«Распространение коронавируса поменяет покупательские привычки»

«Распространение коронавируса поменяет покупательские привычки»
Уполномоченный по технологиям искусственного интеллекта в Татарстане рассуждает,
как поменяется жизнь после пандемии.

— Расскажите о ваших первых шагах в карьере.

— Фактически я начал работать, учась на третьем курсе бакалавриата. И это не была деятельность, связанная с проектом или моей нынешней работой. Это было мое становление. В это время я начал думать, для чего живу. Где-то на третьем курсе я начал пробовать себя в качестве стартапера. Это был сервис для автомобилистов, назывался он «АТС». Я думал, придумал нечто, что может перевернуть отрасль автомобилестроения. Получилось не очень, но это неотъемлемая часть пути каждого стартапера.  

— Это был ваш первый проект?

— Да, это был первый проект, в который я верил, как в «Цифровую деревню», но он был не такой успешный.

— Какие еще проекты вы смогли реализовать хотя бы на уровне «минимально жизнеспособного продукта» (MVP) и которые помогли вам или вашей команде в развитии?

— Если говорить об АТС, там был некий MVP, который позволил получить определенные знания. Каждый раз когда ты что-то делаешь, ты же делаешь не только для того, чтобы добиться результата. Ты растешь в какой-то степени. Не нужно готовить сразу какую-то «звезду смерти», какой-то супер-пупер продукт. Важно начать с чего-то самого простого, что может быть полезно твоей аудитории. Когда мы делали MVP, мы получали новые знания, ошибались и понимали, как нужно делать по другому.

«Распространение коронавируса поменяет покупательские привычки»

— Какие самые значимые, ключевые события происходили в тот период и привели вас к тому, кем вы сейчас являетесь?

— Это сложный путь. Я изначально выбрал путь, который не очень-то комфортный. Если кто-то решит встать на этот путь стартапера, ему нужно быть готовым отдавать. Он может смотреть по сторонам, видеть, как люди с такими же способностями, например, могут устроиться на работу, получать хорошую зарплату. А ты только отдаешь в течение длительного времени и не получаешь ничего взамен. И ты либо «умираешь» в этот момент, либо растешь. Как мне кажется, самым важным является то, насколько тебя «торкает» от того, что ты делаешь. Даже если результата нет, но ты веришь и тебе нравится, что ты делаешь, то ты вырастешь и будешь получать удовольствие от того, как ты вырос.

— Недавно в Рыбно-Слободском районе появился первый магазин без касс. Является ли это прототипом американского «Амазона»? Как эта система функционирует и какие будут следующие шаги в этом направлении?

— Такие магазины без продавцов являются частью экосистемы «Цифровая деревня» — стартап-проекта, над которым мы работаем последние года три. Это важная часть проекта, она фундаментальная, позволяет сельским жителям получить доступ к продуктам первой необходимости. В Татарстане более 700 сел, в которых нет ни одного магазина. Чтобы купить хлеб, вам надо ждать автолавку — мобильную точку торговли, которая приезжает раз в неделю, или поехать в соседнее село или город. Это не очень удобно. Такое происходит не только потому, что невыгодно, но и потому, что очень часто не могут найти продавца в селах. Есть село, в котором живет 200 человек, а магазина нет, хотя есть предприниматель, который построил «магазин» и готов работать, но он не может найти продавца. Мы решаем эту проблему. Есть магазины Amazon Go в Америке, но у нас технологии немного другие, более дешёвые. Потому что в первую очередь мы ориентированы на сельский тип аудитории. Это самое главное. Мы применяем совершенно другой стек, это позволяет нам все сделать дешевле. Стоимость оборудования в такой магазин — где-то 190 000 рублей. Соответственно, сегодня у нас два магазина функционирует. До конца года планируется открыть еще семь. По итогам посмотрим — будем ли масштабироваться. Еще такой магазин есть в деревне Шестая речка.

— Как выстроена система покупки товаров?

— Предварительно люди регистрируются. Давайте возьмем самую сложную ситуацию — магазин в селе. Это абика, ей 70 лет, она вообще ничего не умеет и не знает, но ей надо купить в этом магазине. Это такой же магазин, единственное требование абики — она должна зарегистрироваться у представителя. В каждом селе мы находим человека, который помогает односельчанам пройти эту процедуру, получить карточку и пополнить счет. Дальше человек приходит в магазин. Там есть тамбур — маленькое помещение, где две двери. Он приходит в тамбур, там авторизуется. Потом открывается дверь в торговый зал, он берет что нужно, камера считывает, что ты взял. Не нужно мобильное приложение, дополнительные навыки. Нужно лишь взять товары с полок, положить в карман и пойти на выход — все. Представь, что ты хочешь украсть. Ты взял товар, но ты не можешь зайти без регистрации. Там если человек и украл, то мы знаем, кто это.

«Распространение коронавируса поменяет покупательские привычки»

— Как обстоят дела в других регионах? Есть аналоги?

— Аналоги, безусловно, есть. Они решают немного другие задачи и проблемы, ориентированы на город. У нас же фокус на сельские территории. Есть очень много запросов от других регионов — Башкортостана, Удмуртии, в том числе от предпринимателей. Мы сейчас фокусируемся на республике для того, чтобы обкатать все и понять. Я думаю, в I квартале следующего года мы будем масштабироваться.

— Вы выпускник бизнес-инкубатора казанского IT-парка, в связи с этим вопрос. Действительно ли это та площадка, куда вы готовы прийти с идеей и уйти с продуктом? И второй вопрос: есть ли еще площадки, где можно попробовать развиваться начинающему стартаперу?

— Начнем с первого вопроса — можно ли прийти с идеей и уйти с продуктом. Можно никуда не ходить, сидеть дома с идеей и получить продукт. Просто в IT-парке это будет сделать проще, наверное. Все зависит от тебя самого. Не стоит ожидать, что ты попал в IT-парк, подал заявку, прошел отбор и вдруг сделал «единорога» — стартап, который стоит больше миллиарда долларов.  Все зависит от тебя. IT-парк предоставляет хорошую возможность пропитчиться множеству людей, компаний, потенциальных партнеров, которые могут принести тебе какую-то пользу. Важно, как ты сам себя ведешь. Если ты везде активен, везде пытаешься презентовать свой проект и рассказать о нем, то IT-парк тебе в этом поможет. Это хорошая площадка, учитывая стоимость нахождения, инфраструктуру, которую ты получаешь, возможности помимо офиса.

— В первую очередь, когда вы приходите в IT-парк, получаете атмосферу и фундамент, из-за которого можете двигаться дальше?

— Атмосферу в том числе, но она не поможет двигаться дальше. Тебе нужен продукт и продажи. Ты получишь связи и контакты людей, которые тебе могут в чем-то помочь. Что важно на начальном этапе. Далее ты можешь презентовать партнерам. В неделю раз точно кто-то приходил, и им можно было пропитчиться. IT-парк позволяет принять тебе участие в различных мероприятиях. В одном из них я поучаствовал и пропитчился перед президентом Татарстана. Это был второй питч, после этого я получил определённые возможности. Лучше в IT-парке, чем не в IT-парке, скажу так. Что касается альтернатив, то это единственная площадка.

— Эксперты говорят, что коронавирус станет поводом для новой научно-технической революции. Если это реально, какие изменения в IT могут произойти, проекты возникнуть? Я недавно видел, что МТС совместно с Huawei запускает голографическую связь. Есть еще какие-то технологии?

— У меня есть гипотеза, что распространение коронавируса и введение режима самоизоляции поменяет покупательские привычки. То есть ускорит их трансформацию. Больше людей будут готовы заказывать онлайн. Это самое главное с точки зрения стартаперов. Ты делаешь продукт, но до этого не было покупательской привычки, как до «Убера». Было множество приложений, которые делали то же самое, но они не взлетали, потому что люди не были готовы заказывать. Режим самоизоляции, как мне кажется, подготовил людей к множеству сервисов. У меня есть гипотеза, какие можно будет в ближайшее время запилить, например, сервис по доставке еды. Суть в том, что люди видят логистические издержки. Они понимают, что они платят за то, что им товар доставляется до дома. Они платят в виде минимальной суммы заказа, другими путями. При достижении критической массы — в доме еще другие пять соседей, которые заказывают еду, — можно заказать ее в одной корзине (операции). И это снижение логистических издержек. В республике, скажу как уполномоченный, мы запилили робота Лилию. Прекрасная «девушка», которая отвечает на вопросы по теме коронавируса. Это телефонный бот, которому можно позвонить и в свободной форме задать вопрос. Пока она только учится и не такая умная, но в ближайшее время, надеюсь, станет очень топовой.

«Распространение коронавируса поменяет покупательские привычки»

— В Казани все круто для цифровизационного просвещения молодежи. А как быть, если ты стартапер из Челнов, Альметьевска, Елабуги?

— Смотря какой они делают продукт. Главное — аудитория. Ты же делаешь продукт для людей. Если эти люди находятся там, то в чем проблема? Разработку можно осуществлять удаленно, использовать фрилансеров. Различие стартапа от традиционного бизнеса — неотъемлемая часть стартапа — инвестиции. Ты не можешь делать стартап без инвестиций, без финансирования. Он подразумевает под собой инновационную бизнес-модель, которая еще не обкатанная и рисковая. Соответственно, первое время она тебе не приносит денег. Нет денег — ты не можешь развиваться. Стартапы — инновационная штука, которая вряд ли будет сразу приносить тебе прибыль, а чтобы развиваться, нужны деньги. Я не уверен, что в маленьких городах возможно привлечь инвестиции, наверное, имеет смысл уезжать туда, где есть инвестиции.

— Что вы думаете по поводу «Школы программирования 21» от Сбербанка?

— Я думаю, это крутая платформа. Я общался с одной девочкой, которая училась в школе в Америке, которая там называлась «Школа 42». Она раскрывала, как происходят занятия, и это очень круто. Есть нужные модели обучения, которые на сегодня наиболее эффективны. И если есть возможность и хочешь получать знания в сфере IT, надо туда идти. Это очень круто.

— Смотрели новый фильм Дудя про Кремниевую долину?

— Смотрел.

— Каков шанс создания такой же атмосферы в нашей республике? Сколько времени может уйти?

— Никогда этого не будет. Вы же помните, что говорили те, кто там живет. Они говорили, что это сочетание огромного количества факторов. Исторического, людей — это комплексный вопрос. Просто привлечь инвестиции недостаточно. Должно сложиться огромное количество факторов. Мы видим «Сколково» — ну не получается так. Это не говорит, что ничего не нужно делать — стараться создать какую-то площадку, в которой технологический предприниматель мог бы развиваться, вести свою деятельность надо. Но ждать результатов, которые выдает Кремниевая долина, — очень сложно.

«Распространение коронавируса поменяет покупательские привычки»

— Москва, в кавычках, старается успевать за Кремниевой долиной. Есть ли у нас шанс хотя бы сравняться с Москвой в этом плане?

— Мы идем достаточно вровень. Возьмем «Сколково». Вы знаете хотя бы одну компанию, которая вышла из «Сколково»? А из Иннополиса?

— Есть ли у вас в этом плане душевная боль? Как будто республике не хватает IT-бренда, на федеральном уровне. Сколько времени должно пройти, чтобы у нас появился авторитет на федеральном уровне и не на уровне властей?

— Суть в том, что ты делаешь продукт для аудитории. Если ты решаешь какую-то боль, то ты найдешь свою аудиторию. Вопрос только в маркетинге и инвестициях. Если у тебя продукт решает боль, то ты найдешь аудиторию. Возможно, рынка внутри России тебе не хватит — это другой вопрос. Я не считаю, что такая проблема с IT-брендом есть.

— Куда пойдете работать, когда состаритесь?

— Я пойду на пенсию.

— Каких технологий в вузах сейчас не хватает? Например, когда вовсю используется Face ID, мы все еще проходим по студенческим. 

— Мне кажется, проблемы в образовании нет. Главную проблему, которая немного другая, не решить. Я согласен с тем, что говорил профессор Стэнфорда о проблеме в модели образования. Даже на моем примере: я поступил на строителя в КГАСУ, и все. Ты, получается, сел в вагонетку, у тебя нет возможности передумать. Потому что я не уверен, что человек в возрасте 18 лет может принять взвешенное решение, с которым он готов пройти всю жизнь. Вот в этом проблема.  

— Вы стали победителем проекта «Цифровой прорыв». С учетом старта заявочной кампании интересно узнать ваше мнение и узнать секретный ингредиент победы.

— Поучаствовать может каждый, но чтобы победить, нужно собрать топовую, разностороннюю команду. За 48 часов реализовать решение, которое будет лучше, чем у других команд.

— Деньги, которые вы выиграли, идут лично ребятам или на проект?

— Лично ребятам. Но я деньги вложил в проект — приобрел оборудование.

— Как народ может помочь «Цифровой деревне»?

— Много как. Мы скоро собираемся выкатывать возможность заказов фермерской продукции от сельских жителей, которых мы обслуживаем. Можно купить ее. Правда, чуть позже.

«Распространение коронавируса поменяет покупательские привычки»

— Что вы чувствуете, когда читаете, что попали в список «30 до 30», или когда вас называют «завидным женихом»?

— Про «Форбс» мне сестра написала утром, я почувствовал удовлетворение от того, что тот труд, который я вкладывал ежедневно в течение многих лет, оценился людьми, экспертами. Я почувствовал, что мой труд оценили. Приятно. Когда увидел в списке жених, то улыбнулся.  

— Как попасть в вашу команду?

— Написать мне в Директ. Мы так уже нашли чувака, который сегодня, по сути, руководит разработкой аппаратных решений в магазинах без продавца.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *