«Электронная торговля будет расти двузначными темпами»

Рассказываем, как пандемия повлияла на электронную торговлю, какую самую необычную покупку совершил казанец и какой должна быть бондовая зона в Татарстане.

Ни для кого не секрет, что пандемия стала настоящим акселератором развития электронной торговли как в России, так и в Татарстане. По словам директора по связям с госорганами «AliExpress Россия» Сергея Лебедева, летом онлайн-продажи по Казани на их площадке выросли на 73%, а самую необычную покупку совершил казанец, который приобрел аппарат для сварки ювелирных изделий за $3000. Какие еще товары заказывали казанцы, исчезнут ли субботние походы по магазинам в ближайшие годы и какой должна быть бондовая зона в Татарстане, Лебедев подробнее рассказал в интервью для KazanFirst.

- Сергей Юрьевич, на ваш взгляд, как развивался рынок онлайн-ритейла последние три года в Татарстане?

- Потребители из России привыкли покупать онлайн. Это, в первую очередь, удобно. Татарстан - не исключение. Одна из причин любви к онлайн-шопингу в России - заманчивые ценовые предложения и скидки. Покупательная способность населения снижается, а онлайн-торговля остается наиболее выгодным способом покупки необходимых товаров, особенно в регионах.

Площадка AliExpress в России работает с 2010 года, за это время она сильно трансформировалась: изменилось позиционирование, сократились сроки доставки, увеличился ассортимент, включая товары от российских производителей.

- Можно ли сказать, что пандемия дала стремительный толчок для роста электронной коммерции, особенно в Татарстане?

- Условия пандемии и самоизоляции в России стали драйвером для онлайн-торговли. Многие продавцы перешли в онлайн с собственными магазинами или вышли на маркетплейсы. Доля локального бизнеса в обороте AliExpress Россия увеличилась в два раза, в том числе благодаря пандемии. За последние месяцы число локальных продавцов увеличилось в разы, сейчас более 22 тысяч продавцов предлагают нашим покупателям порядка 3,5 миллиона различных товаров. В том числе и в Татарстане – на маркетплейсе зарегистрировано более 130 продавцов из Казани. Главные категории товаров, в которых работают местные продавцы: автозапчасти, товары для дома и сада, инструменты и мебель. В период самоизоляции и активного роста онлайн-продаж количество продавцов из региона выросло на 136%.

- Фиксировали ли вы какие-то пики активности жителей республики в период самоизоляции?

- Летом онлайн-продажи на площадке AliExpress Россия в Казани выросли на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В топе товарных категорий в городе были смартфоны и аксессуары, товары для дома, ТВ, платья, наушники, ноутбуки, футболки и рубашки, бортовые компьютеры для авто, инструменты и сумки. По сравнению с прошлым годом покупатели площадки из Казани стали приобретать больше ТВ и одежды, инструментов для дома. Бестселлерами продаж стали смартфоны Xiaomi Redmi 7A, женские кроп-топы, мужские браслеты, смартфоны HONOR 10i, гель-лаки, наборы надувных шаров, USB-накопители, массажеры для тела, женские браслеты и магнитные детские конструкторы.

- А если брать Татарстан в целом, топ товаров меняется?

- Наиболее популярные категории среди жителей Татарстана – смартфоны и аксессуары, товары для дома, товары для авто, аудио- и видеотехника для дома, товары для здоровья, инструменты, бытовая электроника, женская одежда и ноутбуки. 

Также жители Татарстана активно используют AliExpress как площадку для поддержки своего бизнеса. Предприниматели покупают оборудование и расходные материалы, которые используют в производстве. Например, летом самой необычной покупкой в Казани стал аппарат для сварки ювелирных изделий за $3000.

- Действительно необычная покупка. Сергей Юрьевич, как коронавирус повлиял на офлайн в глобальном смысле? Можно ли сказать, что будущее теперь за электронной коммерцией?

- Если смотреть глобально, то пандемия усилила те тренды, которые наметились в конце 2019 года. Во-первых, кратно выросло количество заказов продуктов питания и товаров повседневного спроса. Во-вторых, изменились предпочтения потребителей по доставке - все больше людей выбирают доставку в постаматы. В-третьих, за период пандемии, по разным оценкам экспертов рынка, появилось более 10 млн новых онлайн-покупателей. И, наконец, кратно выросло количество онлайн-продавцов, которые до пандемии работали только офлайн.

- А согласны ли вы с мнением, что онлайн-покупки не заменят полностью офлайн и что походы в магазин - это вечная история?

- Люди всегда будут ходить по магазинам. Офлайн-покупки, особенно в России, в первую очередь связаны с досугом, социализацией. Кроме того, есть определенные категории товаров, покупка которых в большей степени связана с эмоциями, опытом и тактильными ощущениями. Онлайн несомненно будет завоевывать все большую долю в ритейле, потому что способен предложить гораздо больший ассортимент товаров по более низким ценам. Но офлайн-шопинг по-прежнему останется с нами.

- Сейчас республика работает над созданием первой бондовой зоны. Как вы оцениваете реальные возможности Татарстана и какой регион мог бы быть серьезной альтернативой для размещения бондовых складов?

- Уверен, что со мной согласятся все коллеги по отрасли, если я поблагодарю руководство Татарстана за своевременную, продиктованную реальными условиями на рынке инициативу по созданию в России бондовых складов. Татарстан очень удачно расположен географически - как раз на пути следования грузов из Азии в Европу и обратно. Кроме того, республика располагает необходимой логистической инфраструктурой, развитым ж/д и авиасообщением. К тому же на территории Татарстана есть крупный логистический центр Почты России.

- На бизнес-миссии вы говорили, что России при создании бондовой зоны не нужно копировать существующие модели, а стоит придумать что-то более эффективное с использованием IT-технологий. Тогда, например, какой может быть российская модель?

- Совершенно верно. Полагаем, что оператор бондовых складов должен обладать современной IT-платформой, которая в автоматическом режиме позволит продавцам и производителям товаров управлять товарными остатками, а маркетплейсам собирать информацию о текущей номенклатуре и размещать заявки на отгрузку товаров. Такая IT-платформа должна быть интегрирована со всеми ключевыми магистральными логистическими операторами, отвечающими за трансграничную пересылку товаров, и c логистическими операторами последней мили в России для доставки товаров непосредственно потребителям. На наш взгляд, такими возможностями обладает Почта России. Кроме того, Почта России - это компания с государственным участием, поэтому логично было бы возложить на нее контроль над деятельностью бондовых складов.

- А какие трудности в создании бондовой зоны, помимо таможенного законодательства, вы видите?

- Модель бондовых складов - это модель win-win для государства и бизнеса. Бондовые склады позволяют повысить собираемость налогов и платежей, исключить возможность так называемого серого импорта. Для производителей это возможность оптимизировать логистические расходы и за счет этого получить ценовое конкурентное преимущество на свои товары при экспорте за рубеж. Для потребителей - возможность получить трансграничные товары в кратчайшие сроки. 

Бондовые склады успешно работают в Китае, Малайзии, Польше и соседних Эстонии, Латвии, Казахстане. Полагаем, что Россия должна в полной мере использовать свое уникальное географическое положение и транзитный потенциал. Введение у нас системы бондовых складов поможет переориентировать потоки с Латвии и Эстонии через Россию в Европу. Очевидно, что на первом этапе необходимо отработать систему, сделать ее максимально выгодной для бизнеса. И только после этого вводить дополнительное регулирование. Жесткие регуляторные меры сейчас приведут к отказу бизнеса работать по такой модели, так как слишком высокие издержки сделают ее нецелесообразной. Это в первую очередь касается технических регламентов, различных дополнительных таможенных сборов и налогов.

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться электронная торговля ближайшие пару лет?

- Если вкратце - будет расти двузначными темпами. По разным оценкам, к 2025 году доля проникновения онлайна в общий объем ритейла удвоится, достигнет 12-13%. По этому показателю Россия встанет в один ряд с развитыми странами. В целом мы с оптимизмом смотрим на рынок России – потенциал очень большой, и реализовываться он будет в первую очередь за счет локальной части.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ольга
Как по мне, как только все узнали, что вирус из китая. мгновенно все перестали заказывать с али думая что в посылке пришлют вирус.
0
1
Ответить

Марат
@Ольга Нормальные люди с мозгами так не думали, тк вирус живет на пластике 3 дня, на железе вроде 2 дня итд
1
0
Ответить

Дима
@Марат Британские ученые выяснили, что вирус живет на телефоне и на пластике более месяца так что думайте сами
0
0
Ответить

Аня
@Ольга Больше вероятности заразиться в пятерочке потрогав продукты, чем от посылки из Китая, да и обработать же можно все.
1
0
Ответить

Фанис
Теперь понятно почему на Казань экспресс начали всякую фигню продавать, сухофрукты, шоколадки итд)
0
0
Ответить

Руслан
Е-комерс сектор даст фору еще всему остальному бизнесу, особенно если закроют все второй раз, выживут только доставки и онлайн шопинг
1
0
Ответить

Ильдар
@Руслан только на это нет денег ни у меня ни у большинства жителей России, 6 лет к ряду падают реальные доходы россиян, разоряется малый и средний бизнес, такими темпами и онлайну придет кирдык
1
0
Ответить

Вакуумное доение
@Руслан Спрос может расти только пропорционально доходам. Из вакуума деньги не добываются. Не уж то доходы будут расти двузначными темпами?
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite