«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

«Нельзя питать иллюзию
Что нужно знать, чтобы стать имамом мечети в Татарстане.

В Татарстане насчитывается около 1 500 мечетей. Все они были в основном построены во время религиозного возрождения в республике. Раньше люди возводили мечети, не особо задумываясь о вопросах их содержания. Поэтому сегодня 50 мечетей в республике не имеют своих постоянных имамов. Тем не менее у 15% приходов имамы старше 80 лет, а у более 50% — старше 60. 

Тем временем ежегодно Российский исламский институт в Казани выпускает около 300 молодых специалистов. Что их ждет, если они решат возглавить мечеть, какая сегодня зарплата у имамов и какую системную проблему решает духовенство Татарстана? Об этом в интервью KazanFirst рассказал ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института Рафик Мухаметшин.   

«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

— Как сегодня выглядит путь у человека, который решил стать имамом мечети и достиг своей цели?

— У всех этот путь индивидуальный. Нельзя сказать, что есть какие-то общепринятые для этого нормы. У нас в стране 85 Духовных управлений мусульман. Не все они поддерживают контакты между собой. Не все эти духовные управления поддерживают отношения с исламскими учебными заведениями. Какие-то централизованные мусульманские организации не особо хотят, чтоб у них работали выпускники каких-то учебных заведений. Здесь очень много факторов накладывается, поэтому не так просто вывести единую схему того, как стать имамом мечети. 

— Но давайте попробуем. 

— Если мы возьмем выпускника школы, то он поступает учиться к нам — в Российский исламский университет или в одно из мусульманских учебных заведений России, где и готовят имамов. В принципе за четыре года в вузах они получают уровень бакалавриата, а в медресе за три года так же получают неплохие богословские знания. Для выпускников исламских учебных заведений, если они хорошо учились, если у них правильная мотивация (в смысле если они готовы служить своей религии), есть возможности для трудоустройства. 

В исламские учебные заведения все приходят с четко определенными целями в жизни. Поэтому после его окончания, естественно, не все пойдут работать имамами. Тем более у имама, особенно в деревне, нет стабильной зарплаты, нет системы социальной защиты и т. д.

«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

У нас в вузе нет проблемы с трудоустройством наших выпускников религиозного направления. Кстати, в нашем Российском исламском институте около 60% студентов из других регионов страны, из Татарстана только около 40%. У нас в вузе представлены учащиеся из 45 субъектов России. Поэтому на самом деле наш вуз является федеральным учебным заведением, у нас учатся практически из всей Центральной России. Поэтому в основном все централизованные религиозные организации, а также отдельные мечети к нам обращаются за кадрами для своих приходов. Есть разные предложения: имам городской мечети с приличной зарплатой, имам сельской мечети с неопределенной зарплатой, имам мечети, которую строят меценаты, готовые содержать имама, и т. д.

В принципе в России сегодня около 80 учебных мусульманских заведений. Этого, я думаю, достаточно для подготовки кадров для 8 000 мечетей России. Из них больше 10 — это вузы и медресе. У нас в Татарстане девять медресе. В Центральной России не так много медресе — всего около 10. У нас теоретически есть учебные заведения, где можно обучать имамов. 

— Значит, проблем с мечетями у будущих имамов нет?         

— Вопрос заключается в том, что на самом деле не хватает имамов в небольших населенных пунктах. В Татарстане эта проблема тоже есть, несмотря на то, что у нас девять медресе и два вуза. Мы уже давно могли бы решить проблему подготовки кадров — у нас вместе с заочниками учится около 3 000 человек, выпуск — около 300 человек. Но в силу многих причин, в первую очередь из-за неопределенности в зарплате и отсутствия каких-либо форм социальной защиты, не все выпускники идут работать имамами. Поэтому проблема обеспечения кадрами в мусульманских приходах должна иметь четкие ориентиры. Это комплексная проблема. 

«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

— Объясните подробнее, в чем вы видите эту проблему? 

— Учебные заведения могут выпускать сколько угодно высокопрофессиональных специалистов, но если им ДУМ и в мечетях не предлагают достойные условия, они уйдут в другие сферы. В ДУМ РТ сейчас мы пытаемся ввести системную работу в этом направлении. У нас 1 500 мечетей. Мы имеем детальную картину по ним: где она расположена, есть ли имам и сколько ему лет, какое у него образование, есть ли в населенном пункте другая мечеть, школа, медресе и детский сад, сколько человек из этого населенного пункта очно или заочно обучается в религиозных учебных заведениях. У нас около 15% имамов старше 80 лет. А около 50% — старше 60. Им надо готовить достойную замену. Это не только и не столько задачи медресе и вузов. Это касается и ДУМ РТ, мухтасибатов на местах, самого прихода. Не только учебное заведение, но и они должны планировать ротацию кадров, из своих населенных пунктов должны молодежь отправить учиться в религиозные учебные заведения, чтобы они, получив знания, вернулись домой. 

Нельзя питать иллюзию о том, что в деревню, которая не имеет никакой перспективы, приедет молодой имам и организует полноценную работу. Если он и приедет, то вряд ли там долго продержится в силу тех же объективных причин: быт, зарплата, отсутствие школы, детского сада и так далее. Есть у нас в Татарстане 50 условных населенных пунктов, которые зимой пустуют, только летом там появляются дачники. Но мечети в свое время там построили. Как их содержать и обеспечить имамами, вопрос так же непростой.


Наша справка 

Мухтасибаты — административная единица деления по районам Республики Татарстан. Сегодня в республике насчитывается 45 районов, которые практически совпадают с официальным районированием Татарстана (43 района).  Мухтасибы возглавляют имамы-мухтасибы, которые координируют деятельность всех имамов мечетей, располагающихся в границах их мухтасибов. 


— Какие есть механизмы поддержки имамов? 

— В последние годы появляются программы поддержки молодых и сельских имамов. Например, Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования централизованным ДУМ выделяет более 200 миллионов рублей на поддержку приходов и имамов.  В этом году, так же через этот Фонд, Совет по исламскому образованию России запустил грантовую программу по поддержке преподавателей и выпускников исламских учебных заведений. 18 миллионов рублей на конкурсной основе распределяются среди 100 победителей.

«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

— Как у вас выстроена работа с мусульманскими общинами, которые решили построить мечеть в своей местности?

— Вопрос строительства мечетей сегодня тоже требует серьезного подхода. В 90-е годы во время религиозного подъема мечети строились без особого согласования с местными ДУМ. Сегодня к этой проблеме необходимо серьезно подойти со всех сторон: целесообразность мечети в данном населенном пункте, если уже существующие здесь пустуют или не полностью заполняются, есть ли соответствующий проект, отвечающий всем нормам шариата, предусмотрено ли жилье для будущего имама и место для обучения детей и взрослых в примечетных курсах. Если эти вопросы не решены, то необходимо приходу или меценату, желающему взяться строить эту мечеть, все это напомнить. Эти проблемы в любом случае появятся позже.  

«Нельзя питать иллюзию, что в необустроенную деревню приедет молодой имам»

— Что вообще значит мечеть в жизни мусульманина? Может ли мусульманская община обойтись и без неё? 

— Функции мечети очень широкие. Это не просто место для совершения молитвы. В дореволюционный период мечеть была центром махалли. И сегодня она должна выполнять широкие просветительские функции. Например, в Татарстане в 800 мечетях работают примечетные курсы, 30 000 человек получают знания по основам ислама. В этом году мы в 10 мечетях как пилотный проект запустили программу «Без татарлар», где помимо знаний основ ислама учащихся обучают основам татарского языка и истории. Этот проект мы уже в течение 10 лет реализовали в Российском исламском институте. Он пользуется огромной популярностью. 

— Кем для мечети является имам помимо того, что он стоит впереди во время молитвы и является примером при исполнении мусульманских ритуалов? Достаточно ли одного религиозного деятеля на одну мечеть?

— Имам, по сути, является организатором всей работы мечети и махалли. От интеллектуальных и организаторских возможностей имама многое зависит в этой местности, особенно в деревнях, где нет выбора места для посещения пятничной молитвы, учебного заведения. В деревнях настоящий имам — это и проповедник, и организатор работы по религиозно-просветительской деятельности, и психолог, и мусульманский судья, и медиатор, регулирующий какие-то семейные и бытовые конфликты.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *