«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

«Не важно
Почему традиционные СМИ будут жить и на кого работают Телеграм-каналы.

Медиаменеджер и социальный технолог Ярослав Муравьев рассказал KazanFirst, почему важно отслеживать общественное мнение в соцсетях, а анонимные Телеграм-каналы не являются независимыми и какое будущее у традиционных СМИ.

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

— Что сегодня представляет собой система распространения информации? Какое место в ней занимают традиционные СМИ, а какое — социальные сети?

— Если вспомнить историю, то раньше, чтобы донести информацию, властям достаточно было выслать на улицы глашатаев. С развитием цивилизации и появлением других задач этого стало недостаточно. Информация превратилась в важный инструмент при принятии решений, построении стратегий. Поэтому следующим циклом стало появление средств массовой информации — газет, радио, телевидения. Потом образовались электронные СМИ, а вместе с ними и альтернативные источники информации — лидеры мнений, которые стали говорить: «Вот эта информация в СМИ правдивая, а вот эта — нет».

Сейчас мы находимся на новом этапе, потому что появление такого инструмента, как социальные сети, принципиально изменило ситуацию. Теперь поток информации двусторонний. Чем соцсети отличаются от, например, электронных СМИ? Соцсети — это такая коммуникационная площадка, где люди получают все: и общение, и видеоконтент, и музыку, и новости. Стратегия всех соцсетей — собрать максимум сервисов в одном месте. В этом смысле «ВКонтакте» является серьезным примером. 

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

Кроме того, сегодня можно заметить следующую позицию населения: «Зачем мне заходить в СМИ? Если что-то произойдет, я об этом точно узнаю в соцсетях». Крупные группы и паблики дают возможность получать оперативно любую информацию. Особенно они актуальны в небольших городах, потому что содержать там СМИ очень сложно. Имеющиеся СМИ зачастую находятся при крупных организациях либо при руководстве муниципалитета. Это дает серьезные ограничения в контенте. В этом смысле соцсети, крупные паблики становятся точкой обсуждения и источником информации. Люди им доверяют.

— То есть люди охотнее доверяют соседу, который отписал в группе, чем эксперту в СМИ?

— Если говорить про Россию, на повестку СМИ сильно влияет государство. Получается, что большую часть дискуссий и острых тем просто «выдавили». Люди же живут в реальном мире и сопоставляют написанное и реальность. Начинают злиться. 

По нашим подсчетам, из всех социальных сетей 85% татарстанцев выбирают «ВКонтакте». Но это не мешает им присутствовать и в других соцсетях. Особенно это заметно в малых городах. Причем если пять лет назад говорили, что «ВКонтакте» сидят дети, то сегодня это не так. Основная аудитория новостных групп — старше 30 лет. Это взрослое население. Сам «ВКонтакте» развивается, дает больше функций. 

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»
«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»
«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

Несмотря на это, многие дискуссии по резонансным темам «зажимают» и в соцсетях и обсуждение переходит в анонимные мессенджеры.

— Если в ситуации со СМИ технология «выдавливания» острых тем понятна, то как это возможно сделать в соцсетях? 

— В соцсетях ты не анонимный источник. Это вызывает излишнее внимание к конкретному человеку, острую реакцию со стороны чиновников, бизнес-структур. Есть конкретный адресат, с которого можно спросить за то или иное высказывание. Так и появился интерес к анонимным мессенджерам, в которых технически невозможно вычислить источник. 

— «ВКонтакте» — это надолго?

— Рост у «ВКонтакте» огромный. Я не исключаю серьезную трансформацию соцсетей, что они будут давать новые сервисы как для СМИ, так и для властей. Последние, кстати, получают возможность общаться там со своим населением. Ведь людям гораздо удобнее пожаловаться на что-то на своей личной странице, чем пойти на специальный сайт.

Крупные коммерческие компании уже успешно пользуются этим. Они создают сервисы, интегрируются с социальными сетями и делают специальные проекты, отвечают на жалобы. В этом смысле деваться некуда, поэтому муниципалитетам придется обращать на это внимание. Отмазка «Идите жалуйтесь в «Народный контроль» уже не работает, потому что пойдет волна негатива в социальных сетях. 

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

Тем не менее при всей продвинутости пользователей Татарстана по-настоящему крупные компании все равно базируются на классических маркетинговых инструментах. Для них билборд, размещение на радио и местном телевидении являются главными. И это проблема. 

— Почему татарстанские чиновники закрыты от коммуникации с населением с помощью социальных сетей? В то время как президент республики Рустам Минниханов, напротив, активно продвигает идею открытости и сам является активным пользователем соцсетей?

— Есть какой-то закон, регламентирующий присутствие чиновников в социальных сетях. Там есть определенные ограничения. Но должен сказать, что большинство молодых татарстанских чиновников, так или иначе, транслируют информацию в социальных сетях. Для старшего поколения пока это тяжеловато. Но каждое ведомство какой-нибудь аккаунт все же ведет либо мониторит социальные сети. В ведомствах для этого появляются специальные люди или у пресс-секретарей добавляются функции. 

Соцсети для властей — удобнейший инструмент по уменьшению негатива и повышению лояльности к ним. 

— В свое время, когда только появился, «Твиттер» был популярной у татарстанцев площадкой. Что сейчас с ним происходит в Татарстане?

— Интерес к нему угасает. Это связано с малым количеством, да еще и непонятным сервисом. Интересного контента для Татарстана там нет. Тусовка из 300-400 человек, которая и так друг друга знает. Те, кто там два-три года назад был активным спикером, ушли и теперь просто переписываются время от времени. Это также связано, как я уже говорил, с тревожностью по поводу того, что виден конкретный адресат. Люди начинают думать: «Зачем мне это надо, пойду лучше на кухне об этом поговорю». И как сервис «Твиттер» не развивается. 

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

— А что с другими соцсетями? Чем еще интересуются татарстанцы?

— Второе место в республике у «Инстаграма». Но здесь немного другая аудитория. Изначально он был чисто девчачьим. Это место, где можно транслировать свою жизнь и смотреть за чужой.
Если года два назад новостная или общественно-политическая повестка в «Инстаграме» казалась бредом, то сегодня уже и такие проекты имеют свою аудиторию. 

Третье место — у «Одноклассников». Там более взрослое население. Наиболее активны Набережные Челны, Альметьевск. 

Чуть меньшим спросом пользуется «Фейсбук». Связано это с тем, что в соцсети люди идут по большей части за развлекательным контентом, а у «Фейсбука» развлекательных сервисов не так много. «Фейсбук» — про личное общение. Туда татарстанцы приходят за экспертами, партнерами вне республики. Для распространения информации он не очень подходит.

— Давайте подробнее остановимся на мессенджерах, которые буквально за пару лет набрали бешеную популярность. 

— «Ватсап» пока популярнее «Телеграма» в Татарстане. По функционалу между ними разницы нет, но так сложилось, что «Ватсап» используется для групповой переписки. Редко можно встретить группу класса или семейную группу в «Телеграме». 

«Телеграм» — площадка более деловая, бизнесовая. Ну, конечно, продвигает тренд на анонимность. Источники, претендующие на эксклюзивность и инсайд, — все в «Телеграме». Формулировки в СМИ «как сообщил Телеграм-канал», я вижу как минимум два-три раза в неделю. Год назад я не мог представить подобное. 

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

— Каков процент правды в анонимных каналах?

— В последнее время я отписался от многих каналов или поставил их на беззвучку. Контент за последние полгода сильно ухудшился. Изначально, когда дискуссионную повестку вытеснили из СМИ, а потом и из соцсетей, группа людей, в частности журналистов, раскачала эту тему в «Телеграме». Татарстанский «Телеграм» появился, когда появилась группа «Неудаща». Это огромное количество скорее эмоциональных, а не экспертных заявлений. 

Написать можно что угодно. Важно понимать одно — к каждой информации нужно относиться критично. И определять, где там правда, а где неправда, каждый должен сам для себя. 

Нужно просто идти в это же поле, поставлять свою информацию и разъяснять негативную повестку. Люди хотят, чтобы с ними общались по-человечески. 

— Разве людям когда-нибудь будут поставлять правдивую информацию?

— Не надо относиться к власти как к некому злому элементу. Все зависит от нас. Мир меняет не протест. Мир меняет ежедневная и серьезная работа по изменению мира вокруг себя. Протесты приводят лишь к расколу и конфликтам. 

Но, к сожалению или к счастью, дистрибуция информации — это бизнес. И кто в этом бизнесе эффективен, кто готов продвигать свою информацию, тот и будет в лидерах. Соцсети и мессенджеры — это всего лишь инструменты. 

— Хорошо или плохо, что «Телеграм» анонимен?

— Если говорить глобально, я против анонимности в интернете. Я считаю, чтобы интернет развивался, он должен быть открыт. Но с позиции обычного человека и пользователя очень даже интересно читать — рождается интрига. Если бы СМИ не были так зажаты, то и не получилась бы история с анонимностью. 

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

Так или иначе, нет ни одного источника информации, который бы не имел определенной задачи. Не важно, анонимный он или нет, кто-то формирует в нем повестку под какие-то свои интересы. Любое независимое СМИ играет на кого-то — есть редактор, заказчик, инвестор. Но полярность мнений — это важно. 

— Павел Дуров создал «Телеграм», чтобы отомстить «ВКонтакте»?

— Дуров — талантливый IТ-инженер. Не думаю, что речь о мести. На «ВКонтакте» он много заработал, стал мультимиллионером с его помощью. Продав его, не важно — под давлением или нет, он просто придумал новый продукт. Дуров — человек мира.

— Вероятность блокировки «Телеграма» есть?

— Блокируется не «Телеграм», а доступ к нему операторов связи на территории России. А в современном мире — это бред. Все технологии позволяют продолжать им пользоваться. Я не исключаю, что Дуров продаст и этот проект. Уверен, у него есть масса проектов. Взять даже криптовалюту. 

— «ВКонтакте» или «Телеграм»?

— Разные инструменты. Нельзя сделать выбор. Если бы нужно было оставить основные, я бы оставил «Телеграм», «Инстаграм» и ВК. 

«Не важно, анонимный источник информации или нет, кто-то формирует в нем повестку»

— Какое будущее у СМИ? Из всего, что было сказано, получается, что достаточно пары редакций, в которых новости будут писать боты, а пара журналистов — расширенные материалы и интервью. Зачем же нам тогда так много изданий сегодня?

— Сложный вопрос. Я с начала года думаю, к чему мы идем. Никто не отменит СМИ как производителей контента. Соцсети — это всего лишь инфраструктура. Мы понимаем, что в определенный момент можем просто закрыть все сайты, газеты, создать страницы и транслировать туда всю эту информацию. Базовые новости уже может писать робот, но журналистика — это не только про новости, а еще и про детальное описание событий, подготовки интервью. 

Мир станет сильно меняться. В интернете будет все: звонки, музыка, создание проектов, заказ такси, управление пенсией, управление домашней техникой. Это, кстати, может отменить момент анонимизации. Мы все будем под своим четким именем. 

— А вы сами давно телевизор смотрели?

— Постоянно смотрю. Я фанат телевизора. Прихожу домой, включаю сериалы, которые идут, и смотрю. Очень рекомендую сериал «Спящие» на Первом канале. Если есть возможность не заходить в интернет, я не захожу. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *