизма: почему в Татарстане вырос спрос на электромобили

В Татарстане зафиксировали рекордный спрос на электромобили, однако речь идет исключительно о состоятельных покупателях, для которых это не первая машина в гараже. Для рядовых же автомобилистов «зеленые» машины просто не по карману, да и с учетом неразвитой зарядной инфраструктуры в нашей стране на них далеко не уедешь.

Напряжение возрастает

Продажи новых электромобилей в Татарстане за 11 месяцев 2023 года выросли практически на 100%. При этом доля спроса превышает предложение по всем маркам более чем в 10 раз, гласят данные «Авито Авто», подготовленные специально для портала KazanFirst. Средняя стоимость автомобиля с электроприводом на рынке Татарстана к концу года составила 5 млн 150 тыс. рублей.

По словам руководителя дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгения Житнухина, Татарстан всегда был одним из регионов, активно внедряющих и использующих технологии. Именно в Татарстане в 2018 году было запущено первое в Европе беспилотное такси, а интерес к электромобилям среди жителей региона год от года растет. Предпосылками для этого стали не только расширение ассортимента «зеленых» машин, поставляемых в Россию как напрямую от производителей, так и по параллельному импорту, но и развитие инфраструктуры и создание выгодных условий для эксплуатации электромобилей. Например, сейчас в регионе 170 зарядных станций, в 2024 году этот показатель увеличится до 200.

— Стимулируют покупку электрокаров в республике и преференции, положенные их владельцам. Так, для них планируется ввести 50-процентную льготу на уплату транспортного налога, а также разрешить передвигаться по выделенным для общественного транспорта полосам, – рассказал эксперт.

На коротком проводке

Самой популярной электрической моделью в Татарстане за 11 месяцев 2923 года стал китайский спорткар HiPhi Z, чья средняя стоимость составляет 12 млн рублей, согласно данным «Авито Авто». Стоит отметить, что в других российских регионах эта модель почти неизвестна. На втором месте по популярности идет отечественный электроседан Evolute i-Pro, который можно купить в среднем за 3 млн рублей. На третьем месте в рейтинге продаж идет премиальный полноразмерный электрокроссовер Hongqi Е-HS9, средний ценник которого равен 9,5 миллиона. Замыкают пятерку самых продаваемых электромобилей на рынке Татарстана лифтбек Zeekr 001 и кроссовер Skywell ET5 стоимостью 7,8 млн рублей и 5,2 млн рублей соответственно.

Как говорит Евгений Житнухин, большинство покупателей электрокаров в Татарстане – люди, интересующиеся инновациями и активно внедряющие их в свою жизнь. Однако только в редких случаях электрокар – единственный транспорт в семье, обычно это второе или третье авто. При этом число желающих приобрести электромобиль в регионе растет, так как высокая стоимость электротранспорта частично компенсируется государством – 35% при покупке по программе льготного автокредитования и лизинга. Кроме того, владельцы электрокаров экономят на оплате муниципальных парковок, а также проезде по платным трассам федеральных дорог.

В свою очередь независимый консультант индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев отмечает, что большая часть новых электромобилей – это выбор весьма обеспеченных покупателей. Для того чтобы электромобиль стал более массовым в России, его средняя цена должна быть в районе 2,2-2,5 млн рублей, однако явных предпосылок для этого, к сожалению, сейчас нет. Проблема в том, что, несмотря на все меры стимулирования со стороны федеральных и региональных властей, в том числе Татарстана, российские автозаводы, к сожалению, не могут предложить покупателем привлекательные по цене электромобили.

Электричество – в массы!

Действительно, наибольшим спросом у покупателей в Татарстане, как и в России в целом, пользуются электромобили, которые поставляются по параллельному импорту. Впрочем, продажи отечественных «электричек» тоже начинают набирать обороты.

Как рассказали порталу KazanFirst в пресс-службе «Моторинвест», бренд Evolute уверенно наращивает свое присутствие в Татарстане, планомерно увеличивая количество проданных электромобилей. Самой популярной моделью в регионе является электроседан Evolute i-Pro, а на втором месте по продажам идет электрический кроссовер i-Joy. Кроме того, с января по ноябрь текущего года реализация премиальных электромобилей Voyah в республике месяц к месяцу в среднем увеличивалась в два раза, и эта динамика сохраняется. Наиболее востребованная модель Voyah в регионе – электрокроссовер Free EVR, немного уступает ему люксовый минивэн Voyah Dream EVR. Как ожидают в «Моторинвесте», 50-процентное сокращение транспортного налога поспособствует еще большему увеличению продаж как в Татарстане, так и по всей стране.

Кроме того, в марте этого года в Татарстане официально стартовали продажи автомобилей «Москвич». По состоянию на конце ноября в республике было реализовано 16 электрокроссоверов «Москвич 3е». Как сообщили порталу KazanFirst в пресс-службе «Москвича», покупателями электромобилей являются как розничные клиенты, так и корпоративные – продажи этим двум сегментам поделились почти поровну.

— В настоящий момент владельцы автомобилей все еще с опаской относятся к электромобилям, но мы надеемся, что развитие электрозарядной инфраструктуры и снижение транспортного налога для владельцев электрокаров в Татарстане положительно скажется на увеличении продаж в регионе, – заявили в пресс-службе завода «Москвич».

По словам автора сообщества в ВК Электромобили Ру Дениса Гаврилова, из недостатков электромобилей можно выделить серьезное сокращение запаса хода в зимний период (около 40%, а иногда даже выше, чем заявленные производителем показатели), а также возможные проблемы с сервисным обслуживанием, ведь примерно две трети продаваемых в России «электричек» – это импорт без официального представительства.

— Также публичная зарядная инфраструктура часто не подходит для представленных в России электромобилей. Бывают случаи, когда владельцы подъезжают к зарядной станции, а она просто не соответствует тому разъему, который есть у машины. Кстати, поэтому электромобили пока, как мне видится, приобретают в качестве второй или третьей машины в семью, и обычно это автолюбители, имеющие собственные домовладения, где можно без проблем зарядить машину. Скорее всего, пока больше выгоды в электромобилях видят корпоративные клиенты, нежели частные, – резюмирует эксперт.