«Чтобы в Челнах появились бакланы, у стадиона «КАМАЗ» должна быть крыша»

foto_2
Первая часть большого интервью за футбольную жизнь с Тимуром Феоктистовым,
заместителем генерального директора по развитию ФК «КАМАЗ» — второго по
популярности футбольного клуба Татарстана

Первая часть большого интервью за футбольную жизнь с Тимуром Феоктистовым, заместителем генерального директора по развитию ФК «КАМАЗ» — второго по популярности футбольного клуба Татарстана.


Александр Егоров — Казань

Первенство России-2017/18 среди клубов зоны «Урал-Приволжье» профессиональной футбольной лиги – первый полноценный сезон для новой команды менеджеров футбольного клуба «КАМАЗ», которая заступила на хозяйство зимой этого года. О спортивных достижениях «автозаводцев» пока говорить рано – турнир в самом разгаре, но вот на первое место по посещаемости домашних матчей «КАМАЗ» в своей зоне вышел: на трибунах стадиона в парке «Гренада» собирается в среднем по 1 350 зрителей на каждую игру. Хороший повод попросить Тимура Феоктистова, который отвечает за маркетинг в челнинском клубе, прокомментировать этот факт.

«Хотим, чтобы челнинские мальчики мечтали играть в «КАМАЗе»

— Тимур, как оцените эту цифру?

— В прошлом году на стадион ходило в среднем меньше тысячи, значит, динамика положительная. Мы, будучи сотрудниками клуба, благодарны болельщикам, которые приходят на наши матчи, смотрят наши трансляции, следят за нами в социальных сетях и отмечают положительные изменения в ФК «КАМАЗ». Но при этом надо понимать, что посещаемость – не сиюминутный показатель, а долгоиграющая история. «КАМАЗ» лихорадило лет десять, клуб практически не вел работу по маркетингу, эмоциональная связь с болельщиками оказалась разрушенной – отсюда сегодняшние цифры. В одночасье количество зрителей на трибунах в разы не увеличишь. Болельщика нужно растить, уважать и любить.

— Каким образом?

— Известно, что пристрастие подростка к тому или иному футбольному клубу происходит в 12-17 лет, обычно через родителей или друзей. Но любовь ребенка еще надо завоевать. Большие зарубежные клубы делают это звездами, качественными трансляциями. Мы можем это делать воспитанием местного патриотизма: «КАМАЗ» – наш родной челнинский клуб, у него интересная история, которая неразрывно связана с городом. Это уникальный базис для того, чтобы заинтересовать футболом жителей Челнов разных возрастов и вернуть их на трибуны нашего стадиона.

foto_2

— «Один город — одна команда» — это про вас?

— Более того, у нас в девизе есть слова: «Поддержи своих!» А еще мы пытаемся реализовать проект, в котором футбольному клубу «КАМАЗ» отводится роль вершины городской футбольной пирамиды. Хотим, чтобы у челнинского мальчика, который так или иначе причастен к футболу, была мечта играть в «КАМАЗе».

— Сколько футбольных школ в Челнах?

— Три. Плюс 50 общеобразовательных школ, в которых нам хотелось бы видеть футбольные секции. Во многих школах они есть, в городе существует школьная футбольная лига, с которой клуб взаимодействует. Система есть, в нее ребенок попадает в семь лет. И не верьте тем, кто призывает вас отдавать детей в футбольные школы в три года, обещая при этом, что из вашего сына совершенно точно вырастет профессиональный футболист. Осознанно дети начинают играть в футбол лет в семь-восемь, все, что до этого – лишь общефизическая подготовка. С 7 до 14 лет ребенок получает базовые футбольные знания. И лишь после 14 лет тренеры начинают доводку юноши, чтобы на выходе получить специалиста высокой квалификации, способного играть в любом клубе.

— Если до 14 лет не уедет из Челнов в Москву или Казань, что происходит с завидной регулярностью. И это тоже система российского футбола: самые способные уезжают в ведущие футбольные школы страны – добавим в список еще Краснодар и Питер. Так что над вашей пирамидой есть еще одна, покруче.

— Клубы-доноры и клубы-реципиенты в футбольной индустрии были, есть и будут. Казалось бы, донорам логично было бы держать парня дома до 17-18 лет, чтобы затем продать подороже, но футбол в России устроен так, что родителям проще увезти ребенка в Москву в 14 лет, чтобы он там продолжил свое футбольное образование. В противном случае велика вероятность, что он будет потерян для футбола, поскольку единых методик, стандартов и финансирования во всех футбольных школах страны не существует. И здесь интересы клуба-донора и футболиста с родителями расходятся.

«Зарплаты наших игроков — от 30 до 60 тысяч рублей. И это нормально для ПФЛ»

— Школа, представляющая «КАМАЗ» на обязательных детско-юношеских турнирах, находится при клубе?

— Нет. Проблема в том, что в какой-то момент произошло разделение – юридическое и финансовое – детской школы и основной команды ФК «КАМАЗ». И мы сейчас формируем стратегию и план, чтобы академия и клуб имели общую модель управления и игровую модель – для того, чтобы в основной и молодежных командах играло максимальное количество воспитанников челнинского футбола. Но сейчас мы пока лишь оплачиваем участие команд школы в турнирах.

foto_3

Ближайший резерв «КАМАЗа» выступает в чемпионате Татарстана, а более молодой состав играет в первенстве республики среди команд Первой лиги.

— Каков бюджет ФК «КАМАЗ»? И каковы источники средств?

— Бюджет сформирован таким образом, чтобы клуб и команда могли планомерно развиваться и не испытывать трудностей и проблем, составляет он немногим более 50 миллионов рублей. Что касается источников, то мы пытаемся реализовать модное нынче частно-государственное партнерство. Футбольную инфраструктуру частные компании не потянут, а вот на то, чтобы содержать команду, экипировать ее, организовать учебно-тренировочный и соревновательный процесс, платить зарплаты, коммерческие структуры вполне могут дать денег.

— И кто же вам их дает?

— Якорные партнеры ФК «КАМАЗ» — «Ак Барс Банк» и «Эфес».

— Какие зарплаты у футболистов «КАМАЗа»?

— От 30 до 60 тысяч рублей — обычные суммы для игроков ПФЛ. Плюс премиальные за победы, которые градуированы в зависимости от соперника.

— Цифры очень разнятся с теми, что мы слышим относительно игроков РФПЛ. Но и они выше, чем зарплаты большинства россиян.

— Профессиональных футболистов у нас в стране не так уж и много — дай бог, три тысячи человек. Что касается зарплат в РФПЛ, то я бы, конечно, предложил ограничить ее. Пока государство субсидирует футбол, оно имеет право на такие ограничения. А если футболисты хотят зарабатывать больше, пусть едут в Европу — это будет полезно для их профессионального роста и сборной России. Второй момент — жесточайший лимит. Я бы предложил разрешить в клубах РФПЛ только трех иностранцев-суперзвезд, но с неограниченной зарплатой. Плюс к этому — обязательное присутствие на поле молодых футболистов и наличие в заявке собственных воспитанников с потолком зарплат, чтобы клубы не уводили игроков друг у друга, используя финансовые механизмы. Зная, что в «Спартаке» он будет получать столько же, сколько и в «Зените», футболист будет переходить из клуба в клуб не за длинным рублем, а за профессиональным ростом.

На картах Apple до сих пор можно увидеть стадион «Белый медведь»

— Расскажите про историю с переименованием стадиона «КАМАЗ». Клуб сам ее запустил? И удалось ли вам добиться того, чего хотели?

— Это была совместная акция нашего клуба и компании «Эфес». Определенный маркетинговый PR-эффект от этого проекта мы получили. Более того, на картах Apple до сих пор можно увидеть стадион «Белый медведь».

foto_4

— Насколько выросло внимание к клубу?

— Эта история – разовая, хотя определенный шум и то внимание, которое мы получили, нас вполне устроили. Но наша задача – постоянно быть интересными публике. Обратите внимание, мы постоянно генерируем контент, который цепляет людей. Это и ролик про судью, который ищет невесту, перед матчем с «Ладой», и наша программа «Мяч-ТВ» – пародия на главный спортивный телеканал России. У нас неплохой дизайн, иногда мы делаем удачные посты. Мы – ребята с юмором и со вкусом. И в «Твиттере» себя довольно активно ведем, шутим над своими соперниками, подкалываем любимый футбольный клуб «Муром», который использует наш логотип в качестве своего.

foto_5

— Баттлы футбольных клубов в «Твиттере» — это уже не новость.

— Да, но… Когда это делает «Зенит» — это «Вау!», а когда команда низшего дивизиона — проходит бесследно, хотя юмор ничуть не хуже. Правда, есть клуб ФНЛ «Енисей», который в «Твиттере» весьма популярен. Но у нас – свой стиль и способ подачи контента.

— Только пока без бакланов.

— Чтобы бакланы появились, стадиону нужна крыша, и мы сейчас озадачены тем, чтобы модернизировать нашу арену, сделать ее более комфортной для болельщиков. Думаем, это даст существенный прирост посещаемости. Согласитесь, футбольная инфраструктура в стране, за исключением новых арен, осталась в прошлом веке, а если и модернизируется, то без учета нашего климата, необходимых технических моментов для комфортного проведения футбольных матчей, для зрителей и для служб, которые эксплуатируют стадион в это время.

— Вы планируете обогрев трибун?

— Вряд ли, все-таки это дорогое удовольствие. Нам бы козырьками трибуны закрыть. Практика показывает, что в футболе всего сразу не бывает. Это касается и строительства команды, и строительства инфраструктуры, и выстраивания системы работы клуба. Даже Галицкий, прежде чем построить свой стадион и базу, прошел какой-то путь. Поэтому говорить о том, что мы завтра сделаем новый стадион, я не буду. Во-первых, это колоссальные суммы, во-вторых, если деньги появляются, их нужно тратить с умом. Первый этап – укрыть зрителей от осадков, второй – модернизация трибун, которые сейчас, по сути, являются временными конструкциями, и реализация коммерческого потенциала арены: открытие магазина атрибутики, точек общепита. Все это требует и денег, и времени, и мы для себя некоторые якорные точки расставили.

— Парк «Гренада» находится на земле города, который в числе соучредителей клуба, значит, есть возможность привлечь средства инвесторов для развития этого места и для того, чтобы сделать футбол частью городской культуры.

— Да, в Набережных Челнах есть возможность сделать так, чтобы город жил футболом: «КАМАЗ» в этом плане, в отличие от того же «Рубина» в Казани, не имеет конкурентов, мы конкурируем в большинстве своем только с кинотеатрами и общепитом. А если учесть, что для полумиллионного города и миллионной агломерации инфраструктура развлечений в Челнах недостаточна, наши планы сделать футбол праздником небезосновательны. Но в первую очередь людям надо создать комфортные условия на стадионе.

foto_6

— Вернусь к городской футбольной пирамиде. Игроки «КАМАЗа» мастер-классы для юных футболистов проводят?

— Да, конечно. Сейчас в наших планах — заняться более тесным взаимодействием со Школьной футбольной лигой. А еще у нас с нашим спонсором есть серьезный проект по созданию академии фанатов, мы пытаемся его сделать уникальным для российского футбола. Не секрет, что активных болельщиков большинство населения в России воспринимает в негативном свете. Мы же хотим эту фан-академию сделать веселой и познавательной, чтобы люди узнали футбол и историю своего клуба получше, нашли друзей и могли поддерживать любимую команду в рамках действующего законодательства.

— Как вы относитесь к появившемуся в Зеленодольске «Анжи Юниору» – клубу — антиподу «КАМАЗа», который появился из ниоткуда и, похоже, скоро уйдет в никуда?

— Я рад появлению любых футбольных клубов, но огорчаюсь, когда они пропадают через полгода. Мы потеряли очень много футбольных клубов с развалом СССР. И это очень печально, потому что вопрос массовости очень важен: чем больше клубов, школ, полей, тем лучше для футбола. Не все сделают себе профессиональную карьеру, но приток потенциальных кандидатов в сборную будет существенным. Национальная сборная – это квинтэссенция всего нашего футбола, весь смысл существования футбольной инфраструктуры страны, в том числе и Профессиональной футбольной лиги – вырастить качественных профессиональных футболистов и сделать сильнее сборную России. И роль ПФЛ в этом процессе, на мой взгляд, сильно недооценена.

Во второй части интервью, которое мы опубликуем чуть позже, Тимур Феоктистов раскритиковал распространенный тезис о бессмысленности ПФЛ и поделился своими идеями о том, как реформировать эту самую большую футбольную лигу мира. Следите за нашими публикациями.


Читайте также: Тренер «Рубина-2003»: К нашим игрокам есть интерес, но мы объясняем, что спешить не стоит


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *