«Люди не роются в смыслах, потребляют то, что дают»

Загадочный уличный художник рассказал о воровстве картин и тату-опыте.

Культура 08:02 / 29 ноября
19

В центре современной культуры «Смена» прошла выставка «Они только жрут» художника, известного под псевдонимом Alesha. До этого, в течение двух лет, на улицах Казани появлялись картины с узнаваемым почерком, параллельно Alesha перекрашивал урны, а венчал все это перформанс на Баумана - унитаз с надписью «Ваши мечты».

Художник предпочитает скрывать свое лицо. Все, что мы можем рассказать о нем самом: он родился в Зеленодольске, ему 26 лет, перед возвращением в Казань учился в Великобритании и США. 

- Твоя выставка «Они только жрут» проходила в дни «черной пятницы», такой квинтэссенции общества потребления. Так было задумано или просто совпало?

- Да, кстати! Я не думал об этом. Это случайность: выставка должна была пройти 23 и 24 ноября, но с учетом расписания «Смены» мне дали 22-е и 23-е.

- Тебе самому нравится ходить по магазинам?

- По нужде - да. Одежду, как любой другой человек, покупаю.

- Не думал, что к твоей выставке могли отнестись как к товару: пойдем, чтобы показать принадлежность, быть в тусовке, не важно, что под собой несут работы?

- Честно? Похер. И что, если они не понимают и просто приходят, потому что это может быть модно? Это делается не для кого-то еще, а чтобы проверить себя. Назовем это проектом. Есть проект с урнами, есть проект, когда мы вешаем фанеры на улицах, сейчас уходим в татуировки. Выставки - это вызов самому себе. Смогу ли я это сделать, ведь мне было что сказать, и поймут ли это? Это вторая самостоятельная выставка. Первая проходила здесь, в мастерской. Мы поднялись на уровень выше, но теперь хотим еще выше, потому что многие вещи с нашей стороны были неправильно организованы. Ну и сама культура людей, у которых нет понимания, что картины нельзя трогать и что если с вами дети, то лучше держать их за руку - почти все бумажные работы помяли или уронили.

- Заканчивая тему: почему люди превращают себя в товар? Вот это классическое «реклама в директ» и далее по списку.

- Потому что не хотят думать, развивать, они берут то, что на поверхности. Так абсолютно в любой схеме - что в музыке, что в литературе. Я, допустим, в литературе не силен. Если меня спросят, что я из художественной прочитал, назову Пелевина. Потому что он на слуху, вот я его и читал. Но я знаю, что если глубже рыться, можно найти других писателей. То же самое и здесь: они не роются, они берут то, что дают, они потребляют, делают это не задумываясь, ради секундного удовольствия.

- То есть их удовольствие - быть рекламой?

- Да, они ходячая реклама. Это на самом деле забавно. Я ничего против не имею. Мы напечатали футболки, сделали их сорок штук, и они все продались. Это было очень смешно, потому что за эти же деньги можно было купить принт. А это все-таки копия работы - скетч одной из главных картин, где парень с сигаретой говорит: «Люблю эти блинчики с вареньем». Люди покупали футболки, но нам хорошо - мы не ушли в минус.

- Про блинчики с вареньем откуда взялось?

- Не знаю, просто появилось.  

- Это ты?

- Нет, мы действительно любим блинчики и частенько, раза два в неделю, ходим кушать разные блинчики в «Масленицу», которая рядом с Баумана. Блинчики - это классно. Появилась такая идея, она переросла в некоего персонажа, потом сделали пластилиновую модель и пошло дальше.

- Так почему люди не хотят думать?

- Их так вырастили родители. Одна мысль - как бы найти хорошую работу, иметь машину, квартиру, хорошо одеваться, красиво, иметь дорогой телефон, ходить в кальянные и все дела. Это мировоззрение. Значит, их родители передали такое мировоззрение или не занимались ими и они схватили его из внешнего мира.

- Твоих тэгов на улицах стало больше.

- Дело в том, что люди помогают. И разным людям нравятся разные вещи, а тэги - это не самая приятная часть. Просто иногда случается так, что люди из нашей команды это делают. Я задействован немного в другой форме - больше люблю лица рисовать. У нас есть одно правило: мы рисуем на тех вещах, которые не являются какой-либо достопримечательностью. Мы трогаем асфальт, бордюры, электробудки, строительные заборы, люки. Иногда это стенки, но не домов.

- В июне 2016 года снаружи на стене «Смены» появилась твоя картина. Я несколько дней ходил мимо и очень хотел украсть ее. Где-то через неделю моим мучениям пришел конец - картина исчезла.

- Ее украли. 

- Для тебя это комплимент или ты расстраиваешься?

- Можно расценивать как комплимент. Но это принадлежит не вам, это принадлежит всем, вы не имеете никакого права его брать. Если вы хотите это взять - спросите. На одного человека был сильный наезд, поэтому он вернул работу. И вот на выставке девушка подошла и тоже вернула работу. Картины брать нехорошо, тем более мы перестали их выставлять. Как-то летом повесили восемь работ, а на следующий день осталось только три. Понятно, что это уличное искусство, оно не должно быть вечно… но когда люди отслеживают в «Инстаграме», где ты [работал], приходят со шпателем и отклеивают - это другое дело.

- Это знакомые? 

- Нет, это люди из «Инстаграма». Потому что украли именно те работы, с которыми мы снимали видео и выкладывали в «Инстаграм». А те, которые не выложили, остались.

- Ты сказал о татуировках.

- Да, я начинаю бить. Иной материал, плюс интересно, что есть узкие рамки, что это нужно делать больше в графике. Новый вызов - что можно сделать с этим видом искусства. Я одну набил себе, одну - другу. Есть запись - будем практиковаться на людях.

- Власти неожиданно объявили бой музыкантам, чьи тексты не соответствуют их эстетическим вкусам. Как думаешь, что будет дальше?

- Будет еще хуже. Гайки продолжат закручивать.

- И как быть?

- Я политики не боюсь касаться, я политики не хочу касаться. Потому что политика - это дело политиков, к обычным людям она не относится и от нас в данном случае мало что зависит. Это показывает общее положение, в котором мы находимся. В поддержку этого исполнителя (рэпера Хаски задержали во время гастролей. - Ред.) другие три исполнителя (Oxxxymiron, Noize MC, Баста. - Ред.) объявили концерт, деньги с него они отдадут задержанному артисту, что тоже довольно интересно, как в музыкальной сфере люди понимают творчество друг друга.

- То, что ты скрываешь лицо, - это мера безопасности?

- Меня легко найти, других ребят еще проще. Если им понадобится, они это сделают.

- Понимаешь, что интерес к твоим работам подогревается вот этой загадочностью?

- Да, но я не скажу, что это был какой-то маркетинговый ход или план. Изначально это сделано из других принципов. Как я понимаю, всем людям почему-то важно увидеть, понять, поговорить с этим человеком.

1/0

- Один мой друг забивается у Артура Цестоды (казанский татуировщик, соратник Alesha. - Ред.) и сказал, что любопытно получится, если под маской интервью будет давать не Alesha, а Цестода.

- Ну да, такое мы проворачивали, но не на таком уровне. На мероприятиях.

- За тебя уже кто-то давал интервью?

- Это было неоднократно.

- Сейчас с нами говорит Alesha?

- Да.


Фото: KazanFirst и instagram.com/thealeshaart


КОММЕНТАРИИ (2)
Даниил
Обожаю его картины.
1
ОТВЕТИТЬ
андрюша
мне вот интересно: как все это монетизировалось, или художник должен быть голодным?
1
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«В том, что «Заповедник» сделан без поддержки государства, есть что-то довлатовское»

Сергей Безруков о новой роли, отношении к Довлатову и героях нашего времени. 

Культура 09:00 / 20 ноября
24

На большие экраны 6 декабря выйдет фильм по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник», действие которой перенесено в наши дни. Сергей Безруков сыграл в картине главную роль, а также выступил в качестве продюсера. Режиссером стала супруга артиста Анна Матисон.

Уже не в первый раз известный актер посетил Казань. На этот раз - в рамках гастролей спектакля «Хулиган. Исповедь». Перед постановкой артист рассказал журналисту KazanFirst о своих впечатлениях от участия в новой экранизации, музыкальном опыте и довлатовском юморе. 

- Сергей Витальевич, «Заповедник» - это уже ваш четвертый совместный фильм с Анной Матисон. Как возникла идея сделать экранизацию повести?

- Когда мы с Аней были на отдыхе, однажды вечером решили почитать вслух Довлатова. Читать его опасно, ведь довлатовский юмор - сугубо личный. Обычно его читаешь про себя и для себя - ведешь собственный диалог с писателем. А мы попробовали посмотреть, насколько убедительным будет довлатовское слово, когда его произнесет артист. Останется ли это по-прежнему смешно и пронзительно, как у Довлатова. Аня послушала, ей понравилось. Тогда и возникла идея экранизации. 

- Главный герой повести «Заповедник» - писатель Борис. А в фильме он стал рок-музыкантом Константином. Почему так вышло?

- Хотя во многом фильм основывается на одноименной повести Сергея Довлатова, это самостоятельное произведение, к которому применимо определение «по мотивам». Началась работа, но сразу же встал вопрос: а как показать в кино писательское вдохновение? Это гораздо сложнее, чем вдохновение, допустим, музыканта. Другой вопрос, когда читаешь, ты веришь априори, понимаешь, что на писателя снизошло вдохновение, потому что читаешь Довлатова. Но когда смотришь картину, то как понять, что к писателю снизошло вдохновение? Вот он сел на пенек, взял бумагу, карандаш и что-то сочиняет. Понять, насколько это гениально, сложно, потому что ты должен прочесть написанное, узнать, является ли оно тем самым вдохновением.  

А если это музыкант, ты можешь услышать музыку. Визуальное воплощение эмоционально. Вдохновение, которое получает наш герой, если он рок-музыкант, гораздо мощнее в выражении на экране. Хотели сделать как у Довлатова - писателя Бориса, но в итоге после долгой работы над сценарием Аня пришла к выводу, что все-таки это будет рок-музыкант Константин. 

- Вы отправляли сценарий наследникам Сергея Довлатова?

- Мы общались прежде всего с Катериной (дочь Сергея Довлатова. - Ред.) и, конечно, очень волновались, отправляя сценарий. Все-таки если уж у каждого читателя Довлатов свой, то что говорить о его семье. Она разрешила нам поменять героя - писателя Бориса на музыканта Константина и перенести время действия в современность. 

- Не боялись утратить довлатовское настроение, поменяв время действия и частично образ персонажа?

- Отмечу, что «Заповедник» - это культовое произведение Сергея Донатовича. Его любят все. Я не встречал еще человека, который не читал «Заповедник» и не любил бы его. Конечно, для поклонников творчества Сергея Довлатова это будет определенным открытием. Тем не менее мы не утратили довлатовское настроение, атмосферу, юмор и героев. Несмотря на то, что это современная история, самое главное, что Довлатов узнаваем. Это было очень важно для нас как для поклонников его творчества. Мы абсолютно ревностно относимся ко всем интерпретациям этого произведения. И тем не менее с бесконечной любовью к Сергею Донатовичу важно было донести именно то самое характерное настроение так, чтобы юмор уже в нашем современном фильме оставался неизменным. 

Для совсем молодой аудитории, которая еще даже не читала Довлатова, он станет открытием. Хотелось подойти к этому по-современному, чтобы новое поколение взяло в руки его произведения. Если все так и получится, мы поставим себе «пять с плюсом». Самое главное -спровоцировать любовь к Довлатову у той аудитории, которая откроет его для себя впервые. 

- Актерский состав прямо-таки звездный: Анна Михалкова, Гоша Куценко, Леонид Агутин…

- Как в произведении, так и в фильме замечательные комедийные персонажи. Потрясающий Гоша Куценко, который сыграл Маркова. Это стоит видеть, потому что Гоша впервые предстанет в образе Александра Пушкина. Заметьте, не я в образе Пушкина, а именно Гоша Куценко с бакенбардами (улыбается).

Марков, который у Довлатова представлен как фотограф, снимающий посетителей заповедника, в нашей версии - человек в образе Пушкина, он фотографируется за деньги. Мы поменяли это, подстроили под современность, ведь сейчас в заповедных местах фотографа особо и не встретишь. У всех есть телефоны. Это уже не тот советский период, когда не было фотоаппаратов и сделать памятное фото в заповедных местах было очень важно. В нашей версии сфотографироваться с Пушкиным - это гораздо круче, да и хороший заработок для нашего Маркова.  

С Митрофановым попали в точку - его сыграл Александр Семчев. Получился также замечательный директор музея в исполнении Анны Михалковой. Хороший подбор артистов даже на эпизодические роли. Сам себя сыграл Леонид Агутин, который тоже большой поклонник Довлатова. Вообще, в этой истории собрались поклонники Довлатова. И я рад этому. 

- Возникали ли какие-нибудь сложности в работе над фильмом?

- Была сложная ситуация из-за нехватки денег. В финансировании проекта нам отказали, потому что мы были третьим проектом по Довлатову. Министерство культуры расценило, что третий проект - это уже перебор. Я сейчас не осуждаю, потому что здесь сработал чисто арифметический принцип: две картины поддержали, еще и третьи зачем-то пытаются. У нас в России всегда неверно понимают пристрастие. Почему-то считают, что нечто неправильное происходит. Я думаю, это неверная постановка вопроса. Если снимаются талантливые фильмы, совершенно не важно, сколько их уже снято на одну и ту же тему. 

- Ваш герой - рок-музыкант Константин - каков он?

- Нам важно было показать среду, ту самую атмосферу, в которой обитает наш герой. Он уже не писатель Борис, а рок-музыкант Константин, который живет в этой среде, доходит до самого дна, злоупотребляет алкоголем и пытается выжить. Поэтому мы показали реальных представителей шоу-бизнеса и всю эту тусовку. В фильме саму себя сыграла и Полина Гагарина. Помимо того что у нее шикарный голос, она еще и великолепная актриса. Полина, как и я, - выпускница школы-студии МХАТ. 

Она сыграла саму себя, чтобы показать, что мы не обманываем и не придумываем. Мой герой -рок-музыкант Константин Артемьев - из этой среды. Он там же, где настоящая Полина Гагарина, настоящий Леонид Агутин, "Крокус Сити Холл". Те люди, которые могут по-настоящему оценить твое творчество. Это не та история рыночных отношений, когда продюсеры могут зарубить твою идею на корню и сказать: «Вы знаете, это все не нужно». Пробиться моему герою к своему слушателю так же сложно, как сложно было пробиться герою повести - писателю Борису - к своему читателю. Все то, что испытывал герой Довлатова, испытывает рок-музыкант Константин. 

- Многие произведения Сергея Довлатова при его жизни не допускались к публикации. Журналы отвергали их по идеологическим причинам. Это находит отражение и в повести «Заповедник». А как эта тема интерпретировалась в фильме?

- В довлатовские времена идеология не позволяла публиковать то, что Довлатов считал нужным донести до своего читателя. Пробиться к читателю через эту завесу идеологической пропаганды было сложно. В нашей ситуации это рыночные отношения, которые работают даже жестче. Если в те времена ты мог написать что-то в угоду, наступить на горло собственной песне и получить за это гонорар, то сейчас такого нет. Сейчас исключительно жесткие рыночные отношения. Где тебе взять денег, чтобы записать хороший sound, снять студию? Да и откуда взяться этим деньгам? Время сейчас более нахальное, агрессивное. Пробиться к своему слушателю так же трудно, как пробиться к своему читателю. В этом сопоставление двух героев, в этом их схожесть и в этом Довлатов. 

В том, что картина сделана вопреки и без всякой поддержки государства, тоже есть что-то довлатовское. Только сообща можно пробиться к своему читателю, зрителю. Сергей Донатович в 90-е стал мегапопулярен в России, наконец-то обрел своего читателя. А сейчас Довлатов - это уже классика. 

- В фильме - музыкант, а где он, там и инструмент. Вы специально учились играть на электрогитаре?

- Пришлось немного переучиваться. У меня классическая постановка рук, я ведь закончил музыкальную школу по классу гитары, но у меня шестиструнная гитара, а электрогитара - это ведь другое. Я впервые играл с помощью медиатора. Я очень люблю этот инструмент. В своих выступлениях всегда использую только гитару. Конечно, у меня был дублер, но было важно, чтобы в кадре были именно мои руки, поэтому я выучил все от и до.

- А вы в юности не хотели стать рокером? Многие парни этим грезят. 

- Конечно, я с детства об этом мечтал. Не знаю, что спровоцировало на этот шаг, может быть, действительно роль, но я собрал группу и назвал ее «Крестный папа». Я пробовал петь одно, потом другое, так и до рока добрался. В основном это были, конечно, песни для фильмов и спектаклей. В спектакле «Хулиган. Исповедь» я пою свои песни на стихи Есенина. Есть спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» - там в финале целый блок, где я пою песни Высоцкого в рок-аранжировке. Так что я себя немного в этой области пробовал, искал свой тембр, проверял вокальные данные. Когда я увидел со сцены тысячи зрителей, я впервые ощутил этот драйв. В свои 45 почувствовал нечто совершенно новое и необычное для меня. Честно, загорелся. Впереди много концертов, ждите меня уже в качестве рок-исполнителя (улыбается). 

- Есть любимые группы? 

- Я большой поклонник классики - The Beatles, Rolling Stones, Queen. А еще я фанат Muse и Red Hot Chili Peppers. В следующем году они приедут с концертом. Надеюсь, получится послушать их вживую. 

- У нас мало настоящих героев в кино. Последним, возможно, был Сергей Бодров в «Брате». Герой нашего времени - каким он должен быть?

- Герои нашего времени разные. Вот мы говорим, что их нет, но посмотрите хронику современных событий. Мы видим человека, который спасает людей. В самый последний момент полицейский вытаскивает женщину, упавшую на рельсы в метро. Солдат, который защищает мирных жителей, берет огонь на себя ценой собственной жизни. Мы мечтаем о тех героях, которые были в Великую Отечественную войну, говоря, что сейчас таких нет. Это неправда, они есть. Это люди, способные пожертвовать собой ради другого человека. Просто получается, что о героях мы всегда говорим постфактум: проходит время, только тогда мы их вспоминаем.  

1/0

Умная и талантливая молодежь, которая разбирается во многих вопросах порой лучше, чем взрослые, - это тоже в каком-то смысле современный герой. Молодые люди иногда даже более совестливые и принципиальные, чем господа взрослые. Я рад, что есть молодежь, которая понимает, что надо двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. 

КОММЕНТАРИИ (1)
Маркелов
Очень интересное интервью!
3
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое
самое читаемое
наверх