Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

Музыкальный директор казанского джазового коллектива JIVE, продюсер международного фестиваля Kremlin LIVE в интервью KazanFirst

В конце июня казанцев и гостей города ожидает шестой международный фестиваль Kremlin LIVE. Продюсер фестиваля и музыкальный директор джазового коллектива JIVE Валерий Коротков в интервью KazanFirst рассказал, чем фестиваль будет удивлять в этом году, почему вход на все площадки мероприятия до сих пор бесплатный, а также порассуждал о развитии современной культуры и талантливой молодежи

— С чего начинался Kremlin LIVE?

— Начался он с того, что нам с друзьями захотелось сделать в Казани мультикультурный фестиваль с открытым входом, по образцу и подобию открытых европейских open air – начиная от знаменитого фестиваля в Монтрё и заканчивая большими праздниками на площадях в Италии, Чехии, Германии. В нашем городе не было фестиваля, где на разных площадках происходит огромное количество перфомансов, которые связаны какой-то общей идеей. Для нашего фестиваля такой общей идеей стало представить новые и интересные тренды в области современной культуры. Естественно, содержательная сторона Kremlin LIVE отражает вкусовые предпочтения его авторов и организаторов. Поэтому де-факто музыкальная часть фестиваля склоняется к джазу, фанку и современной музыке, которая корнями опять же уходит в джаз.

Нашей целью было создать фестиваль, на котором казанцы и гости нашего города смогли бы увидеть срез того, что происходит в современной культуре: музыкальной, художественной, танцевальной, театральной. На мой взгляд, эта идея удалась, потому что у фестиваля есть свой зритель, и число гостей с каждым годом растёт и включает в себя не только молодёжь, но и представителей старших поколений. Я сам наблюдал, как пожилые люди с удовольствием слушали современную музыку, с удивлением для себя открывали, что разрыв поколений не настолько велик, и в молодёжной культуре есть много того, что может понравиться и им тоже. В то же время молодежь и подростки, которые в другое время, возможно, не пошли бы на концерт классической музыки или хорового пения, потом мне сами рассказывали, что получили от этой музыки огромное удовольствие.
 Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

С чего начинался первый фестиваль?

— Идея появилась шесть лет назад. На подготовку первого фестиваля ушло полгода. Говорить о проблемах, думаю, нет смысла. Сейчас очень модно говорить об успешности – как ее достичь, по каким критериям оценить. Я считаю, что еще важен вопрос цены успеха. Если успех приходит легко, то это вдвойне успех. Поэтому я, прежде всего, за легкость. Возникающие трудности мы стремимся преодолеть эффективно и легко.

Я твердо верю, что именно культура является тем языком, который не требует перевода и понятен всем. Мне очень приятно, что мы уже шесть лет объединяем людей при помощи современной культуры.

Какие площадки были на первом фестивале, и как менялся их состав?

— На первом фестивале была площадка с основной сценой, где выступали хедлайнеры, также была рок-сцена, пространство для электронной и хоровой музыки и площадка в «Манеже», где проходили выставки, литературные встречи и выступления классических камерных коллективов. С каждым годом количество фестивальных сцен увеличивается. Традиционно основная площадь – это Пушечный двор Казанского Кремля, но и остальные площадки мы не считаем второстепенными. Просто они всегда тематические: рок, театр, электронная музыка, мода, литература, инсталляции и выставки. В прошлом году Kremlin LIVE проходил на девяти площадках и даже вышел за стены Кремля.

Каждый год у нас возникают новые идеи по поводу наполнения фестиваля, у каждого фестиваля своя «фишка». Например, в 2012 году мы с партнёрами делали в рамках Kremlin LIVE фестиваль уличных театров. В 2013 году на юбилейном Kremlin LIVE проходил дизайнерский Sunday Up Market, снимался мини-фильм для детей, была отдельная бизнес-площадка. Ежегодно мы организуем пространство, где проходят всевозможные мастер-классы – как от наших партнеров из музея-заповедника «Казанский Кремль», так и наши собственные.

В нынешнем году также планируем включить в программу мини-фестиваль хоров. Гостей фестиваля ждет много интересного: музыка, театральные, танцевальные представления, творческие встречи и другие приятные сюрпризы. Конечно, на главной сцене выступит президент Kremlin LIVE, Народный артист России Игорь Бутман. А также финалистка шоу «Голос» на «Первом канале», наша землячка, большой друг и участник наших проектов Тина Кузнецова и её муж Юрий Усачёв (бывший участник группы «Гости из будущего»)

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»
Народный артист России Игорь Бутман

— На какую дату назначен Kremlin LIVE в этом году? 

— Фестиваль пройдет 27 июня. Опыт показывает, что один день – это оптимально для концентрации сил и удобно по ряду причин. Кроме того, 26 числа будет проходить дружественный нам фестиваль «Музыка веры», в котором мы также принимаем участие. «Музыку веры» и Kremlin LIVE можно рассмотреть как некое двухдневное фестивальное движение, которое проходит на одной и той же площадке. Мне кажется, это интересно.

— Кто финансировал проведение первого фестиваля Kremlin LIVE?

— Особенность нашего фестиваля – с самого начала Kremlin LIVE был частной инициативой. Это не стандартная история, когда государственные органы и министерство выделяют какой-то бюджет и сторонние организаторы создают фестиваль. Мне кажется, в этом заключен глубокий смысл, когда люди собираются и решают создать для города какое-то мероприятие. Мы сами придумали этот фестиваль, сами нашли средства для его финансирования.

Естественно, первые несколько лет нам было очень тяжело. Сейчас, когда Kremlin LIVE известен, можно вести переговоры с серьезными брендами. Первый же фестиваль 2009 года был проведен на наши собственные средства с небольшой помощью партнеров.

Я считаю, если люди действительно хотят что-то делать, они готовы вкладываться в проект не только силами и временем, но и деньгами. На каждый проект необходимо смотреть в динамике. Если через два-три года стартап продолжает жить, люди способны его вытянуть, то им можно помогать и инвестировать в проект.

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

— Как власти поддерживают Kremlin LIVE?

— Kremlin LIVE обратился за государственной поддержкой именно в тот момент, когда мы поняли, что имеем моральное право об этом просить, потому что доказали, что можем сделать красивое событие – и нас поддержали. С 2011 года финансовую поддержку фестивалю оказывает министерство культуры Республики Татарстан, за что им огромное спасибо и отдельное – министру культуры Айрату Сибагатуллину. Из года в год министерство оказывает нам не только финансовую, но и организационную и моральную поддержку. Иногда морально-этическая поддержка значит даже больше, чем финансовая.

Кто финансирует фестиваль в нынешнем году?

— В этом году фестиваль также финансируется за счет средств, выделенных министерством культуры, и благодаря партнёрам, в первую очередь – генеральному партнёру  Татфондбанку.

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

Кто занимается организацией фестиваля?

— Организацией занимается большая команда. В основном это силы продюсерского центра JIVE Group. Основная нагрузка лежит на Инне Городецкой, которая является со-продюсером фестиваля, и Алене Захаровой, являющейся директором по маркетингу и рекламе. Огромную поддержку нам оказывает президент фестиваля Kremlin LIVE Игорь Бутман. Его поддержка дала очень многое фестивалю и организатором. Это очень энергичный, умный и общительный человек, при этом – гениальный музыкант и организатор.

Как вы привлекли Бутмана к участию в фестивале?

— Мы были с ним знакомы – вместе принимали участие в нескольких проектах. Однажды решили, что его участие в фестивале было бы большим подарком зрителям, и пригласили к себе. Первый раз Бутман приехал на Kremlin LIVE в 2012 году, тогда же стал президентом фестиваля.

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

Какую роль он играет в организации фестиваля и почему?

— Все ключевые вопросы по фестивалю решаются с ним. Игорь Михайлович сам организует несколько фестивалей, и он прекрасно понимает, насколько тяжело этим заниматься. Фестиваль никогда не проходит без форс-мажоров, которые требуют личного присутствия. Одно дело — привлечь статусного артиста, который придаст вес и авторитет фестивалю. И другое дело — иметь в составе организаторов человека, который видит процесс со всех сторон – как музыкант, организатор фестивалей и общественно-политический деятель. То есть человек, понимающий, почему и зачем обществу нужны подобные мероприятия.

Благодаря Бутману интерес к джазу растет, он действительно пропагандирует современную джазовую музыку. По его делам видно, что он переживает за развитие культуры, его заботит общественный резонанс и влияние культуры на общество.

С кем еще из именитых музыкантов вы сотрудничали?

— Список огромный. Из российских музыкантов мы очень дружим с Ираклием Пирцхалавой, который на Kremlin LIVE презентовал свой этнический проект Guda Bar. Приезжали на фестиваль Доминик Джокер, Guru Groove Foundation, Tesla boy и другие  яркие артисты из России и других стран. У нас выступали Дина Гарипова и Эльмира Калимуллина. Теплые отношения с Тиной Кузнецовой и ее мужем Юрием Усачевым, бас-гитаристом Антоном Давидянцем и другими.

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

Kremlin LIVE — это некоммерческий проект. На каких условиях вы сотрудничаете с артистами?

— По-разному. Артисты преследуют разные цели и с каждым у нас свои отношения. С кем-то дружеские… Кроме денег артисты могут извлечь из выступления другие положительные моменты. У нас в стране не каждый день есть возможность выступать в Кремле перед большой аудиторией и завоевывать новых поклонников. У московских артистов нет возможности выступать в своем Кремле, а у наших есть. На Kremlin LIVE артисты могут снять качественное видео, сделать клип.

До сих пор, если мы просили выступить на фестивале, никто не отказывался. Понятно, что есть артисты, которые в принципе не могут выступать без гонорара, потому что у них есть персонал, который должен быть оплачен. Практически все идут навстречу и относятся с пониманием к тому, что Kremlin LIVE — это открытое мероприятие, мы не продаем билеты. За это им большое спасибо.

Почему вы оставили вход на Kremlin LIVE свободным, ведь можно было бы перевести проект на коммерческую основу?

— Лично мое мнение, хоть я и на нем не настаиваю жестко, заключается в том, что мне бы хотелось видеть фестиваль как явление — некоммерческим, с открытым входом. И когда некоторые организаторы лукавят и называют свой концерт, на который люди купили билеты, фестивалем… Даже если там выступает не один-два коллектива, а много больше, это все равно коммерческий концерт, бизнес. Цель любого бизнеса – извлечение прибыли. Фестиваль – это движение, настроение. Здесь любой желающий может бесплатно принять участие в каком-то действе – общении, веселье, перфомансе. Прекрасный пример такого фестиваля – «Сотворение мира».

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

Сколько средств в среднем уходит на организацию одного фестиваля?

— Цифры каждый год разные. Мы никогда не выходили за бюджет в 7-8 млн рублей, причем это были самые дорогие мероприятия. Стоимость зависит от длительности фестиваля, количества задействованной техники и артистов. Если фестиваль длится один день и на нем только три площадки, стоимость аренды оборудования одна. Если  вместо трех площадок становится семь, а фестиваль длится не день, а три, цена значительно возрастает. Аренда оборудования вообще одна из самых дорогих частей фестиваля.

У кого вы арендуете технику?

— Технику мы арендуем у постоянных партнеров, компании «Мастер Шоу». Провести на неподготовленной открытой площадке концерты такого масштаба, где выступают совершенно разные по стилю команды, действительно тяжело. Несмотря на сложные исходные данные, они справляются.

У того же «Сотворения мира» было больше технических возможностей – там было две сцены, и техники могли спокойно подготовить площадку к выступлению следующего исполнителя. Мы тоже думали поставить две сцены, но пока эта идея не была реализована в силу ограниченного пространства площадок Кремля.

Сколько по времени занимает подготовка Kremlin LIVE?

— Подготовка следующего фестиваля так или иначе ведется практически год.

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

Продюсерский центр JIVE какую роль играет в организации фестиваля?

— Продюсерский центр и фестиваль были созданы параллельно. Когда мы поняли, что ходим делать фестиваль, возникла необходимость в организационном ресурсе – и на базе группы JIVE вырос продюсерский центр.

Какие проекты сейчас ведет продюсерский центр, помимо Kremlin LIVE?

— В основном мы занимаемся музыкой. Сейчас продюсируем новый ethno-world проект ALMA, воплотивший в себе этнические мотивы народов России в сочетании с актуальным саундом и современными музыкальными тенденциями. Я бы хотел, чтобы этот коллектив стал нашим самым крупным проектом. Мы представим этот проект на Kremlin LIVE в нынешнем году.

— Как возникла идея проекта?

— Мы сами создали этот проект, это была наша идея. Казань — большая деревня, в самом лучшем смысле этого слова. Здесь все творческие люди знают друг друга. Если нужно кого-то найти, то просто киньте клич по друзьям, и нужный человек, музыкант, автор обязательно найдется. Хотя если говорить о выборе, то в Москве он значительно шире, но и у нас есть талантливые люди.

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

— В Татарстане есть фестиваль «Созвездие» – там очень много талантливых ребят. Есть и другие конкурсы. Не планировали наладить сотрудничество с ними?

— В этих конкурсах принимают участие совсем молодые ребята. Для профессионалов все же должна быть определенная планка по возрасту. Мы же не можем ездить на гастроли с 12-летним ребенком. Одно дело – талантливый ребенок, который удивляет и поражает, а другое – взрослый человек, который сознательно думает, что он будет профессионалом своего дела. Я сторонник работы с профессионалами, которые твердо и четко знают, чего они хотят, и как будут развиваться.

Каким проектам вы отдаете предпочтение и почему?

— Мы ищем новые и интересные звучания, талантливых исполнителей с хорошими исходными данными, которые в будущем смогут многого достичь. На базе продюсерского центра JIVE собираются люди со свежими мыслями.

Мне кажется, что современная музыка в кризисе. После смерти Майкла Джексона, когда на концерте в его честь его песни исполняли современные артисты, это выглядело, мягко говоря, не на уровне. Разница с исполнением Майкла колоссальна. Мне кажется, что поп-музыка должна состоять из громких имен и талантов, таких как Стинг, Джордж Майкл и Майкл Джексон. Но по большей части у нас все ограничивается рамками шоу-бизнеса – люди ведь и так слушают и платят деньги, зачем стараться, искать и продвигать супер-звезд.

Валерий Коротков: «Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого»

— Как вы работаете с ребятами, которых продюсируете?

— Мы не работаем, а трудимся, творим, делаем проект. Все очень просто. Мы с продюсером Инной Городецкой и талантливым композитором и мультиинструменталистом Радиком Салимовым собрали команду из молодых, но уже известных казанских музыкантов. У меня как у продюсера есть определенное видение, и я задаю направление. А дальше на эти кости наращивается живительное мясцо – ребята творят.

— У вас есть успешные проекты, которые уже можно пустить в свет?

— Считаю, что группа JIVE — достаточно успешный проект как продукт. Кроме того, у нас есть несколько электронных проектов, которые мы делали с известным казанским ди-джеем Art aka Jai.

Ели вернуться к фестивалю – не планируете изменить его форму, например, сделать его кочующим?

— Не думаю, что в этом есть смысл. Эта идея есть у нас уже года три. Но мне очень нравится Татарстан и Казань, и я хотел бы заниматься проектом здесь. Идея не в том, чтобы транслировать фестиваль еще куда-то. Идея в том, чтобы сделать Казань и Татарстан лучше. Если фестиваль переедет, этого не будет. Если я увижу, что Kremlin LIVE неинтересен зрителям или республике, то можно будет подумать о создании нового проекта или перемещении старого.

Елена Орешина
Фото: Роман Хасаев
Понравился материал? Поделись в соцсетях
9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марина
УРА! обязательно приеду в Казань на Кремлин Лайв. В прошлом году были — впечатлений масса.
0
0
Ответить

Юра
хотел написать — а где билеты купить можно? А фестиваль-то бесплатный. Спасибо за приятную новость
0
0
Ответить

Леня
вот всегда хотел узнать кому сказать спасибо за кремлин. Теперь знаю. СПАСИБО ВАЛЕРА! Низкий поклон от ценителей джаза.
0
0
Ответить

я
приду!
0
0
Ответить

крис
Круто! Казань рулит. Неожидал от своего родного города. Даже в мск такого нет
0
0
Ответить

из Саратова
Завидую Казани
0
0
Ответить

Стас
Валера, ты очень крут! Сил тебе!
0
0
Ответить

Яна
Ура! Снова этот замечательный праздник современного искусства будет в нашем городе! Ждём с нетерпением!
0
0
Ответить

катя
Вот уже несколько лет подряд я прихожу на этот фестиваль вместе с друзьями…это великолепно.спасибо вам огромное)))
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite