«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»
Этнополитолог в интервью журналисту KazanFirst Ильнуру Ярхамову рассказывает,
что если отдельно рассмотреть пять переписей населения в Башкирии за последние
32 года.

Любопытная картина складывается по этнической и языковой ситуации между татарами и башкирами, если проанализировать данные больших переписей 1989, 2002 и 2010 годов и микропереписей, которые проводились в 1994 и 2015 годах. Если сравнить их между собой, то можно сделать следующие выводы.

Во-первых, ситуация по этнической ситуации в Башкортостане судя по большой переписи населения 1989 года и миропереписей 1994 и 2015 годов идентичная — башкиры численно уступают татарам. В то время как большие переписи населения 2002 и 2010 годов показывают, что башкир больше татар.

Во-вторых, даже если считать большие переписи населения 2002 и 2010 годов «объективными», но взять во внимание языковую ситуацию в Башкортостане, то явствует доминирование в республике носителей именно татарского языка, а не башкирского. А это опять бросает тень сомнения в объективности данных больших переписей 2002 и 2010-го годов.

— Ильдар Махмутович, в СМИ и в соцсетях идёт интенсивная дискуссия за «историческую идентичность» татар и башкир Башкортостана. К сожалению, пока не слышен голос социологии и статистики. Как смотрите на такую ситуацию?

— Да, с приближением Всероссийской переписи населения страсти действительно накаляются. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. В погоне за «объективными цифрами» ангажированные историки углубляются в архивные данные глубокой древности начиная аж с 16-17 веков, в качестве доказательства приводятся исторические источники 18-19 веков, начала 20 века. Это исторические источники. Да, они хороши для истории, но они не могут дать сегодняшнюю картину этнического, языкового состава населения в Башкортостане.

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

В пылу борьбы мало кто обращает внимание на данные самой последней переписи, а именно микропереписи населения России 2015 года. А ведь это самая последняя, так сказать самая свежая статистика, которая у нас, то есть у государства, есть перед предстоящей в этом году Всероссийской переписью. Именно она позволяют прогнозировать итоги предстоящей переписи, так как со времени ее проведения прошло всего 5 лет.

— В чем смысл проводить микроперепись населения? Зачем это делать между большими переписями населения? Почему только один раз, а не два и более?

— В промежутке между большими переписями, которые, как вам известно, бывают 1 раз в 10 лет и, как правило, в начале десятилетнего цикла (2010, 2020 гг.), проводятся микропереписи населения, в которых происходит, во-первых, апробация всей процедуры предстоящей переписи, в том числе переписного листа, чтобы потом при необходимости можно было внести коррективы, учесть опыт. Во-вторых, выборка микропереписи составляется с максимальным учетом всех параметров, то есть ею охватываются вся территория как региона, так и страны, обязательно учитываются демографические данные. 

В объективности данных микропереписи сомневаться не приходится, их данные изучают ученые – экономисты, социологи, демографы, статисты, их используют в ходе своей деятельности министерства и ведомства, другие государственные структуры. Поэтому микропереписи по времени проводятся в самой середине межпереписного цикла.  

Также необходимо отметить, что кроме больших переписей есть еще специализированные переписи, например, сельскохозяйственная перепись. Они тоже проводятся в межпереписной период, но у них цель другая.

— Как была организована микроперепись населения 2015 года?

— С 1 по 31 октября 2015 года переписчики обходили все жилые помещения счетного участка, попавшего в выборку. Они опрашивали постоянно проживающее в них населения и вносили ответы в электронные опросные листы на планшетах. В исключительных случаях опрос респондентов производился с использованием бумажного опросного листа, откуда всё потом переписывали в электронный опросный лист. В результате проведения микропереписи обследованием было охвачено 1,5% численности населения России, такая же доля населения участвовала в микропереписи и в Башкирии.

— Как при микропереписи отбирались те или иные территории Башкортостана?

— Это очень важный вопрос — формирование выборочной совокупности, говоря проще, конфигурация территорий и групп населения, по которому можно судить о всей Башкирии вообще. Выборочная совокупность микропереписи удовлетворяло следующим требованиям:

— территориальное представительство в выборке городского и сельского населения; 

— отражение основных структурных особенностей населения;

— возможность получения репрезентативных итогов по обобщающим демографическим и социально-экономическим характеристикам.

Выборка микропереписи сформирована на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. То есть, вот какую картинку по населению мы получили по итогам ВПН-2010, вот такую картинку и воссоздали для проведения микропереписи в 2015 году. Национальную принадлежности респондентов микропереписи узнавали на основе ответов на вопрос «Ваша национальная принадлежность (по самоопределению в соответствии со ст. 26 Конституции России)». Переписчик был обязан задавать вопрос строго в такой формулировке, в которой он записан в опросном листе, и записывать ответ строго со слов опрашиваемого. Если опрашиваемый отказывался называть свою национальную принадлежность, проставлялась метка «отказ от ответа».

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

— Наверное, микроперепись населения 2015 года должна отражать в себе ровно те тенденции, которые мы видим в предыдущих Всероссийских переписях населения (2010-й, 2002-й и 1989-й годов)? В нашем случае нам интересны этническая идентичность и выбор родных языков у респондентов, а именно у татар Башкортостана. Есть разница между микропереписью и большими переписями?

— Есть, причём самая явная, самая нарочитая. Эту разницу даже трудно интерпретировать какими-то происходящими этническими и этнолингвистическими процессами в Башкортостане. Складывается ощущение, что в больших переписях переписывали одну республику, а при микропереписи — совсем другую. Извините, но налицо явная манипуляция данными.

Но давайте детальнее перейдём к сравнениям полученных данных. Итак, посмотрим на таблицы (по самоидентификации и по родным языкам), которые я составил по материалам микропереписи 2015 года. Они коррелируют с данными переписи населения 1989 года, а также данными микропереписи 1994 года. То есть все три переписи отражают одну и ту же этническую и языковую ситуации в Башкортостане. Все эти переписи — про одни и те же тенденции. Но если сравнить микроперепись населения 2015 года, то она сильно отличается от данных ВПН-2010 и совсем-совсем отличается от данных ВПН-2002.  

— Почему так получилось?

— Дело здесь в том, что местные власти просто-напросто не влияли на проведение микропереписи, упустили из виду, сосредоточившись на больших переписях. Поэтому, так получается, что данные микропереписи более близки к реальной этнической и языковой картине в регионе, чем данные переписей 2002 и 2010 годов. Этот вывод можно подкрепить итоговыми цифрами микропереписи по другим регионам и по обобщенными данными по стране в целом.

Например, сравнение данных микропереписи 2015 года с данными двух последних больших переписей в соседних с нами регионах показывает, что они между собой коррелируют, то есть, у них нет таких скачкообразных ростов и резких падений в цифрах, которые мы наблюдали в Башкирии.

Давайте сравним данные МПН-2015 с итогами трех последних переписей – 1989, 2002 и 2010 годов. Вы сами видите, что зигзаги этностатистики – это не отражение реальных этнодемографических процессов, а результат манипуляции с цифрами в ходе ВПН 2002 и ВПН 2010.

Хочу отметить, вот эти огромные скачки и падения в численности татар и башкир происходит именно на западе и северо-западе Башкирии, охватывает обширную территорию, в первую очередь, сельской местности начиная от Татышлинского района на севере республики и заканчивая Миякинским районом на юге. В городах, а также на востоке республики мы не наблюдаем таких статистических аномалий. Сходная картина и с данными МПН-2015 по родным языкам, а также владению языками.

В первой таблице видно, что МПН-2015 года выявила людей с башкирской этнической идентичностью среди городского населения 14,3%, среди сельского — 35,2%. Тогда как у татар: 29,7% горожан и 30% селян. Если суммировать цифры по городу и селу, то по башкирам и татарам соотношение получается 23,3% и 29,8%, соответственно. Чтобы вы понимали, видя результаты МПН-2015, мы говорим, что республика Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир.

Таблица 1. 

Население Республики Башкортостан, принявшее участие в микропереписи 2015 г., по этнической принадлежности*

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

*Составлена по источнику: Росстат.

По языкам картина практически идентичная, налицо доминирование татарского над башкирским в качестве «родного». Среди горожан башкирский как родной указали лишь 11,7%, селяне — 25,5%. Татарский же язык указали как родной в городе 26,1%, в деревнях — 34,2%.    

Таблица 2. 

Население Республики Башкортостан, принявшее участие в микропереписи 2015 г., по родному языку*

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

 *Составлена по источнику: Росстат.

Мы же должны понимать, что сегодня у человек может быть один родной язык, в редких случаях — два и в совсем редких – три, а владеть он может совсем другим языком. А родным указывает тот язык, который считает, возможно, не родным конкретно для себя, а родным для своего народа. В общем, разницу между «родным языком» и «языком владения» в анкетных данных вы улавливаете. Таковое восприятие у людей. По ним картина тоже явно не в пользу башкирского языка. Думаю, в пору вообще бить тревогу и говорить о потере башкирского литературного языка среди городских жителей Башкортостана. 

Башкирский язык в качестве языка владения в 2015 году указали лишь 8,5% опрошенных городских респондентов, селяне — 33,3%. По татарскому языку: 25,7% у горожан и 38,6% у селян. Сводная цифра по башкирскому и татарскому языкам как «языкам владения» получается 21,4% и 31,3%, соответственно.

Таблица 3. 

Население Республики Башкортостан, принявшее участие в микропереписи 2015 г., по владению языками*

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

*Составлена по источнику: Росстат.

А теперь вернёмся к данным переписей населения в 1989, 2002 и 2010 годах. Башкир соответственно насчитывалось более 863,8 тысяч человек, затем резкий скачок  до 1,22 млнчеловек (на 357,5 тысяч человек), затем небольшое снижение до 1,17 млн человек (на 49,0 тысяч человек). По татарам мы видим сначала 1,12 млн человек, потом резкое сокращение до 990 тысяч человек (ровно на 130,0 тысяч человек), затем небольшой рост до 1,09 млн человек (на 18,6 тысяч человек).

Таблица 4. 

Динамика численности основных этнических групп в РБ по данным переписей населения 1989, 2002, 2010 гг.*

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

*Источники и литература:   1.Национальный состав населения Башкирской АССР по результатам Всесоюзной переписи  населения 1989. Уфа, 1990. 105 с.; 2. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический сборник. В 2 ч. Ч. 1. / под ред. А.М. Ганиев и др. – Уфа: Башкортостанстат, 2013.  – 193 с.;3. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический сборник. В 2 ч. Ч. 2. / под ред. А.М. Ганиев и др. – Уфа: Башкортостанстат, 2013.  – 189 с. 

А вот если рассмотреть в динамике данные по языковой картине между переписями 1989 года и 2010 года, то получается любопытная картина. Башкирский в качестве родного языка в 1989 году указали 16,5% населения, в 2010 году — 22,4%. В то время как татарский родным назвали 31% и 26,7% населения. Перед нами опять вся та же картина превалирования татарского языка в конце 80-ых годов. И она сохраняется и по прошествии 20 лет, к переписи в 2010 года. 

Что это может значит? Тут либо башкиры и другие народы республики стали массово переходить на татарский язык, который является родным для стремительно сокращающегося числа татар Башкортостана по переписи. Либо процесс языковой ассимиляции у башкир куда стремительнее, чем у татар. Либо мунипуляторы-этностатисты выпустили из своего фокуса этноязыковую идентичность, сделав упор только на этническую идентичность и подгонку цифр под себя. В общем, тут не мне делать выводы, сами всё понимаете.

Ситуацию по «владению языками» по данным переписей в 1989, 2002 и 2010 году абсолютно идентичная с ситуацией по «родным языкам». Опять же перед нами превалирование именно татарского языка.

Таблица 5. 

Динамика распределения население Республики Башкортостан по родному языку
(данные переписей населения 1989 и 2010 гг)*

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

*Таблица составлена по опубликованным материалам Росстата. 

**В переписном бланке 2002 г. пункт о родном языке владения отсутствовал,  в ходе переписи зафиксировано лишьвладение языками – задавались отдельные вопросы«Владеете ли  Вы русским языком?» и «Какими иными языками Вы владеете?». В переписном бланке 2010 г. вопрос о родном языке был снова восстановлен.

Таблица 6. 

Динамика распределения население Республики Башкортостан по владению языками (данные переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг.)*

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

*Таблица составлена по опубликованным материалам Росстата.

— Зачем в Башкирии для этого расходуется столько ресурсов, сил и даже есть готовность к сознательному обострению татаро-башкирских отношений? Что им дает вот такое искусственное увеличение официально численности титульного этноса?
 
— Вот именно, вы правильно сказали, искусственное увеличение численности. Ведь от того, что численность башкир, особенно в северо-западной части Башкирии вырастет, принципиально в жизни как башкир, так и татар, и других народов ничего не изменится. Фактически на деле башкиры останутся башкирами, а татары татарами. Но это полбеды, а основная беда в том, что большой осадок, след от этой пропаганды останется на долгие годы в памяти людей. В народе ведь нет этих проблем, о которых пишут некоторые ангажированные историки и журналисты, а также просто любители в соцсетях. Это все надуманные проблемы.

Здесь уместно процитировать моего научного руководителя, выдающего ученого Раиля Кузеева. Кстати, башкирские историки, когда пишут о западных башкирах очень любят обильно цитировать именно этого ученого.  Нынешнее татаро-башкирское противостояние возникло не сегодня и не вчера, а уже тянется с советских времен. Говоря об этом, на мой взгляд, лучше Кузеева не скажешь. Он об этом писал после переписи 1989 года:  «…Складывается довольно парадоксальная ситуация. Во время переписей, один раз в 10 лет вся пропагандистская мощь поднимается, чтобы напомнить западным башкирам о том, что они «башкиры» и даже очень древние. Но между переписями они, оказывается, все же не «настоящие». (*Кузеев Р.Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демократического обновления. Уфа, 1990. С. 41, — Ред.).

«Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир»

По большому счету, с тех пор мало что изменилось. Нынешних радетелей западных башкир реальные языковые, культурные, образовательные потребности самого башкирского народа мало интересует, их интересует бумажная численность народа, но это самообман, не более того.

Если бы их интересовали реальные проблемы, то эти «защитники» интересов башкир выступали за второй равноправный литературный башкирский язык, чтобы 50% эфира на ТВ и радио велось на этом языке, чтобы печатались  республиканские газеты, чтобы преподавание в школах западной Башкирии велось на этом языке, чтобы дети из западных районов также свободно могли учиться, например, в элитарной гимназии-интернате им. Рами Гарипова и т.д. На это готовы пойти сегодняшние «покровители» западных башкир? Сомневаюсь. Поэтому все их потуги — это не более чем простая демагогия и преследование собственных узкокорыстных интересов.

— Ну, а нам, татарам и башкирам что делать? Как сохранить между нами братский мир?

— К сожалению, пока нет достаточного понимания, к чему может привести вся эта пропаганда и информационная война. Поэтому руководители как Башкортостана, так и Татарстана должны предпринять реальные шаги, чтобы снять возникшую  напряженность. Ведь она не украшает отношения двух соседних, надеюсь, дружественных республик.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *