«Электронная торговля будет расти двузначными темпами»

«Электронная торговля будет расти двузначными темпами»
Рассказываем, как пандемия повлияла на электронную торговлю, какую самую
необычную покупку совершил казанец и какой должна быть бондовая зона в
Татарстане.

Ни для кого не секрет, что пандемия стала настоящим акселератором развития электронной торговли как в России, так и в Татарстане. По словам директора по связям с госорганами «AliExpress Россия» Сергея Лебедева, летом онлайн-продажи по Казани на их площадке выросли на 73%, а самую необычную покупку совершил казанец, который приобрел аппарат для сварки ювелирных изделий за $3000. Какие еще товары заказывали казанцы, исчезнут ли субботние походы по магазинам в ближайшие годы и какой должна быть бондовая зона в Татарстане, Лебедев подробнее рассказал в интервью для KazanFirst.

«Электронная торговля будет расти двузначными темпами»

— Сергей Юрьевич, на ваш взгляд, как развивался рынок онлайн-ритейла последние три года в Татарстане?

— Потребители из России привыкли покупать онлайн. Это, в первую очередь, удобно. Татарстан — не исключение. Одна из причин любви к онлайн-шопингу в России — заманчивые ценовые предложения и скидки. Покупательная способность населения снижается, а онлайн-торговля остается наиболее выгодным способом покупки необходимых товаров, особенно в регионах.

Площадка AliExpress в России работает с 2010 года, за это время она сильно трансформировалась: изменилось позиционирование, сократились сроки доставки, увеличился ассортимент, включая товары от российских производителей.

— Можно ли сказать, что пандемия дала стремительный толчок для роста электронной коммерции, особенно в Татарстане?

— Условия пандемии и самоизоляции в России стали драйвером для онлайн-торговли. Многие продавцы перешли в онлайн с собственными магазинами или вышли на маркетплейсы. Доля локального бизнеса в обороте AliExpress Россия увеличилась в два раза, в том числе благодаря пандемии. За последние месяцы число локальных продавцов увеличилось в разы, сейчас более 22 тысяч продавцов предлагают нашим покупателям порядка 3,5 миллиона различных товаров. В том числе и в Татарстане – на маркетплейсе зарегистрировано более 130 продавцов из Казани. Главные категории товаров, в которых работают местные продавцы: автозапчасти, товары для дома и сада, инструменты и мебель. В период самоизоляции и активного роста онлайн-продаж количество продавцов из региона выросло на 136%.

— Фиксировали ли вы какие-то пики активности жителей республики в период самоизоляции?

— Летом онлайн-продажи на площадке AliExpress Россия в Казани выросли на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В топе товарных категорий в городе были смартфоны и аксессуары, товары для дома, ТВ, платья, наушники, ноутбуки, футболки и рубашки, бортовые компьютеры для авто, инструменты и сумки. По сравнению с прошлым годом покупатели площадки из Казани стали приобретать больше ТВ и одежды, инструментов для дома. Бестселлерами продаж стали смартфоны Xiaomi Redmi 7A, женские кроп-топы, мужские браслеты, смартфоны HONOR 10i, гель-лаки, наборы надувных шаров, USB-накопители, массажеры для тела, женские браслеты и магнитные детские конструкторы.

«Электронная торговля будет расти двузначными темпами»

— А если брать Татарстан в целом, топ товаров меняется?

— Наиболее популярные категории среди жителей Татарстана – смартфоны и аксессуары, товары для дома, товары для авто, аудио- и видеотехника для дома, товары для здоровья, инструменты, бытовая электроника, женская одежда и ноутбуки. 

Также жители Татарстана активно используют AliExpress как площадку для поддержки своего бизнеса. Предприниматели покупают оборудование и расходные материалы, которые используют в производстве. Например, летом самой необычной покупкой в Казани стал аппарат для сварки ювелирных изделий за $3000.

— Действительно необычная покупка. Сергей Юрьевич, как коронавирус повлиял на офлайн в глобальном смысле? Можно ли сказать, что будущее теперь за электронной коммерцией?

— Если смотреть глобально, то пандемия усилила те тренды, которые наметились в конце 2019 года. Во-первых, кратно выросло количество заказов продуктов питания и товаров повседневного спроса. Во-вторых, изменились предпочтения потребителей по доставке — все больше людей выбирают доставку в постаматы. В-третьих, за период пандемии, по разным оценкам экспертов рынка, появилось более 10 млн новых онлайн-покупателей. И, наконец, кратно выросло количество онлайн-продавцов, которые до пандемии работали только офлайн.

— А согласны ли вы с мнением, что онлайн-покупки не заменят полностью офлайн и что походы в магазин — это вечная история?

— Люди всегда будут ходить по магазинам. Офлайн-покупки, особенно в России, в первую очередь связаны с досугом, социализацией. Кроме того, есть определенные категории товаров, покупка которых в большей степени связана с эмоциями, опытом и тактильными ощущениями. Онлайн несомненно будет завоевывать все большую долю в ритейле, потому что способен предложить гораздо больший ассортимент товаров по более низким ценам. Но офлайн-шопинг по-прежнему останется с нами.

— Сейчас республика работает над созданием первой бондовой зоны. Как вы оцениваете реальные возможности Татарстана и какой регион мог бы быть серьезной альтернативой для размещения бондовых складов?

— Уверен, что со мной согласятся все коллеги по отрасли, если я поблагодарю руководство Татарстана за своевременную, продиктованную реальными условиями на рынке инициативу по созданию в России бондовых складов. Татарстан очень удачно расположен географически — как раз на пути следования грузов из Азии в Европу и обратно. Кроме того, республика располагает необходимой логистической инфраструктурой, развитым ж/д и авиасообщением. К тому же на территории Татарстана есть крупный логистический центр Почты России.

«Электронная торговля будет расти двузначными темпами»

— На бизнес-миссии вы говорили, что России при создании бондовой зоны не нужно копировать существующие модели, а стоит придумать что-то более эффективное с использованием IT-технологий. Тогда, например, какой может быть российская модель?

— Совершенно верно. Полагаем, что оператор бондовых складов должен обладать современной IT-платформой, которая в автоматическом режиме позволит продавцам и производителям товаров управлять товарными остатками, а маркетплейсам собирать информацию о текущей номенклатуре и размещать заявки на отгрузку товаров. Такая IT-платформа должна быть интегрирована со всеми ключевыми магистральными логистическими операторами, отвечающими за трансграничную пересылку товаров, и c логистическими операторами последней мили в России для доставки товаров непосредственно потребителям. На наш взгляд, такими возможностями обладает Почта России. Кроме того, Почта России — это компания с государственным участием, поэтому логично было бы возложить на нее контроль над деятельностью бондовых складов.

— А какие трудности в создании бондовой зоны, помимо таможенного законодательства, вы видите?

— Модель бондовых складов — это модель win-win для государства и бизнеса. Бондовые склады позволяют повысить собираемость налогов и платежей, исключить возможность так называемого серого импорта. Для производителей это возможность оптимизировать логистические расходы и за счет этого получить ценовое конкурентное преимущество на свои товары при экспорте за рубеж. Для потребителей — возможность получить трансграничные товары в кратчайшие сроки. 

Бондовые склады успешно работают в Китае, Малайзии, Польше и соседних Эстонии, Латвии, Казахстане. Полагаем, что Россия должна в полной мере использовать свое уникальное географическое положение и транзитный потенциал. Введение у нас системы бондовых складов поможет переориентировать потоки с Латвии и Эстонии через Россию в Европу. Очевидно, что на первом этапе необходимо отработать систему, сделать ее максимально выгодной для бизнеса. И только после этого вводить дополнительное регулирование. Жесткие регуляторные меры сейчас приведут к отказу бизнеса работать по такой модели, так как слишком высокие издержки сделают ее нецелесообразной. Это в первую очередь касается технических регламентов, различных дополнительных таможенных сборов и налогов.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться электронная торговля ближайшие пару лет?

— Если вкратце — будет расти двузначными темпами. По разным оценкам, к 2025 году доля проникновения онлайна в общий объем ритейла удвоится, достигнет 12-13%. По этому показателю Россия встанет в один ряд с развитыми странами. В целом мы с оптимизмом смотрим на рынок России – потенциал очень большой, и реализовываться он будет в первую очередь за счет локальной части.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *