«За конфликты в школе ответственны все — педагоги, ученики и их родители»

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги
Разбираемся, каковы действительные причины скандалов педагогов и детей.

В последнее время в СМИ и соцсетях множатся истории, связанные со школьными конфликтами между педагогами и учениками. Подростки снимают видео и записывают аудио выяснения отношений с учителями, а затем публикуют все это в соцсетях. 

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук и гендиректор клиники «Инсайт» Ренат Миназов считает, что за школьные конфликты ответственны все стороны. Родители должны задуматься, почему поведение их ребенка спровоцировало столкновение с учителем, что, возможно, в их семье есть проблемы. Педагогам имеет смысл поразмышлять, правильно ли они выбрали профессию, раз дело дошло до скандала. А самим подросткам стоит обратить внимание на то, что послужило истинной причиной агрессии. 

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги, ученики и их родители»

— В последние годы за школой закрепляется образ территории конфликта. Почему образование стало сферой, где всё на нервах, на пределе? 

— Школа на самом деле — это некая лакмусовая бумага общественности, которая показывает наличие проблем современности, проблем в каждой конкретной семье. Здесь нет смысла искать виноватых. Родителям важно взять ответственность на себя в том числе. Учителя и школьники должны отвечать сами за себя.

Одной из первопричин этого является то, что когда человек сталкивается по отношению к себе с агрессией, он эту агрессию неявно уже сам и выражает. Это происходит в виде того, что человек делает то, что ему не нравится, критикует себя за неудачи, имеет низкую самооценку, считает себя недостойным как-то думать или проявлять себя где-то. 

Если разделять ответственность ребенка и родителей, то последние этому способствуют. Они предъявляют к ребенку завышенные требования, отвергают какие-то его особенности, которые он мог бы развить в себе. 

— Например?

— Скажем, приходит ко мне на прием молодой человек с жалобой на свою депрессию. А депрессия — известный для психотерапевтов феномен, когда человек подавляет в себе огромное количество гнева. Тот гнев, который он подавляет, направляет против самого себя. У человека в таком состоянии нарушен сон, аппетит, его ничего не интересует, нет никакого побуждения к какой-либо активности. 

Мы начинаем разбирать историю этого человека и узнаем, что было в его жизни. Он рассказывает одно из ключевых событий, когда его отец настоял, чтобы он стал инженером. Было это сделано из убеждения, что человек найдет себе хорошо оплачиваемую работу. Но пациент на самом деле хотел быть певцом. 

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги, ученики и их родители»

Подобная установка, когда человек не может себя реализовать в том, в чем у него есть потенциал, — одна из причин формирования депрессии либо любой формы саморазрушения — зависимости. Возможно, мужчина в юношестве сталкивался со случаями, когда его травили, и терпел это, потому что в семье его тоже травили по поводу личных интересов. Уже тогда человек начинал идти против самого себя. 

— Если депрессия — это реализованная агрессия, а школьный период обучения выпадает на пубертатный возраст, когда в юношах и девушках больше всего агрессии, то куда направить эту энергию? 

— Стратегия действия в таких случаях для учителей и учреждений образования — это формировать площадки, где ребята могут выражать эту самую копящуюся агрессию. Это может быть физкультура, комнаты для эмоциональной разгрузки. Любая форма физической активности способствует разоружению определенных эмоций человека через телесные выражения. 

Очень важно формировать для ребят культуру эмоционального познания. Во время психотерапии пациенты рассматривают, какие группы чувств есть. Они изучают различные формы выражения эмоций. Даже если мы говорим про тяжелые расстройства, то пациенты в течение трех месяцев пытаются научиться хотя бы выражать злость. Гнев, злость, раздражение — это всё-таки базовые чувства. Но даже находясь в изоляции в течение трех месяцев, не каждому пациенту это удается сделать. 

Злость, раздражение и гнев — очень нужные человеку эмоции, потому что даже решительность — это в определенной степени злость, умеренное выражение злости. Без решительности человек не может проявлять смелость, делать самостоятельные шаги.

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги, ученики и их родители»

— Что делать родителям?

— Если мы говорим о рекомендации родителям, то они схожи с рекомендациями для учителей. Единственное тут отличие заключается в том, что родители могут подать правильный пример своим детям. Заниматься собой, показать своему ребенку, какие есть трудности с выражением той или иной эмоции, как эти трудности преодолеваются. 

Когда к детским психологам приходят родители, то чаще всего это заканчивается либо личной консультацией родителей, либо семейной. Работать только с ребенком, не работая с семьей, бесполезно. 

— В школьных конфликтах сторонами обычно выступают учителя, ученики и их родители. Как правило, родители встают на защиту детей. О положении и трудностях учителей как-то не принято говорить. 

— Давайте разберемся, кто такие учителя и зачем они идут в свою профессию. Учителя, как и врачи, как и психологи, — это люди, которым очень важно тщеславие. В их профессии есть достаточно много нарциссизма, завышенных ожиданий, требования по отношению к себе окружающих людей. Там есть амбиции достигнуть каких-то целей в образовании, познании чего-то нового для мира. Учителя — это в некоторой степени нереализовавшиеся Эйнштейны, которые не смогли сделать что-то великое для всего мира.

Но так как учителя понимают, что не смогли сами достичь каких-то высот, они требуют, чтобы этого достигли какие-то другие люди, как правило, это либо собственные дети, либо ученики. А дети учителей обычно страдают больше всего. Например, если брать круг пациентов нашей клиники, то у нас очень много детей преподавателей, начиная от школьной скамьи и заканчивая высшими учебными заведениями. 

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги, ученики и их родители»

— Что же вы для себя отмечаете в этой категории пациентов? 

— Дети учителей, как и сами учителя — неплохие люди. Такие люди достаточно образованы, у них высокий интеллект, они умеют слышать людей. Но в то же время гордыня, тщеславие, нарциссизм им затмевают взор. Они не всегда видят другого человека, в том числе собственного ребенка или ученика. 

У учителей очень много проекций в адрес этих людей. Например, мой сын в школе — самый неудобный ученик для нашей учительницы, потому что она сторонница классического подхода к обучению, то есть если ребенок учится, он обязательно должен учиться на отлично. То есть культивируется перфекционизм. 

Но перфекционизм бывает двух видов: нарциссический и навязчивый. В случае с учителями мы говорим именно о нарциссическом перфекционизме. Другими словами, есть перфекционизм, когда нужно что-то сделать ради дела, то есть всё должно быть чистенько, всё должно лежать по правилу, по порядку. Здесь нет желания кого-то удивить или впечатлить, человек просто что-то делает для самого себя. Таких людей обычно называют занудами, чистюлями и так далее.  

А у учителей перфекционизм нарциссический — они что-то делают для публики, чтобы получить какое-то эмоциональное вознаграждение извне. 

— Каким образом это может отражаться на учениках и родителях? 

— Неудобные для учителей ученики начинают заниматься своим делом. Учителя тогда начинают влиять на родителей, что им нужно подтянуть своего ребенка, что у него проблемы тут, там, здесь. Многие родители не могут совладать такому напору учителей и поддаются их влиянию. 

Таким образом, мы видим, что у ребенка теряется собственная инициатива, возможность решения тех или иных проблем, преодоление трудностей. Психологи это называют «низкой фрустрационной толерантностью», то есть «сложность совладать с трудностями». Человек лишается того, кто ранее обычно решал все его проблемы. 

— Возвращаясь к детям учителей. Как всё-таки им живется?

— Например, у меня бабушка была учителем в школе, отец пошел по пути учителя, но потом свернул и стал инженером. Учиться на отлично у меня в семье было нормой жизни. То есть у меня в семье нельзя было учиться на четверки. Я сам через это всё проходил, у меня и школьная медаль есть, и красный диплом о высшем образовании, ученая степень. То есть у меня в семье были все атрибуты перфекционизма, но непонятно, для какой цели. 

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги, ученики и их родители»

При перфекционизме внутренняя пустота личности ничем не наполняется. То есть какие-то медали на груди не удовлетворяют внутреннюю самооценку личности. 

Мы не можем лечить всех учителей. Но как люди медицинских профессий, так же и учителя, и другие работающие с людьми — для них очень важно заниматься профилактикой эмоционального выгорания. Люди, работающие с другими людьми, должны понимать особенности психологии, подхода к детям, построения отношений, межличностные границы. Учителям и другим подобным профессиям нужны подобные курсы. 

— Есть такое ощущение, что все школьные конфликты, становящиеся достоянием общественности, связаны с определенным типом учителей. То есть педагоги не смогли разрешить длительный конфликт с учеником, поэтому они переходят в состояние истерии. Или каждый учитель может в такую конфликтную ситуацию попасть?   

— Учителя — тоже люди. Просто мы разные психотипы людей видим среди учителей явнее, потому что вокруг них очень много резонанса, они работают с детьми, поэтому к ним приковано наше внимание. Такие же люди есть среди врачей, психологов. Это касается и других специальностей, тесно связанных с работой с людьми. 

Просто среди учителей людей с определенными психотипами чуть больше, чем где-либо. Среди педагогов очень много перфекционистов. И когда перфекционист сталкивается с неудачей, то ему обязательно надо найти виновного, кого-то ответственного. В школьной среде это, как правило, ребенок, слабое звено, на котором можно отыграться. Тем не менее после эмоциональной разрядки учителей одолевает глубокое чувство вины, они начинают наказывать сами себя. Учителя уничтожают себя после стычек с учениками, роняя себя ниже плинтуса. С ними на самом деле просто нужно больше психологически заниматься, им нужно помогать разобраться в себе. 

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги, ученики и их родители»

— Есть такое ощущение, что сегодня учителями и врачами становятся люди, которые не имеют представления о конфликтах, о современных способах их разрешения. Школы, детсады, поликлиники — это же передовой фронт… На ваш взгляд, какие должны быть установки у человека по отношению к конфликтам, когда он выбирает профессию?

— Кто идет на передовую? Это изначально люди, у которых более низкая самооценка. То есть можно иметь большой профессиональный опыт, но иметь низкую самооценку. Тогда остаться работать на передовой предрешено. Человека будут в этом месте гонять, ругать, унижать, а он станет это терпеть, болеть, страдать, но будет героем. 

А люди с нормальной самооценкой проходят этот этап — работу на передовой в поликлиниках или школах — и идут дальше. Такие люди работают там, где им удобно, они выбирают место, а не место — их. 

Люди же, которым удается проходить через передовые должности, получают важный профессиональный опыт, хорошую школу. Передовой фронт — это важный этап для формирования профессионала. 

А что касается отношения личности к конфликтам… Давайте отмотаем историю людей на 10 лет назад и вспомним, что у них было на школьной скамье, в семье. 

Чаще всего дети видят, что между матерью и отцом есть конфликт. Дети молчат, никто конфликт не обсуждает, друг с другом никто по этому поводу больше не разговаривает. И так проходит день, два, а может, и неделя. 

Мама начинает закатывать скандал со сковородкой, а папа в этот момент куда-то уходит — начинает задерживаться на работе, с друзьями больше тусит, уходит в запой и так далее. То есть родитель избегает конфликта. Естественно, что ребенок видит это и начинает понимать, что такое поведение нормально. Он сам начинает избегать конфликтных ситуаций.

Но конфликт — это неотъемлемая часть нашей жизни, ничего хорошего без конфликта не происходит. Психологам требуются месяцы или годы, чтобы в ребенка внедрить базовое понятие, что конфликт в жизни человека — это нормально. 

«За конфликты в школе ответственны все - педагоги, ученики и их родители»

— Какие выводы из конфликтов должны сделать учителя, дети и родители? 

— Если мы вернемся к состоявшимся школьным скандалам, то выводы следующие — учителя должны призадуматься, действительно ли они работают по своей профессии, действительно ли они обладают необходимыми компетенциями, умеют ли работать с постоянными конфликтными ситуациями в школе. 

Ученикам в период пубертатного возраста стоит задуматься, куда им лучше всего себя приложить, а также о том, где их энергия может быть использована в конструктивном ключе, что для них скучно, а что нет. 

А родителям надо быть внимательнее к своим детям, помогать им определиться с выбором профессионального пути. Если же родители видят какие-то проблемы в ребенке, то им стоит призадуматься, какие их семейные обстоятельства, проблемы и трудности могли это зародить в нем. Таким образом, родителям придется разбираться не только с детьми, но и непосредственно с самими собой. То, что происходит в школах, — это на самом деле загоревшаяся лампочка, которая должна сообщать взрослым о проблемах взрослых.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: