«Мне постепенно становится близка позиция Пелевина»

Как скандал с сериалом «Спящие» закалил режиссера.

Культура 09:52 / 6 сентября
5

Новый фильм Юрия Быкова «Завод» будет показан на Международном кинофестивале в Торонто. Перед поездкой в Канаду Быков посетил Казань - как он сам признается, город, с которым у него связана личная история. На этот раз Юрий Быков выступил с мастер-классом перед гостями Международного молодежного кинофестиваля.

До начала встречи зрителям показали первую картину Быкова - короткометражку «Начальник». Пока зал был занят фильмом, в холле кинотеатра режиссер рассказал KazanFirst о том, как на него повлияла история с сериалом «Спящие» и о своем скором литературном дебюте.

- Юрий, как думаете, почему некоторым людям приходит в голову мысль, что режиссер, снимающий фильм о проблемах России, не любит свою страну?

- Потому что эти люди считают, что проявление любви к России - это значит хвалить, поддерживать, замечать все только положительное. Есть такая проблема в педагогике: чтобы внушить ребенку ощущение самооценки, положительное отношение к себе, его нужно поощрять, больше замечать хорошее, меньше - плохое. Но мы говорим о воспитании человека. Когда речь идет об искусстве, то здесь надо понимать, что изначально это продукт. Гениально, не гениально - не важно. Ты можешь потреблять или не потреблять. Попытка привести культуру и социальную обстановку в стране к достаточно архаичным стандартам, когда мы видим только хорошее и ничего плохого, - это на самом деле невзрослая и нездоровая политика. Она основывается на страхе и панике от непонимания того, что нормальный взрослый человек живет с критикой и самокритикой. Тогда он развивается, иначе развитие невозможно.

- Чем вызвано такое поведение?

- Очень сложная геополитическая обстановка, много русофобских настроений на Западе. Защитная реакция. Наверное, нас в мире мало кто любит или по крайней мере нам доказывают, что нас могут не любить, и тогда мы пытаемся любить себя больше, компенсировать любовь. Это естественный процесс, к нему нужно относиться с пониманием. Тяжело жить в окружении критики и еще заниматься самокритикой, но бывают такие времена. Полностью отказаться от самокритики - это все равно что приходить домой, смотреть на руки после работы на земле и видеть - они черные, но говорить, что они чистые, не мыть их и садиться есть. Это глупо.

Говорить, что все, кто снимает критическое или проблемное кино, пишет книгу, не любят Россию - это, мягко выражаясь, невзрослое и опрометчивое высказывание. Так в основном говорят люди, не обладающие должным уровнем понимания человеческой природы и социальных процессов.

- В одном из интервью вы сказали, что с советских времен люди поменялись в лучшую сторону. Все верно?

- Конечно. Закон материи в развитии. Люди всегда чуть лучше, чем те, кто был до них. Разными темпами, но все развивается. Сейчас много молодежи, которая смотрит гораздо позитивнее. Все-таки Советский Союз - это некая идейная изоляция, некий затянувшийся социальный эксперимент. Каждое государство через подобный этап проходило и отказывалось от этого. Франция прошла в конце XVIII - начале XIX века, Германия - в середине XIX века, а Россия - только в XX веке. Все поняли, что утопия - нездоровый социальный механизм, он не развивает и нежизнеспособен на длительном этапе. Так же, как религия или дикий капитализм. Всегда нужен баланс. 

Мы живем в обществе, мы все разные, всем надо уживаться, соблюдать баланс между личностями и взглядами. Система при Советском Союзе - это жесткое исключение каких-то вещей и идей. Изоляция не помогает развитию. По физике частица не находится в статичном состоянии. Поэтому ты либо развиваешься, либо деградируешь. На месте стоять нельзя. Те, кто двигается вперед, скорее больше правы, чем те, кто двигается назад.

- Если все проецировать на кинематограф, то мы считаем, что наши фильмы за границей не поймут? Там еще про особый путь вспоминают.

- У каждой нации есть свои черты, которые людям другой национальности сразу понять трудно. Допустим, вы приезжаете в Тибет, а там люди ходят в непонятной одежде, молятся непонятным богам, едят непонятную еду. Непонятно - это и есть та самая загадка.

Особый путь - больше религиозное, философское, литературное понятие. В объективном социальном процессе его не существует. Понять можно все. Для этого существует язык. Это придумывается, чтобы в определенный момент вселить веру в исключительность. Но вера в исключительность ведет за собой нездоровые процессы. Потому что исключительность ваша собственная подразумевает мою неисключительность. И получается, вы лучше, а я хуже. На каком основании? Господь Бог, если он существует, придумал всех равными. Мотивация одна - человек должен быть счастливым, развиваться, создавать вокруг себя радостное, благоустроенное пространство. Вещи, которые нам предопределила природа.

- Теперь про исключительность. Вы сами говорили, что вас недолюбливают коллеги по цеху. Почему?

- Я эстетически не очень сильно подкован, не обладаю высокоинтеллектуальным зашифрованным языком, который приветствуется в светской элите. Поскольку я свои картины делаю достаточно просто и преподношу достаточно просто зрителям. В моем представлении есть некая элитарная тусовка, впускающая только тех людей, которые, с их точки зрения, занимаются элитарным искусством. Я, наверное, к этому пулу не принадлежу. Может быть, оно и к лучшему. Я остаюсь в стороне - там, где больше объективности и здравого смысла.

- По Первому каналу показали сериал «Спящие», снятый вами. В адрес режиссера Быкова посыпались обвинения в работе над пропагандистским кино. В ответ вы заявили, что уходите из профессии. Вас эта ситуация как изменила?

- Прежде всего я сказал, что ухожу в тень. Честно вам скажу, я периодически импульсивно реагирую на те или иные тяжелые события. Но отчасти это правда. Я почувствовал недостаток информации о том, что меня окружает. Не информации о природе вещей, а о каких-то механистических процессах. Как все устроено, как принято в данный момент. Я где-то ошибся, где-то поступил по-мальчишески. Мне нужно было сделать паузу, осознать, как все на самом деле устроено, и принять другую творческую стратегию. Хотя это звучит пошло - художник не должен думать рационально, но некий опыт последних лет показал, что если исключить рацио из своей карьеры, то можно вляпаться. Всегда красиво выглядит со стороны: скандал, СМИ, новости. Это совсем не весело для отдельного человека, с которым все это происходит. Чтобы не делать ошибок, нужно изучить социальные процессы, понять происходящее в стране, какие существуют социальные группы, как они друг с другом воюют, какие точки соприкосновения. Такие вещи нужно понять, потому что сейчас творится бардак. Все живут практически одним днем. Самые умные люди не понимают, что будет завтра. В какой-то момент я запутался и надо было распутаться.

- Когда мы увидим Юрия Быкова в качестве писателя, рассказчика?

- Я думаю, достаточно скоро. Одна из находок в моей голове связана с тем, что светская жизнь как таковая меня утомляет. Светская - не в смысле балов, встреч, раутов и медийных фотосессий, а в смысле появления на публике. Мне постепенно становится близка позиция Пелевина - делать то, что ты умеешь, быть проводником. Человек, по сути, является проводником некой высшей воли. Или полупроводником иногда. Чем больше человек остается в стороне, тем это здорОво. Заниматься тщеславием - это не совсем правильно. Сейчас мы с вами разговариваем и какое-то количество людей меня слушают. А, по сути, я всего лишь ретранслятор. И, наверное, я могу снимать фильмы, писать, не показываясь никому на глаза. Во всей медийной истории вокруг человека всегда есть минус - вас начинают перфекционализировать, делать из вас необычного человека. Вообще, человек слаб. В какой-то момент он ломается либо от тщеславия, либо от зависти, либо у него сносит крышу от достижений. Это происходит со всеми. Чем больше человек в обыкновенном общении, тем меньше у него едет крыша.

- Для этого вы решили заняться литературой, чтобы быть не таким медийным? 

- Литература, если у меня будет получаться, - это способ уйти в ту зону творчества, где нет лишней медийности. Кино - это все-таки лишняя медийность. Красные дорожки, платья с голыми ногами, красивые девушки в необоснованном количестве - это все мишура. Со временем становится понятно, что те люди, которые определяют вектор в любую эпоху, все-таки больше читают, чем смотрят.

Опять же, нужно иметь литературный талант, чтобы этим заниматься. Я когда-то писал, вроде, даже неплохо получалось. Ну и кино - это зависимость, деньги. Авторское кино все больше становится накладным. Это даже не способ зарабатывать, а способ оказаться в долговой яме. А заниматься коммерческим кино смысла не имеет - оно подобно супермаркету.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Хочу, чтобы и дети понимали, татарское - это красиво и модно»

Кукольница Эльза Сагирова рассказала, как создают национальные игрушки.

Культура 08:47 / 12 августа
6

Кукольница из Пестречинского района прославилась на всю республику благодаря своим говорящим куклам в ярких нарядах мусульманок. В интервью KazanFirst Эльза Сагирова поделилась историей успеха и рассказала, почему так важно выбрать правильную игрушку для своего ребенка, например, татарскую куклу. 

- Как к вам пришла идея создавать куклы?

- Всем ведь известно, что дети подражают игрушкам. Однажды, года четыре назад, моя знакомая купила своему ребенку «монстр хай». А это утопленница, на них так и написано. Получается, ребенок играет с утопленницей. Я очень удивилась такому выбору подруги и спросила: «Почему она выбрала такую игрушку?», на что она лишь задалась вопросом: «А что еще покупать?!». Я подумала, неужели нет нормальных кукол. Зашла в магазин и убедилась, что, правда, нет. Нет игрушек, которые давали бы пример нравственности, адекватности, какое-то духовное наполнение. Правильных игрушек в обычном магазине я не нашла. Тогда поняла, что такая игрушка непременно должна быть, у меня и у самой когда-нибудь будет дочка, Аллах бирсэ. Я-то что буду покупать ей? И сын есть. Он тоже просит роботов, которые стреляют, призывают к агрессии или как минимум без всякого смыслового содержания. А зачем их покупать? Мы же сами воспитываем своих детей. Они как губка все впитывают. Слово скажешь - он повторяет. Точно так же и с игрушками. Поэтому я считаю, что родители обязаны дать максимум правильного воспитания и очень тщательно выбирать игрушки, с которыми играют их дети. 

В бешеном темпе жизни, в котором мы сейчас живем, зачастую не хватает времени для духовного воспитания собственных детей, что уж говорить о воспитании любви к корням, языку. Я считаю, что кукла вполне способна сформировать национальную идентичность ребенка. Играя с ней, у ребенка сформируется любовь и трепет к татарскому языку и культуре, ребенок познакомится с одеждой, бытом, традициями наших предков. 

В детском саду мы раздали наши куклы детям и девочки были в восторге от кукол. Первое, что они сказали: «Смотри, как она одета!». Я поразилась, была удивлена тем, что им искренне понравился татарский национальный костюм. Мне казалось, детям понадобится немного времени, чтобы привыкнуть к такому дизайну, а он им с первого раза понравился. Кукла не в шортах и футболке, а в длинном скромном платье. 

- Когда вы поняли, что нет хороших игрушек для девочек, первую куклу вы сшили для дочери?

- Я сшила ее не то, чтобы для дочери, а потому, что такая кукла была необходима. Сделала ее мусульманкой. Поняла, что у прослойки мусульманских детей нет игрушек совсем. Я знала, что и моя дочь будет с такой играть. Первая кукла «Моя Амина» читает Коран и молитвы для намаза. В какой-то момент мне пришла идея, что хорошо было бы сделать и татарскую куклу. Потому что я увидела на примере мусульманской куклы, что дети, играя, реально запоминают суры, вместе с ней на намаз встают. Почему бы таким же образом не попробовать привить любовь к татарскому языку? То, что кукла будет говорящей, я знала сразу.

- А кто записывает голос кукол?

- Голос куклы записывает наша пестречинская звездочка Аделина Мингазова. У нее очень звонкий, нам подходящий голос. Она начинающая певица. Аделина с радостью взялась за проект. Татарскую куклу она записала. Мусульманскую куклу тоже записывали девочки, их имена Асия и Жасмин. Обе девочки изучают Коран и участвуют в конкурсах чтецов Корана. Сейчас мы планируем линейку кукол для детских садов. Так же попросим Аделину участвовать в записи звукового наполнения для кукол.

- На всех куклах один и тот же звук?

- На всех татарках пока один и тот же звук. На приеме граждан президент Татарстана Рустам Минниханов порекомендовал нам сделать разные звуковые варианты. Мы планируем, что одна будет обучающая, будет знать алфавит, счет, то есть академической. Вторая кукла может рассказывать про культуру и традиции и про быт татарской семьи. Третья может стать игровой, проговаривать потешки, скороговорки и петь веселые песни.

- Когда пошли первые заказы?

- В одно время друзья, родственники заметили мои куклы, им они очень понравились. Тогда и начались первые заказы. Их было немного, потому что обычно они шли на подарок на дни рождения, Рамадан, Курбан. То есть праздники нечастые, вот постепенно все так и закрутилось.

- Как нашелся стартовый капитал для производства?

- Я продала свою машину и купила подешевле. Меня выручили 150 тысяч рублей. Закупила на них первую партию кукол.

- С кем вы начинали это дело и кто в вашей команде сейчас?

- Я начинала одна, потому что это было мое хобби. Я даже не подразумевала, что это выльется в бизнес. Была в декрете, мне хотелось заниматься чем-то творческим. На самом деле я много лет работала юристом, работа с бумагами и другая рутина мне поднадоели. Захотелось чего-то более женского, связанного с красотой и детьми, может, поэтому выбрала куклы. Потом мне стала помогать мама. Она швея, любит свою работу. Делала всю мелкую работу, а я закупала товар, искала ткани. Сейчас у нас в команде появился SMMщик, ведет наши соцсети. Еще мы работаем с маркетологом. К нам присоединились несколько швей, которые, как и я, в декрете и шьют платья. Таким образом занимают свой досуг.

- Сколько кукол планируете выпускать в месяц такой большой командой?

- На приеме Рустам Нургалиевич обозначил, что дальнейшее производство кукол будет происходить совместно с профессиональным лицеем народных промыслов. У них есть вся необходимая материальная база, цеха и нужное оборудование для пошива нарядов для кукол. Кроме того, есть студенты, обучающиеся швейному делу, профессионалы-педагоги, которые занимаются историей костюма, ремесел, и так далее. Мне очень понравилось предложение президента о совместной работе с лицеем. Считаю, что мы запустим более обширное производство уже с постоянной мощностью. На сегодняшний день трудно сказать даже примерное число выпускаемых кукол. Мы еще не общались с руководителем лицея. Первую партию хотим сделать в тысячу штук. Но в любом случае она будет доступной по цене покупателю. Кукла будет стоить около полутора тысяч рублей.

- А где вы базируетесь сейчас?

- Дома, в Пестречинском районе в селе Богородское. Там есть свое свободное помещение. Нам повезло с этим.

- Вы уже два раза встречались с президентом. Какую поддержку получили от Рустама Минниханова?

- Что касается казанского саммита (первая встреча была на этом мероприятии. - Ред.), то мы презентовали самую первую татарскую куклу «Моя Сююмбике», мы ее сделали именной, так что она по имени поздоровалась с Рустамом Нургалиевичем. Надеюсь, кукла президенту понравилась. Потом я написала письмо с просьбой поддержать массовое производство, чтобы расширить географию ее распространения. Я не преследовала никакой цели. Просто обратилась к нему, потому что именно из его уст я услышала призыв к сохранению татарского языка и татарской культуры.

Первую партию кукол в 100 штук я изготовила при поддержке администрации Пестречинского района. Главе района понравилась идея производства татарских кукол. Через Центр самозанятости мне выделили 117 тысяч рублей на выпуск первой партии. Мы сделали шэли, кун, кряшен и питрэч кызы. Планируется, что они будут разговаривать на характерных для них диалектах. Моя мечта - собрать все национальности в куклах. Все разновидности татар, причем с присущими им костюмами и диалектами.

- После второй вашей встречи с президентом стало известно, что вы собираетесь открывать целую фабрику по производству игрушек. Это правда?

- Да, правда. Фабрика - это моя мечта. Возможно, это громко звучит, но моя мечта начать с малого - небольшого производства. Я хочу сделать пресс-форму куклы с татарскими чертами лицами. Это моя идея-фикс. Чтобы не только наряд, но и лицо было соответствующим. Удлиненное лицо, темные длинные волосы, густые брови, миндалевидные глаза. Над лицом мы будем работать с этнографами и художниками. 

И еще мне хочется производить не только куклы, но и другие игрушки. Мы хотим по мотивам татарских сказок и легенд напомнить детям, какие были персонажи в татарской литературе. Шурале, макмай, батыр, можно создать воина на коне. Все игрушки будут с татарским оттенком. Если это ведерко, то пусть будет с татарским орнаментом, если формочка, пусть она будет в форме татарского тюльпана, если сумочка, то с татарским узором. Я хочу, чтобы и дети с этого тянулись ко всему национальному, чтобы они понимали, что татарское - это красиво, модно и актуально. Цены на игрушки начинались бы от двухсот рублей, чтобы были доступны всем.

- Мы говорим все про девочек. Предусмотрено ли что-нибудь для мальчиков?

- Сейчас для мальчиков у нас есть машинки и тряпичные куклы-мальчики, которые читают Коран. Скоро будет мальчик, который говорит по-татарски. Но я отдаю себе отчет в том, что мальчики редко играют в куклы. Им нужен пример для подражания, например, Герой Батыр - умный, сильный, смелый - защитник слабых.  Может быть, мы даже сделаем мультик про такого героя. У меня есть знакомая, которая пишет комиксы. Думаю, детям был бы интересен татарский комикс. По большому счету сейчас у мальчиков даже с зарубежных мультиков нет героев. Насколько знаю, сейчас это щенки, машинки, вымышленные существа, отдаленные от реальной жизни.

- Как вы относитесь к тому, что в последнее время многие несъедобные вещи маркируются как халяль-продукция? Можно ли вашу куклу назвать халяльной?

- Вопрос сертификации Халяль очень серьезный. Этим вопросом в нашей республике занимается Комитет по сертификации Халяль. Кроме изготовления кукол я также являюсь соруководителем Департамента предпринимателей женщин при Ассоциации предпринимателей мусульман Российской Федерации. Как раз недавно у нас проходила бизнес-встреча с предпринимателями-женщинами, на которую в качестве эксперта был приглашен представитель Комитета. Мы разбирали то, что вообще может называться халяль. У многих возникает вопрос, что такое халяль-вода, халяль-масло и другое. И нам доступно объяснили, почему масло и вода могут быть халяль или не халяль. Я не эксперт в сертификации Халяль и не компетентна в этом вопросе, но для себя поняла - сейчас очень многие недобросовестные производители добавляют различные для организма запрещенные добавки при производстве продуктов. Такие вещи не сертифицируются как халяль. Поэтому не только мясо может быть халяль.

- Какой представляете свою работу с куклами через пару лет?

- Татарские куклы Минем матурым (девочка) и Мин Татар (мальчик) станут традиционной игрушкой татарской семьи. Массовое производство кукол Минем матурым и Мин татар производится совместно с Министерством культуры, Министерством образования республики и специалистами национального музея. Все наряды согласовываются с этнографами, Минобрнауки будет одобрять звуковое наполнение кукол для того, чтобы каждый родитель был уверен, что игрушка прошла все уровни проверки и несет максимальную пользу для ребенка. Параллельно у меня работает фабрика по производству игрушек. Еще есть несколько задумок, но пока их раскрывать не буду. Вот когда они заработают, мы обязательно позовем вас.

- Думаете ли вы о том, чтобы когда-нибудь вернуться в юриспруденцию?

- Нет. Я сейчас читаю книгу Алексея Портнягина. Он там говорит, что предприниматель, единожды получив свою прибыль больше, чем его зарплата, больше никогда не вернется на наемный труд. Я такой человек, что мне сложно постоянно находиться в системе. Мне необходима возможность реализовывать свои идеи. Я уверена, что мой потенциал больше, чем просто сидеть в кабинете и решать чьи-то вопросы. Сейчас я ставлю долгосрочные цели и я люблю, когда есть к чему стремиться.


Благодарим за помощь в организации интервью чайхану «Мархаба»


КОММЕНТАРИИ (3)
Астагфируллах
Бик дерес тугел шул. Битнедэ яулык белян капларга киряк, аннары чын татарча була. Ешлягез шулай, тоннагыз мине!
-3
ОТВЕТИТЬ
БУЛГАРЫЭТО МЫ
Куклы одеты в татарском а сама одета в нетатарскую . Если уж так модно то даешь настоящую татарскую одежду. Как раньше одевались нали предки.
0
ОТВЕТИТЬ
Я
Она большая молодец! Что же вы так критичны к одежде практикующих мусульман? А если бы она была одета по светский, белая футболка к примеру и джинсы, Тогда ы бвы сказали что "Куклы одеты в татарском а сама одета в нетатарскую"?? Думаю нет, вы просто предвзяты к одеждам практикующих мусульман. Если ы тут мжн было бы крепить ссылки, я бы неприменно отправил вам фотографии из архивов где татарки одеты практический в тот же хиджаб, только фактура иная. Не нужно нам рассказывать про одежду из театрального репертуара и из периода когда религию пытались искоренить. Она одета в татарскую одежду как одевались практикующие мусульманки раньше. Все эти критики и болельщики за татарскую одежду на мусульманках, сами одеваются как забугорные люди но учат мусульманок канонам и правилам в одежде. Если бы она оделась как в театральных постановках, тут бы вы то же придрались сказав "Из Камала сбежала что ли?" Искренне желаю ей успеха во всех ее благих начинаниях!
-1
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое
самое читаемое
наверх