«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

Что нужно знать, чтобы стать имамом мечети в Татарстане.

Общество 08:19 / 13 августа 2018
5

В Татарстане насчитывается около 1 500 мечетей. Все они были в основном построены во время религиозного возрождения в республике. Раньше люди возводили мечети, не особо задумываясь о вопросах их содержания. Поэтому сегодня 50 мечетей в республике не имеют своих постоянных имамов. Тем не менее у 15% приходов имамы старше 80 лет, а у более 50% - старше 60. 

Тем временем ежегодно Российский исламский институт в Казани выпускает около 300 молодых специалистов. Что их ждет, если они решат возглавить мечеть, какая сегодня зарплата у имамов и какую системную проблему решает духовенство Татарстана? Об этом в интервью KazanFirst рассказал ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института Рафик Мухаметшин.   

- Как сегодня выглядит путь у человека, который решил стать имамом мечети и достиг своей цели?

- У всех этот путь индивидуальный. Нельзя сказать, что есть какие-то общепринятые для этого нормы. У нас в стране 85 Духовных управлений мусульман. Не все они поддерживают контакты между собой. Не все эти духовные управления поддерживают отношения с исламскими учебными заведениями. Какие-то централизованные мусульманские организации не особо хотят, чтоб у них работали выпускники каких-то учебных заведений. Здесь очень много факторов накладывается, поэтому не так просто вывести единую схему того, как стать имамом мечети. 

- Но давайте попробуем. 

- Если мы возьмем выпускника школы, то он поступает учиться к нам - в Российский исламский университет или в одно из мусульманских учебных заведений России, где и готовят имамов. В принципе за четыре года в вузах они получают уровень бакалавриата, а в медресе за три года так же получают неплохие богословские знания. Для выпускников исламских учебных заведений, если они хорошо учились, если у них правильная мотивация (в смысле если они готовы служить своей религии), есть возможности для трудоустройства. 

В исламские учебные заведения все приходят с четко определенными целями в жизни. Поэтому после его окончания, естественно, не все пойдут работать имамами. Тем более у имама, особенно в деревне, нет стабильной зарплаты, нет системы социальной защиты и т. д.

У нас в вузе нет проблемы с трудоустройством наших выпускников религиозного направления. Кстати, в нашем Российском исламском институте около 60% студентов из других регионов страны, из Татарстана только около 40%. У нас в вузе представлены учащиеся из 45 субъектов России. Поэтому на самом деле наш вуз является федеральным учебным заведением, у нас учатся практически из всей Центральной России. Поэтому в основном все централизованные религиозные организации, а также отдельные мечети к нам обращаются за кадрами для своих приходов. Есть разные предложения: имам городской мечети с приличной зарплатой, имам сельской мечети с неопределенной зарплатой, имам мечети, которую строят меценаты, готовые содержать имама, и т. д.

В принципе в России сегодня около 80 учебных мусульманских заведений. Этого, я думаю, достаточно для подготовки кадров для 8 000 мечетей России. Из них больше 10 - это вузы и медресе. У нас в Татарстане девять медресе. В Центральной России не так много медресе - всего около 10. У нас теоретически есть учебные заведения, где можно обучать имамов. 

- Значит, проблем с мечетями у будущих имамов нет?         

- Вопрос заключается в том, что на самом деле не хватает имамов в небольших населенных пунктах. В Татарстане эта проблема тоже есть, несмотря на то, что у нас девять медресе и два вуза. Мы уже давно могли бы решить проблему подготовки кадров - у нас вместе с заочниками учится около 3 000 человек, выпуск - около 300 человек. Но в силу многих причин, в первую очередь из-за неопределенности в зарплате и отсутствия каких-либо форм социальной защиты, не все выпускники идут работать имамами. Поэтому проблема обеспечения кадрами в мусульманских приходах должна иметь четкие ориентиры. Это комплексная проблема. 

- Объясните подробнее, в чем вы видите эту проблему? 

- Учебные заведения могут выпускать сколько угодно высокопрофессиональных специалистов, но если им ДУМ и в мечетях не предлагают достойные условия, они уйдут в другие сферы. В ДУМ РТ сейчас мы пытаемся ввести системную работу в этом направлении. У нас 1 500 мечетей. Мы имеем детальную картину по ним: где она расположена, есть ли имам и сколько ему лет, какое у него образование, есть ли в населенном пункте другая мечеть, школа, медресе и детский сад, сколько человек из этого населенного пункта очно или заочно обучается в религиозных учебных заведениях. У нас около 15% имамов старше 80 лет. А около 50% - старше 60. Им надо готовить достойную замену. Это не только и не столько задачи медресе и вузов. Это касается и ДУМ РТ, мухтасибатов на местах, самого прихода. Не только учебное заведение, но и они должны планировать ротацию кадров, из своих населенных пунктов должны молодежь отправить учиться в религиозные учебные заведения, чтобы они, получив знания, вернулись домой. 

Нельзя питать иллюзию о том, что в деревню, которая не имеет никакой перспективы, приедет молодой имам и организует полноценную работу. Если он и приедет, то вряд ли там долго продержится в силу тех же объективных причин: быт, зарплата, отсутствие школы, детского сада и так далее. Есть у нас в Татарстане 50 условных населенных пунктов, которые зимой пустуют, только летом там появляются дачники. Но мечети в свое время там построили. Как их содержать и обеспечить имамами, вопрос так же непростой.


Наша справка 

Мухтасибаты - административная единица деления по районам Республики Татарстан. Сегодня в республике насчитывается 45 районов, которые практически совпадают с официальным районированием Татарстана (43 района).  Мухтасибы возглавляют имамы-мухтасибы, которые координируют деятельность всех имамов мечетей, располагающихся в границах их мухтасибов. 


- Какие есть механизмы поддержки имамов? 

- В последние годы появляются программы поддержки молодых и сельских имамов. Например, Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования централизованным ДУМ выделяет более 200 миллионов рублей на поддержку приходов и имамов.  В этом году, так же через этот Фонд, Совет по исламскому образованию России запустил грантовую программу по поддержке преподавателей и выпускников исламских учебных заведений. 18 миллионов рублей на конкурсной основе распределяются среди 100 победителей.

- Как у вас выстроена работа с мусульманскими общинами, которые решили построить мечеть в своей местности?

- Вопрос строительства мечетей сегодня тоже требует серьезного подхода. В 90-е годы во время религиозного подъема мечети строились без особого согласования с местными ДУМ. Сегодня к этой проблеме необходимо серьезно подойти со всех сторон: целесообразность мечети в данном населенном пункте, если уже существующие здесь пустуют или не полностью заполняются, есть ли соответствующий проект, отвечающий всем нормам шариата, предусмотрено ли жилье для будущего имама и место для обучения детей и взрослых в примечетных курсах. Если эти вопросы не решены, то необходимо приходу или меценату, желающему взяться строить эту мечеть, все это напомнить. Эти проблемы в любом случае появятся позже.  

- Что вообще значит мечеть в жизни мусульманина? Может ли мусульманская община обойтись и без неё? 

- Функции мечети очень широкие. Это не просто место для совершения молитвы. В дореволюционный период мечеть была центром махалли. И сегодня она должна выполнять широкие просветительские функции. Например, в Татарстане в 800 мечетях работают примечетные курсы, 30 000 человек получают знания по основам ислама. В этом году мы в 10 мечетях как пилотный проект запустили программу «Без татарлар», где помимо знаний основ ислама учащихся обучают основам татарского языка и истории. Этот проект мы уже в течение 10 лет реализовали в Российском исламском институте. Он пользуется огромной популярностью. 

- Кем для мечети является имам помимо того, что он стоит впереди во время молитвы и является примером при исполнении мусульманских ритуалов? Достаточно ли одного религиозного деятеля на одну мечеть?

- Имам, по сути, является организатором всей работы мечети и махалли. От интеллектуальных и организаторских возможностей имама многое зависит в этой местности, особенно в деревнях, где нет выбора места для посещения пятничной молитвы, учебного заведения. В деревнях настоящий имам - это и проповедник, и организатор работы по религиозно-просветительской деятельности, и психолог, и мусульманский судья, и медиатор, регулирующий какие-то семейные и бытовые конфликты.

КОММЕНТАРИИ (8)
Влад
НИ Имамов,НИ священников нам не надо. Их и так тут пруд пруди. Лучше в райцентрах построить обсерватории, по минимуму пусть даже оснащенные, да и учителей побольше. Тогда уровень жизни, и её качество значительно повысятся. Будет прорыв. А с ЗАО ДУМ РТ и с ЗАО РПЦ будет все как и сейчас, отсталость России многовековая. Мрак будет, грязь и нищета поголовная.
-1
ОТВЕТИТЬ
Руслан
С одной стороны вы рассуждаете правильно, то что хотите развития районов, но людям, в особенности татарстанцам нужна религиозная поддержка. А деньги на строительство обсерваторий наверное нужно выдернуть у некоторых зажравшихся чинуш, которые никакой пользы не приносят районам, в отличие от Имамов...
7
Влад
Научных, статистических данных о какой либо пользе от имамов и тому подобных для населения нет.И даже наоборот, там где больше религия (одна или две)представлена на конкретной территории, тем там беднее и замордованнее живут ее жители,на потеху власть имущим безропотно радуясь,всегда довольствуясь малым. Чинуши и имамы здесь они как две головы одной змеи,всегда поддержат друг друга и выдуманных их же предщественниками богов. В соседнем селе например, имам есть (и сотни лет были они там), а асфальта нет и газ не у всех. В США, например в Калифорнии, нет ни тех ни других, а есть там ВСЕ!!! ... Тут всегда власть и рада,любое действие в поддержку власти (самой себя!), выдать, представить за действие, решение в поддержку народа. Не ведитесь на это!
0
ОТВЕТИТЬ
МАНСУР
имамы да и сами мечети превратились в попрошаек .на улицах стоят люди с протянутыми руками точно так же и имамы и мечети городов сел это те же самые попрошайки Зайдите в любую мечеть что там увидите в первую очередь ящик для пожертвований даже внутрь не надо заходить ящик ждет уже вас на пороге некоторые прозорливые имамы вытаскивают этот ящик на улицу некоторые ставят в автовогзалах на рынках и т.д. это и есть протянутоя рука попрошайки .Во многом виноваты сами Имамы по то му что ничего не хотят делять бездельники даже на намазах их нет .В нашем городе на утренний намаз из пяти мечетей приходит на намаз только имам одной мечети по тому что сам ее построил в остальных 4 мечетях имамов на утреннем намазе нет они спят И конечно ДУМЕр тоже не хочет ни как менять ситуацию те же самые не хотят работать .И еще одно имамы как царьки у себя в мечетях ни кокого контроля за ними нет творят что хотят а вернее вообще не хотят ничего делать
8
ОТВЕТИТЬ
Нур
Ассаляму 'аляйкум. А женщина может быть имамом?
4
ОТВЕТИТЬ
Андрей
Влад не прав. США очень религиозная страна, она была основана религиозными фанатиками-колонистами. Во всех вузах есть теологические кафедры. Просто посмотрите соц.опросы про США. И при этом США богатая страна!
0
ОТВЕТИТЬ
Андрей
Бавария самая религиозная из земель ФРГ, и при этом самая богатая. А вот атеистический север Германии, пруссаки самые бедные! Примеров можно привести много. Влад, вы выросли на советских штампах и живете в своей реальности.
0
ОТВЕТИТЬ
Влад
Андрей, демогогией не надо заниматься. В США и в ФРГ множество религий, и не одна из них НЕ ЯВЛЯЕТСЯ официально и навечно утвержденной доминирующей, исключительной и поддерживаемой государством, другим в ущерб. А по факту здесь в России одна, официально и полуофициально и призванна служить для охраны культа несменяемого вождя,царя и т.п. Там, в свободных странах руководству можно быть и не верующими(яркий последний пример Испания),а быть например геями или лесбиянками,и не ходить под телекамеры в строго определенную церковь, выражая этим ей (и только ей) открытую поддержку (крестясь при этом иногда ЛЕВОЙ РУКОЙ). А Бавария и Штаты являются богатыми вовсе не потому что там много верующих(кстати по статистике количество верующих в Европе падает и церкви закрываются), а благодаря своему труду, развитым экономическим отношениям,свободному предпринимательству, работающим законам и сменяемой, избираемой власти. Ну конечно и народ там посмелее будет, не дает себя иметь, бастует и митингует - постоянно. Вы, например что-то, когда-нибудь, слышали о забастовке в Казани? А может быть сами бастовали или собираетесь это сделать?
0
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«При реализации проекта МСЗ не надо сильно апеллировать к европейскому опыту»

Проблемы экологии, накопленные за рубежом, превышают российские.

Общество 08:16 / 18 июля 2018
3

В интервью KazanFirst первый заместитель председателя Московского отделения Всероссийского общества охраны природы Роман Незовибатько рассказал, как можно контролировать работу мусоросжигательных заводов, почему не стоит слепо копировать все европейские технологии и боятся российского раздолбайства. 

- Жители Осиново предложили разработать электронную систему общественного контроля за выбросами МСЗ. Насколько это реализуемо? 

- Буквально на днях Государственная Дума приняла во 2-м чтении поправки в ст.67 7-ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Согласно изменениям, все крупные предприятия-загрязнители с 1 января 2019 года будут обязаны установить датчики постоянного мониторинга на все трубы, осуществляющие выбросы вредных веществ в атмосферу и сбросы в воду. В этот перечень предприятий, по заверению министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина, войдут и строящиеся мусоросжигательные заводы. 

- Как подобные механизмы работают? 

- Сама система работать будет. Вопрос лишь в том, чтобы у жителей был открытый доступ к данной информации. И это их вполне законное требование. Думаю, организовать это будет не сложно. Например, в Японии, в городах есть специальные табло, на которых сообщается информация об уровне выбросов, а также специальные сервисы в интернете.

- Еще одно предложение система непрерывного мониторинга атмосферного воздуха. Существует ли реализация подобных механизмов в России? 

- Нельзя пока это называть системой, но есть некоторые наработки в этом отношении. Вся информация берется с датчиков Росгидромета. Безусловно, количество таких датчиков не позволяет пока ей быть объективной. Кроме того, доступ к данной информации достаточно сложный. 

- А может быть предпринимались попытки автоматизировать данный процесс? 

- Да, в отдельных городах или через специализированные сервисы. Например, приложение для мобильного телефона «Эковизор», созданное красноярскими энтузиастами. Хотя охват территорий в нем пока небольшой. Однако на заседании экспертного совета министерства природных ресурсов и экологии министр предложил создать такой сервис, который бы позволил аккумулировать всю имеющуюся информацию по состоянию атмосферного воздуха в удобном и понятном для граждан формате.

- Противники МСЗ уверены, что ещё на этапе реализации проекта будут допущены нарушения и впоследствии это отразится на работе завода, а значит и экологии. Возможно ли контролировать эту работу? 

- Кроме государственного экологического контроля существует и общественный контроль. Необходимо выработать единую систему взаимодействия с надзорными органами региона, с подрядной организацией на каждом из этапов строительства с допуском общественников к инспектированию объектов строительства. Мы готовы в этом активно помогать.

- Одна из главных претензий общественников, что в Казани построят завод, как в стране третьего мира, поскольку производителям некуда девать оборудование. Вы согласны с этим утверждением? 

- Многие страны с передовыми экономиками и высоким качеством жизни, например, Нидерланды, США, та же Япония, которую я ранее приводил в пример, имеют на своих территориях такие заводы. Надо понимать, что МСЗ - это не просто сжигание, а снижение класса опасности тех или иных видов отходов. Увы, но 100% вторичной переработки мусора в сегодняшних реалиях потребительской цивилизации - это миф. К примеру, медицинские отходы обязательны к термическому обезвреживанию.

- Как в целом профессиональное сообщество экологов оценивает инициативу по строительству МСЗ в регионах России? Считаете ли вы подобные заводы опасными? 

- Объемы уже накопленного мусора, который после слеживания и перемешивания практически невозможно переводить на сортировку, нужно куда-то девать. Представьте, что складировавшийся ранее мусор практически не разделялся по классам опасности, поэтому единственный путь его обезвреживания - сжигание.

- Строители МСЗ в Татарстане уверяют, что на предприятии будут использоваться самые «чистые» технологии, по которым работают такие заводы в Европе. Насколько это реально в наших условиях?

- Объективность выбора тех или иных технологий должна быть очевидна для всех. Но в Татарстане, на мой взгляд, эта объективность выбора населению не доказана, поэтому и возникает такое протестное движение. Я предложил федеральному министру взять под личный контроль данную ситуацию и провести выездное рабочее совещание с привлечением всех заинтересованных сторон. Надеюсь, Дмитрий Николаевич серьезно отнесется к данной просьбе. 

Что касается европейского опыта, то я бы к нему так сильно не апеллировал, поскольку масштабы экологических проблем, накопленных нашими западными соседями, в десятки раз превышают российские. Тем не менее, нам необходимо выработать собственную систему контроля соблюдения технологических режимов. 


Читайте также: Уроки швейцарского: как устроена система обращения с отходами в Европе


- Как можно проконтролировать, соблюдается ли заявленная технология или нет?

- О введении автоматизации сбора данных о сбросах и выбросах как элементе государственного экологического контроля я уже сказал ранее. И граждане в рамках осуществления общественного контроля также имеют широкие возможности. Все возможные формы предусмотрены 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Поэтому нужно не пенять на якобы традиционные российские раздолбайство, бюрократизм, безответственность, а взять часть этой ответственности на себя, потому что гражданское общество требует не только гражданского контроля, но и гражданской ответственности. Лично я и Всероссийское общество охраны природы готовы помогать в формировании системы такого контроля в Татарстане.

КОММЕНТАРИИ (2)
Житель
Сказки про серого бычка... Инвестор даже проектную документацию по заводу в осиново показывать не хочет, ссылаясь на коммерческую тайну, о каком взаимодействии может идти речь, если он сам по отношению местным жителям ведёт себя высокомерно??? В овосе что представлен на ознакомления нет обоснований цифрам! И нет обоснования почему завод хотят построить рядом с жилыми массивами рядом с предприятиями пищевой промышленности над источником питьевой воды и через дорогу от заповедника???
4
ОТВЕТИТЬ
Люблю Казань
Ну почему рядом с людьми строят? построили дома для соципотечников и теперь мы должны из окон смотреть на трубы оргсинтеза и мусорки??? Нвплевать правительству на свой народ!!! Будем до конца бороться!!!
4
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое
самое читаемое
наверх