«Раньше мы воспринимали объекты культурного наследия как данность»

О доверии к студентам-архитекторам, методах обучения и стажировках в США.

Общество 07:54 / 4 марта
5

На встрече представителей общественности с президентом России Владимиром Путиным в феврале в Казани свой вопрос главе государства задала директор института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина. Она рассказала о практико-ориентированной подготовке кадров и опыте вовлечения студентов Татарстана в работу по созданию комфортной городской среды. Мы узнали у Карины, как сейчас готовят молодых архитекторов и можно ли им доверять реализацию муниципальных проектов.

- Карина, как и кто в Казани занимается подготовкой молодых архитекторов? 

- Казанская архитектурная школа имеет большую историю. У нас сохранилась традиция института наставничества. Обычно в группе по проектированию работают несколько преподавателей, один из них обязательно профессор. Мы ценим опыт и навыки старшего поколения. Второй - ассистент. Он учится у этого профессора, но в то же время у него есть достаточно знаний, чтобы быть преподавателем. 

Есть и современные тренды, которые включаем в образовательную деятельность, - это практико-ориентированный подход. Недавно я рассказывала об этом первому лицу нашей страны. 

Можно выполнять учебные задания, осваивать дисциплины, которые нам прописывает Минобразования. Так живут традиционные вузы. Мы выполняем те же виды работ, но уже в реальных условиях. Еще в 2016 году мы запустили программу, в рамках которой ребята выезжают в муниципальные районы и делают проекты. Им нужно пообщаться с заказчиком (как правило, это муниципалитет), обсудить с жителями возможные проекты и понять, что бы им хотелось увидеть. Потом они возвращаются в Казань и вместе с преподавателями разрабатывают несколько идей, которые представляют тем же районам. Мы совмещаем традиционные подходы и новые тренды, чтобы отвечать сегодняшним запросам. 

- Проходят ли студенты стажировки в других странах?  

- Учащиеся пользуются возможностью работать с зарубежными экспертами. Они готовят портфолио и уезжают на практику в крупные международные бюро. Зарубежные стажировки в рамках российского образования не предусмотрены, но мы поработали с юристами, много консультировались и нашли путь, как это можно оформить законно. Важно открыть для ребят новые возможности. 

Сейчас студенты загорелись идеей поехать к нашему другу - Шеннону Краусу в США. Он является руководителем американского представительства «Хокс Групп». Мы познакомились с ним осенью на конференции, когда со студентами представляли в Казани проект территории РКБ. Он работал вместе с нами. Позже Краус пригласил наших студентов к себе на стажировку. Сейчас они оформляют документы.  

Стажировку проходят и во Франции, и в Италии, и в Китае. География очень обширная. По времени это занимает несколько месяцев. Предварительно надо подготовить портфолио и пройти очень жесткий отбор. Конкуренция крайне высокая: за возможность получения стажировки борются студенты со всего мира. Компании, которые их принимают, берут на себя все расходы: оплачивают дорогу, обеспечивают жильем и дают небольшую стипендию. За год около 20 студентов нашего института выигрывают в этих конкурсах и уезжают учиться в другие страны. Это очень хороший показатель. 

- Можно ли доверять студентам-архитекторам реализацию проектов?

- Все-таки архитекторы, еще не получившие высшее образование, не обладают в полном объеме теми навыками, которые необходимы в таком важном деле, как благоустройство городской среды. Слишком высока ставка: здесь большая ответственность за жизнь и здоровье людей. Сегодня привлекают к ряду проектов студентов, еще не получивших высшее архитектурное образование. Они работают в команде с наставником - опытным архитектором. В нашем случае это педагоги, которые имеют несколько лет реальной практики и более десяти реализованных проектов. Не каждый преподаватель обладает правом руководить проектом, как и не каждого студента мы можем пригласить в команду. Обучающиеся должны осваивать образовательную программу поэтапно. Проекты благоустройства, в зависимости от объемов и масштабов, мы рекомендуем на разных курсах. Важно включать архитектурные вузы в процесс создания комфортной городской среды. 

- Вы со своей командой выиграли тендер на создание генплана Набережных Челнов. Студенты будут работать над ним? 

- Над ним будут работать опытные, высококвалифицированные специалисты - преподаватели-практики. Наших студентов-градостроителей мы тоже возьмем в команду. Это пока только учеба, потому что у них нет компетенции делать такие важные и сложные проекты, но это прекрасная возможность получить опыт.  

- Какие тренды вы можете выделить в современном архитектурном сообществе Казани?

- Особую ценность как общество, так и государство видят в объектах культурного наследия и в исторической застройке. Десять лет назад были случаи потерь этой ценности, а сегодня это изюминка каждого градостроительного объекта. Например, на коллегии министерства культуры мы презентовали проект Театра юного зрителя. Я описывала территорию, рассказывала, насколько ТЮЗ ценен как объект наследия. Теперь к нему приковано еще большее внимание. Мне кажется, сегодня мы уважительнее относимся к нашей истории, архитектуре. Пару лет назад мы воспринимали объекты культурного наследия как данность. 

- Есть такая тенденция: на обсуждение проекта того или иного городского пространства привлекают местных жителей… 

- Общение с жителями, о котором сегодня много говорят, заложено в методике проектирования. В любом учебнике градостроительного анализа, даже советских времен, есть тематический блок - обсуждения с жителями. Сейчас они видоизменились, появились новые интересные форматы. Это уже не просто беседы и опросы. Мы включаем горожан в работу в рамках воркшопов. У нас возможно такое совместное проектирование.  

- Европейские архитектурные тренды сильно отличаются от наших?

- Я бы хотела отметить один зарубежный тренд, который скоро придет к нам в Россию - это ручная графика. Сегодня интересны проекты, которые сначала рисуются от руки, а потом сканируются и вставляются в компьютерную программу. Лучшие архитекторы мира элементы своей ручной графики оцифровывают и добавляют в программы. Это трудоемко, туда вкладываешь эмоции и особое мироощущение, поэтому они так ценны.   

В Казани такого пока нет, но наши ребята всегда просят сохранять занятия по ручной графике и не сокращать часы. Те навыки ручной графики, которыми мы дорожим в казанской архитектурной школе, очень востребованы и хорошо оплачиваются за рубежом. Это как итальянская мебель ручной работы и штампованная заводская: такой же диапазон в плане оплаты. Многие международные конкурсы мы выигрываем в том числе благодаря этому навыку. В 90-е, когда многие страны переходили на компьютерные программы, у нас не было такой возможности, поэтому навык ручной графики и сохранился.

- Сколько по времени длится обучение будущего архитектора? 

- Мы обучаем бакалавров пять лет. Это на год больше, чем на остальных направлениях подготовки, потому что у архитекторов действительно очень высокая социальная ответственность. Предлагаем обучение в магистратуре два года. Профессиональный стандарт архитектора и градостроителя подразумевает, что после семилетнего обучения он еще не может быть полноценным и единственным автором своего проекта. Он должен как минимум два года работать под руководством опытного архитектора в команде. Молодой архитектор - это специалист в возрасте от 30-35 до 40 лет. 

- Кто из ваших выпускников наиболее известен в профессиональной среде? 

- Наши выпускники в разные годы занимали и занимают должности главных архитекторов в девяти городах России. В настоящее время выпускник Олег Григорьев - первый заместитель директора ГАУ «Институт Генплана Москвы», крупнейшего проектного института России. В Татарстане нашими выпускниками являются главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, главный архитектор Набережных Челнов Алмаз Идрисов. Дмитрий Серегин работает в Китае, а Тимур Калимуллин - в Нидерландах. Это лишь некоторые известные выпускники казанской архитектурной школы, которой уже более 50 лет.

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое

«Прежде чем браться за изучение иностранного, человек должен овладеть родным языком»

Учитель татарского о том, как в школе закладывают фундамент полилингвизма.

Общество 10:01 / 2 февраля
6

Эльвина Назипова - представитель нового поколения учителей татарского языка. В интервью KazanFirst она рассказала, как сейчас живется учителям, преподающим национальные предметы, кто и для чего сдает ЕГЭ и ОГЭ по татарскому, и кому еще, кроме школьников, стоит обращаться к репетиторам. 

- Вы помните, какой спрос на учителей татарского языка был в те времена, когда вы выпускались из университета? 

- С поступлением в университет я жила с мыслью, что буду работать учителем татарского языка. Когда выпускались, мы и подумать не могли, что через пару лет в будущем перед нами встанет проблема сокращения часов, такого отношения к языку. Поэтому я тогда так свободно взялась за преподавание татарского. Параллельно вела и английский. Нас в группе было 20 девушек. Все, кроме двух, устроились на работу по специальности. Значит, спрос был. 

- А следите за тем, каков он сейчас?

- Конечно, когда у меня сегодня есть своя работа, я не сталкивалась с таким вопросом. Нельзя сказать, что спрос прежний, но он сохранился. К такой мысли можно прийти исходя из того, что тех же самых моих одногруппниц сократили во время недавней шумихи, но некоторым из них удалось восстановиться учителями татарского языка и литературы в другие школы. Большинство начали вести английский язык, остальные прошли переподготовку на учителей русского и начальных классов.  

- Вам удалось сохранить непрерывную деятельность в качестве специалиста, на которую вы учились в университете. Каков ваш стаж? 

- Три года. За это время я успела многое. Имею множество наград. В прошлом году я стала победительницей республиканского конкурса «Учитель года-2018» в номинации «Учитель-инноватор». Начинала свою работу в гимназии №27 с татарским языком обучения, а с сентября этого учебного года я преподаю в 180-й многопрофильной полилингвальной гимназии. Веду татарский язык и литературу у учеников среднего звена. 

- Сколько часов татарского языка и литературы в неделю выделяется в вашей гимназии? 

- В среднем звене уроки татарского и литературы приходятся в соотношении 2 к 1. То есть в неделю мы занимаемся два урока татарским языком и один литературой.

- А программа, методика обучения изменились?  

- Глобальных изменений нет. Над ними еще ведутся работы ученых и педагогов. По этому поводу нас уже не единожды собирали. Мы высказываемся на волнующие нас вопросы, вместе ищем пути решения проблем и в итоге приходим к чему-то общему. Мы и раннее работали так, что  большой акцент делался на развитие коммуникативных навыков учеников. То есть стремились преподавать не только одну теорию и правила, а в первую очередь научить детей общаться на этом языке. 

- Мы - это учителя? 

- Да. 

- То есть ещё до поднятия всей шумихи со стороны родителей о том, что учителя слишком много внимания уделяют изучению теории, вы уже отошли от этого? 

- Конечно. Это же касается не только татарского, но и других языков. В первую очередь дети должны научиться общаться, разговаривать на языке. Если их не заинтересовать общением, то как тогда их завлечь теорией предмета? Если ученик свободно общается со своим другом или учителем, ему будет намного проще изучить теорию. Молодые учителя должны помнить об этом особенно хорошо. А чтобы дети общались на языке во время занятий, важно быть не только учителем, но и другом ученика. Мы должны говорить на уроках не только о научных вещах, но и о простых, жизненных. Мои 8-е, 9-е классы интересуются у меня тем, куда им будет лучше поступить. Я могла бы подумать, почему это они говорят об этом со мной, а не с родителями. Но ведь это же такая радость, что твой ученик так близок с тобой, общается на татарском языке. У каждого учителя должна быть изюминка, которую он должен уметь вложить в методику своего обучения. 

- Будь бы у вас возможность внести свою лепту в разработку новой методики, какой бы она была? Ваши представления. 

- Мы ведь и на самом деле участвуем в процессе создания новой методики. Что касается лично моего мнения, то я бы вела уроки не только теорией, но и свободным общением. К свободному общению можно расположить даже через те  же самые соцсети. Я веду страницу в «Инстаграме» не только как Эльвина Рифатовна. Показываю себя в разных отраслях. Кроме работы в гимназии я тружусь еще и на ТВ, и на радио. И дети спрашивают меня, как я все успеваю? Я начинаю рассказывать, что успевать можно все, но для этого нужно усердие и любовь к своему делу. В свое время я тоже училась и в школе, и в университете. Я тоже сдавала ЕГЭ. Только старательное обучение может привести к большому успеху.  Все это говорится во время занятий. Но я не думаю, что если уделить немного времени от урока таким разговорам, ученикам будет хуже, наоборот, эти разговоры им очень полезны. С этим можно мотивировать каждого. И, наконец, когда я вижу, что вошла в доверие к детям, я чувствую, что смогу объяснить им и теорию науки. Какой бы она сложной ни была. Наша задача и заключается в том, чтобы пропустить всю сложность через себя и преподнести это детям простым языком. Тогда они даже не заметят, что тема была трудной. 

- Дети ведь наверняка знают о сложившейся языковой ситуации. Они не козыряют этим? 

- Если уж вы и говорите об этом, значит, такие случаи были, но в моей памяти их нет. И не слышала, вроде. Конечно, дети знают, что часы сократили. Мы даже на занятиях об этом говорим. «Мы и так с вами встречаемся два раза в неделю, давайте уж постараемся», - обращаюсь я к ним иногда. Но такого равнодушного отношения я не замечаю. 

- А экзамен по татарскому языку сохранился? 

- И в 9-м, и в 11-м классе он сдается по выбору ученика.  В моей группе таких нет. Есть в параллельном классе. 

- Обычно всякий предмет для сдачи ЕГЭ или ОГЭ выбирают, чтобы поступить куда-нибудь. А куда поступают с татарским?  

- Я думаю, что в большинстве своем татарский сдают те, кто в будущем собирается стать учителем этого предмета или получить  профессии, связанные с этим предметом.

- А есть репетиторы по татарскому языку? 

- Раньше были, когда ОГЭ был обязательным для всех. Лично я никогда не бралась за это дело, хотя были случаи, что меня просили. Есть одна интересная вещь. Сегодня взрослые, давно закончившие школу, с разными специальностями, стремясь общаться на татарском, нанимают репетиторов. Взять только наших артистов, певцов эстрады. Среди них есть те, кто владеет татарским не очень хорошо. А язык им нужен, чтобы, например, красиво давать интервью, чтобы без проблем выступать со сцены на родном языке. А среди школьников репетиторов нанимают для учеников младших классов. Однако примерно неделю назад одна женщина узнала, что я учитель татарского языка, и попросила позаниматься с ее сыном. А потом она узнала, что я еще и учитель английского языка. И предложила вести занятия у ее чада по английскому. Я удивилась и спросила, почему она так резко передумала. Та ответила, что английский важнее. Я была поражена. Конечно, не секрет, что спрос на английский и китайский с каждым днем увеличивается. Но мне бы очень хотелось, чтобы люди поняли, что перед тем, как браться за изучение любого иностранного языка, ты должен в совершенстве владеть своим родным. Нужно задуматься: а знает ли в совершенстве русский - русский язык, татарин - татарский язык. В совершенстве - это не только «Исәнмесез» и «Сау булыгыз».  

- Как, по-вашему, нужна ли была вся эта встряска с языком? 

- Я всегда говорю, что все происходит по воле Всевышнего. Было - значит, это должно было произойти. Это все философская мысль. А если в действительности… Если бы эта проблема не встала перед нами, разве было бы сейчас столько внимания к нашему языку?  

- Напоследок совет от профессионала. Как привить любовь детям к татарскому языку? 

- На сегодняшний день я очень рада тому, что за время своей работы успела поработать с учениками как младших классов, так и средних. И могу сказать, что младших заинтересовать языком легче. Но общаться с ними наравне сложнее. А со взрослыми все наоборот. Их трудно заинтересовать, но говорить с ними наравне  вполне возможно. С ними нужно побольше общаться. Я думаю, им не хватает общения с родителями. Представьте, что дети занимаются в школе, на кружках и на тренировках до самого вечера. Кто-то приходит в семь, кто-то в девять. Как происходит общение с родителями? Ребенок общается с ними утром по дороге в школу и вечером на ужине. Это еще с мамами. А если отцы работают сменами? По причине нехватки общения с родителями дети находят нового друга в лице гаджетов. Отношения с родителями еще более усугубляются. Интерес к учебе пропадает. Нужно больше времени проводить вместе. Сегодня такая история случилась с татарским языком. А завтра может случиться с другими языками. Если крепко держаться всем вместе - учитель, ученик, родитель, то никаких проблем в учебе происходить не будет.

КОММЕНТАРИИ (10)
Казанский татарин
Симпатичная казашка
1
ОТВЕТИТЬ
Ринат
Она татарка
2
Эльдар
Не трогай его, он из бывших арийцев белобрысых с голубыми глазами, прискакал сюда из под Монголии
2
Кигавен
По поводу "встряски"испугалась девушка сказать что думает на самом деле )) фига в кармане осталась конечно.Омерзительное унижение языка останется в памяти ,Все проходит и это тоже пройдет.Главное не забывать ))
-1
ОТВЕТИТЬ
Булат
это казашка из Оренбургских степей. Татары - это певица Алсу, актриса Чулпан Хаматова,хоккеист Наиль Якупов, актёр Риналь Мухаметов...
-4
ОТВЕТИТЬ
Эльдар
А то что ты пишишь, это как раз таки митисы! Читай историю Инков, и демографию, антропологические данные перуанской нации изучай!
0
Татар кызы
Шаккатам мондый икейөзле кешеләргә. Акны ак, караны кара дип әйтергә кайчан өйрәнәләр инде?
0
ОТВЕТИТЬ
Эльдар
Кем кара, кем ак сон ?
2
Эльдар
Кем икейөзле ?
2
Эльдар
Бар ят!
2
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
самое читаемое
самое читаемое
самое читаемое
наверх